Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Урок 38. Постэмбриональный период (Горбатова Т.Ф.)

Текст урока

  • Конспект

     ФИО: Горбатова Тамара Фёдоровна,
    Должность: учитель биологии
    Место работы: МБОУ Алексеевская СОШ
    Название предмета: Биология
    Класс: 9
    УМК:«Биология. Общие закономерности. 9 класс», авторы: С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин, В.Б. Захаров,И.Б., Агафонова; М. Дрофа, 2012г
    Уровень обучения: базовый.
    Тема урока: Постэмбриональный период развития.
    Общее количество часов, отведённое на изучение темы: 1 час.
    Место урока в системе уроков по теме: Индивидуальное развитие организмов (онтогенез).
    Цель урока: изучить особенности постэмбрионального периода развития живых организмов.
    Задачи:
    Образовательные: сформировать представление о закономерностях и основных типах развития организмов, чем отличается прямое развитие от непрямого; биологическое значение метаморфоза.
    Развивающие: продолжить формировать умение выделять главное, сравнивать, обобщать, умение составлять логические опорные схемы, самостоятельно работать с новым материалом, самостоятельно работать с тестами, анализировать, делать выводы. 
    Воспитательные: способствовать осознанию значимости  постэмбрионального периода развития; воспитывать мотивацию к обучению; формировать материалистическоемировозрение развития органического мира.
    Тип урока: комбинированный.
    Метод проведения: объяснение, беседа, самостоятельная работа.
    Планируемые предметные результаты:
    ученик должен:
    - знать понятия: «прямое развитие», «непрямое развитие», «метаморфоз», «рост», «развитие» и др.;
    - уметь: характеризовать типыпостэмбрионального развития, приводить примеры прямого и непрямого типа развития для выявленных закономерностей.
    Техническое обеспечение урока: мультимедийное приложение «Биология. Общие закономерности.9 класс» к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, М.Б. Агафоновой, Н.И. Сонин; «Дрофа» 2011г.; ноутбук; диепроектор; экран.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:учебник Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности» 9 класс, методическое пособие к учебнику «Биология. Общие закономерности» С.Г. Мамонтова,В.Б.Захарова, М.Б. Агафоновой, Н.И. Сонин; «Дрофа» 2011г.;инструктивная карта; тесты, таблица «Развитие насекомых».
    Содержание урока:
    1. Организационный момент.
    2. Актуализация знаний.
    3. Мотивация и целеполагание.
    4.  Изучение нового материала
    5.  Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся.
    6. Рефлексия.
    7.  Д/З.
    Ход урока:
    I.Оргмомент:
    1. Приветствие учеников.
    2. Настраивание  учащихся на урок.
    3. Проверка готовности учащихся к уроку.
    II. Актуализация знаний
    Вступительное слово учителя:
     Итак, ребята, мы сейчас с вами вспомним основные понятия по пройденной теме «Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)». Напомните, пожалуйста, а что это такое – индивидуальное развитие организмов? - слушаем ответы учащихся. Хорошо, молодцы. 
    1.(фронтальный опрос)
    - Что такое зигота?
    -Как возникают новые клетки при дроблении?
    -Чем дробление отличается от митотического деления клеток взрослых животных?
    -Что такое зародышевые листки?
    -Что такое органогенез?
    2.Биологический диктант по терминам. Необходимо закончить предложение:
    1.Что образуется в результате дробления зиготы?__________(бластула).
    2.Внутри бластулы образуется полость__________(первичная полость).
    3. Дробление яйцеклетки бывает __________, как у лягушки,  и___________ как у рыб и ____________.(полным, неполным, рептилиям).
    4.Бластула в процессе развития переходит в новую стадию_________(гаструлу).
    5.Зародыш на этой стадии состоит из зародышевых листков: _____ и _____(эктодермы и энтодермы).
    6.Совокупность процессов, приводящих к образованию гаструлы, называют________(гаструляцией).
    7. С появлением третьего листка________, зародыш становиться трёхслойным (мезодермы). 
    8. Процесс возникновения и нарастания структурных и функциональных различий между отдельными клетками и частями зародыша называется______(дифференцировка).
    9. Зародышевые  листки дают начало одним и тем же органам и тканям, называются___ (гомологичными).
    10.Как называется стадия развития зародыша, на которой закладываются органы?_____(органогенез).
    11. Эпидермис кожи является производным______(эктодермы)
    12. Пищеварительная система является производным______(энтодермы).
    13. Хрящевая и костная ткань является производным______(мезодермы).
                 III.Мотивация и целеполагание.
    1.Учитель:
    «Если вспомнить  половое  размножение, то началу всему организму дает одна клетка — зигота. Для того чтобы малое число клеток превратилось в полноценный организм, необходим целый ряд сложных, сменяющих друг друга превращений.
    Мы знаем, что процесс индивидуального развития организма называется …. онтогенезом. Этот процесс сопровождается реализации генетической информацией, полученной от родителей.
    Что же происходит после рождения организма?
    Все ли организмы развиваются и растут одинаково?
    Развитие организмов  делят на периоды: эмбриональный постэмбриональный — от выхода из яйцевых  оболочек или рождения до смерти организма.
    Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?
    Учащиеся называют тему урока.
    2. Работа учащихся:
    Учащиеся  записывают тему в рабочих тетрадях. Находят определение и делают запись в рабочих тетрадях.
    3. Учитель: Что бы вы хотели узнать на уроке по новой теме?
    Учащиеся:
    -Когда наступает постэмбриональный период развития  живых организмов
    -Как осуществляется  постэмбриональный период развития  живых организмов?
    IV.Изучение нового материала:
     1.Учитель предлагает посмотреть слайды мультимедийное приложение  «Биология. Общие закономерности. 9 класс» - «Постэмбриональный период развития».
    2.Учитель проводит блиц опрос после просмотра слайдов мультимедийного приложения:
    -Какое развитие называют постэмбриональным?
    -В чём особенность прямого развития?
    -Чем отличается прямоеот непрямого развития? Примеры.
    -В чём заключается биологическое значение метаморфоза?
    3. Самостоятельная работа учащихся (индивидуальная работа):
    -Работа с таблицей (инструктивная карточка) 
    Задание к таблице №1
    1.Составить кластер «Типы развития», дать описание каждому типу развития.
    2.Дописать схему непрямого развития насекомых.
    V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся:
    Индивидуальная работа с тестами (2 варианта).По итогам тестирования проводится взаимопроверка.
    VI.Рефлексия:
    на уроке я узнал….
    теперь я могу…
    было интересно…
    было трудно… 
    VII. Домашнее задание: § 33. Вопросы к  параграфу стр.166. Приготовить презентации: «Работы Ф. Мюллера  и Э. Геккеля в области эмбриологии», «Роль русского учёного А.Н. Северцова в  области эмбриологии»
    Ответы к тестам:
    Вопросы
    1 вариант
    2вариант
    1.
    г
    б
    2.
    в
    г
    3.
    в
    в
    4.
    б
    в
    5.
    в
    в
    В.1.
    11121
    21121
    В.2.
    21121
    21211
    Оценочный лист
    Фамилия,
    имя
    Проверка домашнего задания
    (устный опрос)
    Работа с биологическими терминами
    (биол. диктант)
    Блиц
    опрос
    Тест на закрепление материала
    (взаимопроверка)
    Само
    оценка
    за урок
    Оценка
     за урок
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Инструктивная карточка
    1.Биологический диктант по терминам. Необходимо закончить предложение:
    1. Что образуется в результате дробления зиготы?__________
    2. Внутри бластулы образуется полость__________
    3. Дробление яйцеклетки бывает __________, как у лягушки,  и___________ как у рыб и ____________.
    4.Бластула в процессе развития переходит в новую стадию_________
    5.Зародыш на этой стадии состоит из зародышевых листков: _____ и _____
    6.Совокупность процессов, приводящих к образованию гаструлы, называют________
    7. С появлением третьего листка________, зародыш становиться трёхслойным.
    8. Процесс возникновения и нарастания структурных и функциональных различий между отдельными клетками и частями зародыша называется______
    9. Зародышевые  листки дают начало одним и тем же органам и тканям, называются___ 
    10. Как называется стадия развития зародыша, на которой закладываются органы?_____
    11. Эпидермис кожи является производным______
    12. Пищеварительная система является производным______
    13. Хрящевая и костная ткань является производным_____
    
    2. Кластер «Типы развития», дать описание каждому типу развития
    Тип развития.
    
    
    
    
    
    
    3. Дописать схему непрямого развития насекомых.
    Полное превращение:                                                                  Непрямое развитие:
    Яйцо                                                                                                         Яйцо
    Личинка
    _________                                                                                               __________
    
    Взрослое насекомое              _________
    4. Тесты «Постэмбриональный период развития»
    I вариант
    1.Постэмбриональное развитие может быть
    а) прямое
    б) непрямое
    в) внутриутробное
    г) прямое и непрямое
    2. Непрямой тип эмбрионального развития характерен для:
    а) человека
    б) ящерицы прыткой
    в) лягушки травяной
    г) воробья
    3.  Метаморфоз – это
    а) прямое развитие
    б) определенный рост
    в) непрямое развитие
    г) неопределенный рост
    4. Стадии развития с неполным метаморфозом
    а) яйцо, куколка, взрослая особь
    б) яйцо, личинка, взрослая особь
    в) яйцо, взрослая особь
    г) яйцо, личинка, куколка, имаго
    5. Стадии развития с полным метаморфозом
    а) яйцо, личинка
    б) яйцо, куколка, взрослая особь
    в) яйцо, личинка, куколка, взрослая особь
    г) яйцо, личинка, взрослая особь
    В1. Установите соответствие между организмом и способом постэмбрионального развития, для которого он характерен.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    В.2.Установите соответствие между особенностью онтогенеза и периодом, 
    для которого она характерна
    
    ОСОБЕННОСТЬ
    ПЕРИОД
    
    
    
    А) характерен полный метаморфоз
    Б) особь участвует в репродукции
    В) формируется бластула и гаструла
    Г) характерно достижение половой зрелости
    Д) происходит формирование тканей и органов
    1) эмбриональный
    2) постэмбриональный
    
    
    
    А
    Б
    В
    Г
    Д
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    2 вариант
    1. Последовательность стадий эмбрионального развития:
    а) оплодотворение, дробление, гаструляция
    б) дробление, гаструляция, гисто- и органогенез
    в) гистогенез, гаструляция, органогенез
    г) гаструляция, гисто- и органогенез
    2. Период развития у животных после выхода из эмбриональных оболочек называется
    а) зародышевым
    б) физиологическим
    в) эволюционным
    г) постэмбриональным
    3. В постэмбриональном периоде может происходить
    а) дробление; б) нейруляция; в) метаморфоз; г) гаструляция
    4. Постэмбриональное развитие, при котором из яйцевых оболочек выходит или рождается организм с органами, свойственными взрослому, называют
    а) С полным превращением
    б) Непрямое
    в )Прямое
    г) С неполным превращением
    5.Метаморфоз – это
    а)Этап эмбрионального развития
    б)Измерение размеров тела
     в)Превращение личинок во взрослую форму
    г)Разнообразие формы тела животных разных популяций
    
    В.1.Установите соответствие между особенностью онтогенеза и периодом, для которого она характерна
    Особенность
    Период
    
    
    
    А) характерен полный метаморфоз
    Б) особь участвует в репродукции
    В) формируется бластула и гаструла
    Г) характерно достижение половой зрелости
    Д) происходит формирование тканей и органов
    1) эмбриональный
    2) постэмбриональный
    
    
    
    А
    Б
    В
    Г
    Д
    
    
    
    
    
    
    В.2. Установите соответствие между видом насекомого и 
    способом постэмбрионального развития, для которого он характерен.
    Вид
    Способ постэмбрионального развития
    
    
    
    А) пчела медоносная
    Б) комнатная муха
    В) зеленый кузнечик
    Г) колорадский жук
    Д) азиатская саранча
    1) развитие с превращением
    2) развитие без превращения
    
    
    
    А
    Б
    В
    Г
    Д
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Горбатова Т. Ф.

    Скачать: Биология 9кл - Конспект.docx