Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Урок 52. Селекция микроорганизмов. (Козловская Л.Х.)

Текст урока

  • Конспект

     
    Козловская Лена Хусаиновна, учитель биологии высшей квалификационной категории МБОУ Благодарновская средняя общеобразовательная школа
    Предмет : биология
    Класс: 9
    УМК: Н. И. Сонин. Биология. Общие закономерности.
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока:  Селекция микроорганизмов.
    Достижения и основные направления современной селекции
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 3
    Место урока в системе уроков по теме: 3
    
    Цель урока:  формирование представлений об основных методах селекции микроорганизмов, выявление преимуществ селекции микроорганизмов 
    выявить значение селекции микроорганизмов.
    Задачи: Образовательные: показать методы селекции, применимые к микроорганизмам,; Воспитывающая: патриотическое воспитание на примере отечественных селекционеров
    Развивающие: формировать умения выделять главное, сравнивать, анализировать, формулировать выводы.
    Оборудование: проектор, ноутбук, презентация, дидактический материал, учебник.
    Планируемые результаты:
    Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому материалу, выражают положительное отношение к процессу познания.
    Метапредметные:
    Познавательные: осуществляют поиск информации, самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем;
    Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, и сохраняют учебную задачу.
    Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; принимают позицию партнера.
    Тип урока: комбинированный.
    Ход урока:  
    I.Организационный момент. Приветствие. Проверка подготовленности к уроку.  «Вы видите  перед вами на слайде «Цветик - семицветик». Каждый цвет означает определенное настроение. Сейчас вам нужно выбрать цвет, который соответствует вашему эмоциональному состоянию. Отметьте у себя на листочках тот цвет, который соответствует вашему настроению на данный момент. (Слайд 2)
    II. Актуализация знаний и проверка домашнего задания.
    1.Фронтальный опрос по вопросам  учебника стр. 211 (слайд 3)
    2.Биологический диктант по теме «Основы селекции».Выберите утверждения, которые являются верными. (Слайд 4)
    1. Открыл закон гомологических рядов Н.И. Вавилов.
    2. Основой селекции является  наука экология.
    3. Н. И. Вавилов установил 10 центров  происхождения культурных растений.
    4. Родиной  кукурузы является  Центральная Америка.
    5. Родиной твердых сортов пшеницы является Среднеазиатский центр.
    6. Родиной картофеля и томата является Африка.
    7. Средиземноморский центр является родиной сахарной свеклы
    8.Центры многообразия культурных растений совпадают с теми местами, где располагались великие древние цивилизации.
    9. Ученики Н. И. Вавилова сформулировали закон гомологических рядов наследственной изменчивости.
    10. Современные генетические методы дают возможность добиваться в селекции растений очень крупных успехов.
     (Слайд 5) Оцетие друг друга. Осуществление взаимопроверки.
    Ответы:
    1. Да. 2. Нет. 3. Нет. 4. Да. 5. Нет. 6. Нет. 7. Да. 8. Да. 9. Нет. 10. Да.
    3.Работа по группам.
    А теперь, ребята, попробуем решить биологические задачи. (Слайд).Для этого, нам необходимо поделиться на группы по рядам. (Ресурсный материал к уроку)
    4.Выступление представителей групп.
    III. Мотивация к  деятельности и целеполагание.
    «Микроб, этот гадкий утенок первых лет эпидемиологии, благодаря успехам науки и техники, достижениям человеческого гения, превратился в прекрасного лебедя генетической инженерии современной биотехнологии и индустрии живых клеток»  
    ( Слайд 9)
    Это высказывание принадлежит Б.А. Нейману.  Пожалуйста, ответьте на вопрос: как вы понимаете это высказывание? Сформулируйте тему нашего урока и цели, которые мы должны достигнуть в ходе урока, существует ли необходимость в селекции микроорганизмов? Учащиеся формулируют тему и цели урока.
    Итак, запишем в тетрадях тему сегодняшнего урока «Селекция микроорганизмов»
     Учитель: Важную роль в жизни природы и человека  играют микроорганизмы. Без них невозможно ни хлебопечение, ни виноделие, ни производство молочнокислых  продуктов,  антибиотиков, витаминов, гормонов, ферментов. Кормовой белок играет важнейшую роль  в сельском хозяйстве (при производстве силоса), кроме того, микроорганизмы служат для биологической защиты растений и очистки сточных вод. Благодаря этому, развивается промышленная микробиология и ведется интенсивная селекционная работа по выведению новых штаммов микроорганизмов.
    Основываясь на предыдущем материале, давайте дадим определение. Итак, что такое биотехнология? Учащиеся формулируют определение.
    Биотехнология – это  наука, об использовании живых объектов и биологических процессов в производстве (Слайд  10)
     Давайте вспомним, кого мы называем микробами, или микроорганизмами?
     Микроорганизмы – это группа организмов, имеющая микроскопические размеры и состоящие в основном из одной клетки. К ним можно отнести бактерий, микроскопических грибов, простейших.
    - Какими  они обладают преимуществами перед другими организмами?
    Ответы учащихся.
    Слайды 11 -16
    Чтобы получить источники для получения продукции ценных веществ, используется метод клеточной инженерии. Благодаря данному методу, можно получить результат: при извлечение клеток растения женьшеня, получается то же лекарство, что и из целого растения.  Этот метод дает способ гибридизации разных клеток, проведение  которого половым путем невозможно.  Как результат, возможно получение гибридов клетки и организмов картофеля и томатов, яблони и вишни и прочих.(Слайд).
    Методы биотехнологии: Генная инженерия, клеточная инженерия, клонирование. ( слайд)
    IV. Усвоение новых знаний и способов действий.
    Задание на слайде  17.  Смысловое чтение текста. Прочитайте текст и  составьте кластер 
    « Методы селекции микроорганизмов»
    Проверка  выполнения задания на слайде 18
     VI. Первичное закрепление материала. Фронтальная беседа по вопросам.
    1.Как вы думаете, какую роль играет селекция микроорганизмов для народного хозяйства?
    2. Что нового вы узнали  о селекции микроорганизмов на сегодняшнем уроке? 
     3. Дайте определение биотехнологии.
    4. Раскройте понятие генной инженерии.
    Индивидуальная  работа. Тест (Ресурсное обеспечение). Выполнение теста. Проверка на слайдах.19-21
    VII. Рефлексия.  Вы можете выбрать на листочках тот цвет, который соответствует вашему настроению на данный момент
    Подведение итогов. Выставление оценок.
    Домашнее задание. Изучить параграф 45.   Ответить на вопросы. Подготовить кроссворд по теме « Селекция»
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Козловская Л. Х.

    Скачать: Биология 9кл - Конспект.docx
  • Ресурсный материал к уроку

     Ресурсный материал к уроку.
    1 Группа. 
    Знаменитый русский селекционер И.В. Мичурин вывел более 300 сортов плодовых и ягодных культур, на выведение же одного сорта требуется не менее 20 лет. Поэтому жизнь этого учёного – беспримерный подвиг, пример колоссального трудолюбия и патриотизма. Мало кому известно, что Мичурин занимался и селекцией цветов – роз, лилий. Голландцы предлагали большие деньги за лилию фиалкоцветную. Не продал… А каков метод получения этого растения, излюбленный мичуринский метод?
    2 группа
    Всеми любимый виноград сорта кишмиш не имеет семечек, обладает раннеспелостью и приятным вкусом. Сорт Кишмиш Чёрный и сорт Кишмиш Белый овальный обладают хромосомным набором 4 п. Как называются такие растения, как можно получить растения с удвоенным набором хромосом?
    3 группа
    В 1760-е годы английский селекционер Р. Бейкуэлл сформулировал два правила селекции крупного рогатого скота: «Скрещивай лучшее с лучшим» и «Подобное рождает подобное». Трудами этого специалиста Англия во многом обязана своим лидирующим положением в племенном животноводстве. О каких методах селекции идёт речь в данных высказываниях?
    
    
    
     Задание. Прочитайте текст и составьте кластер «Методы селекции микроорганизмов»
            В селекции микроорганизмов используются их способности синтезировать какие-либо полезные для человека соединения (аминокислоты, витамины, ферменты и др.).  Поэтому отбирают такие микроорганизмы, которые могут продуцировать необходимые человеку вещества. 
             Природные микроорганизмы, как правило, обладают низкой продуктивностью тех веществ, которые интересуют человека. Селекционеры осуществляют отбор высокопродуктивных штаммов  микроорганизмов. В результате такого отбора производительность продуцентов удается увеличить в сотни и тысячи раз. Так продуктивность грибы  Penicillium по синтезу антибиотика  пенициллина была  увеличена примерно в 10 тыс. раз по сравнению с исходным диким штаммом.
              Важнейшим методом селекции микроорганизмов является получение мутантов путем искусственного мутагенеза (хромосомные мутации и генные мутации). Экспериментальное получение мутаций открывает почти неограниченные перспективы для создания исходного материала в селекции микроорганизмов. т.к. вероятность  выделения мутаций по данному гену у бактерий значительно выше, чем у растений и животных, поскольку получить многомиллионное потомство у микроорганизмов довольно просто и быстро.
              Генетическая инженерия — один из важнейших методов биотехнологии. Она предполагает целенаправленное искусственное создание определенных комбинаций генетического материала. Этот метод включает выделение из клеток отдельных генов или синтез генов вне клеток, направленную перестройку, копирование и размножение выделенных или синтезированных генов, а также их перенос и включение в подлежащий изменению геном. Таким методом  в геном кишечной палочки удалось ввести ген синтеза инсулина из генома человека. Инсулин, синтезированный бактериями, используется для лечения больных сахарным диабетом.
               Клеточная инженерия — это метод конструирования клеток нового типа на основе их культивирования, гибридизации и реконструкции. Клеточная инженерия позволяет конструировать клетки нового типа с помощью мутационного процесса, гибридизации и комбинировать отдельные фрагменты разных клеток, клетки различных видов, относящиеся не только к разным родам, семействам, но и царствам. 
    Тест "Селекция".
    1. Наука о  выведении новых сортов растении, пород животных, штаммов микроорганизмов, а так же совершенствовании уже существующих  называется...
    а) генетикой                         в) ботаникой
    в) селекцией                        г) микробиологией
    2. Искусственный мутагенез не применяется при работе с популяциями...
    а) животных                              в) растении
    б) микроорганизмов                 г) грибов
    3 Что из перечисленного не относится к методам селекции  животных?
    а) близкородственное скрещивание                  в) полиплоидия
    6) внутрипородное скрещивание                    г) инбридинг
    4. Как называется организм,    полученный путем скрещивания?
    а) полиплоид                                           в) пробанд
    б) мутант         г) гибрид
    5. Центры происхождения культурных  растений открыл...
    а) Карпеченко	 в) Цицин
    б) Мичурин	  г) Вавилов
    6..Архаромеринос, мул, лошак, бестер  были выведены методом...
    а) отдаленной гибридизации                     в) межпородного скрещивания
    б) близкородственного скрещивания         г) гетерозиса
    7. .Необратимое изменение наследственного аппарата называется...
    а) нейруляцией	в) селекцией
    б) мутацией	г) гибридизацией
    8. Выбор человеком наиболее ценных в хозяйственном отношении особей с целью получения от них потомства называют...
    а) аутбридингом	  в) доместикацией
    б) приспособленностью	г) отбором.
    Ответы: 1-в; 2-а; 3-в;  4-г; 5- г; 6-а; 7-б; 8-г
    
    Твое настроение
    цвет 
    настроение
    Начало урока
    Конец урока
    красный
    оранжевый
    желтый
    зелёный
    синий
    фиолетовый
    чёрный
    
    восторженное
    радостное, тёплое
    светлое, приятное
    спокойное
    неудовлетворенное, грустное
    тревожное, напряжённое
    упадок, уныние
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Козловская Л. Х.

    Скачать: Биология 9кл - Ресурсный материал к уроку.docx

Презентация к уроку