Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Урок 22 Происхождение человека (Камышников А.М.)

Текст урока

  • Конспект

     Учитель: Камышников Алексей Маркович, 
    учитель биологии МАОУ «Воздвиженская ООШ»
    Пономаревского района
    Предмет: биология
    Класс:  9 класс.
    УМК: базовый уровень, учебник Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности, 9 класс, 2001г
    Тема урока: «Происхождение человека»
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы:  4 часа
    Место урока в системе уроков по теме:  четвертый урок
    Цель урока: изучить основные сведения о движущих силах антропогенеза. 
    Задачи:
    - Образовательные: сформировать понятия о многообразии доказательств родства человека с животными, рассмотреть основные стадии эволюции приматов, стадии эволюции человека.
    - Развивающие: продолжить формирование умений самостоятельной работы с литературой, опорным конспектом, выявлять основные стадии эволюции приматов, стадии эволюции человека, продолжить формирование выделять главное, формулировать выводы.
    - Воспитательные: формирование научного мировоззрения учащихся, показать несостоятельность теории расизма.
    Планируемые результаты:
    Ученик должен
    Знать: основные этапы эволюции приматов и человека; понятия: «антропология» и «антропогенез»
    Уметь: объяснять движущие силы антропогенеза, приводить конкретные примеры для иллюстрации изученных сведений.
    Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор, презентация.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: 
    - наглядные пособия: таблицы «Австралопитек», «Неандерталец» и др.
    - раздаточный материал;
    - оборудование: опорный конспект
    Новые знания: австралопитеки, неандертальцы, кроманьонцы, антропология, прямохождение, приматы, гоминиды, расы.
    Опорные знания: динозавры, птицы, млекопитающие, теплокровность, кора головного мозга, забота о потомстве, ледниковый период, сумчатые, плацентарные млекопитающие.
    Тип урока: комбинированный.
    Методы обучения: словесно-наглядный, репродуктивный, частично-поисковый
    Формы обучения: школьная лекция, самостоятельная работа с опорным конспектом.
    Междисциплинарные связи: география, история.
    Внутридисциплинарные связи: анатомия, физиология человека.
    Содержание урока:
    1. Организационный момент.
    - приветствие;
    - проверка готовности учащихся к уроку.
      2. Актуализация знаний.
    1) работа по карточкам (тесты 2 ученика)
    2) беседа по вопросам:
    -Укажите основные различия фауны и флоры на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры.
    -Охарактеризуйте основные направления развития растений и животных в кайнозое.
    - Чем обусловлены колебания климата на Земле?
    -Как вы думаете, каково значение оледенений в эволюции наземной растительности?
    -Какая группа животных дала начало ветви, ведущей к человеку?
    
    3.Мотивация к учебной деятельности.
    – Человечество с незапамятных времен интересовалось вопросом своего происхождения. Попытки понять и объяснить возникновение человека можно встретить в самых различных легендах, сказаниях и верованиях. И уже в древней философии при решении этого вопроса выделяются два совершенно противоположных направления: 
    1. материалистическое, пытающееся объяснить происхождение человека естественным путем;
    2. идеалистическое, утверждающее, что человек создан сверхъестественными, божественными силами.
    -О чем мы сегодня будем вести разговор? Сформулируйте тему урока. Какие цели необходимо поставить на уроке? Какой план предложите на уроке? (формулирование темы и цели урока, составление плана)
    Тема: Происхождение человека.
                                             План
    1.Антропология. Доказательства происхождения человека от животных.
    2.Эволюция приматов.
    3.Стадии эволюции человека.
    4.Современный этап эволюции человека
     4. Изучение нового материала.
    1). Антропология. Доказательство происхождения человека от животных.
    Рассказ учителя. слайд №1 - 4
    В 18 веке К. Линней поместил человека в отряд приматов вместе с лемуром и обезьяной. Ж. Б. Ламарк считал, что человек произошел от обезьяноподобных предков, пришедших кот лазанья по деревьям к хождению по земле. Крупнейшим событием  в понимании истории человека как вида стала работа Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор».
    Так в конце 18 века появляются первые эволюционные представления о происхождении человека.
    Пример: «Изучив все части тела всех животных – пишет молодой русский естествоиспытатель Афанасий Каверзиев, - и, сравнив их друг с другом,  надо будет признать, что все животные происходят от одного общего ствола. Ибо, не говоря уже об органах пищеварения, кругооборота соков, об органах движения, которые необходимо имеет все животные, у всех животных наблюдается  удивительное сходство. С этой точки зрения можно бы, не только кошку, льва, тигра, но и человека, обезьяну и всех других животных рассматривать как членов одной единой семьи».
    Вопрос: - Что можно сказать о сходстве человека и животных на основании этих данных?
    Таким образом, учащиеся приходят к выводу о том, что у человека и животных много сходного.  
    Изучением  происхождения и эволюции человека, процесса перехода от биологических закономерностей, которым подчинялось существование  его животных предков, к закономерностям социальным, занимается отрасль естествознания – антропология (от греч. антропос – человек).
    По  своему строению человек очень похож на высокоорганизованных животных. Изучение всей совокупности анатомических и физиологических особенностей человека убеждает нас  в том, что человек по происхождению примат.
    Один ученик работает у доски, а остальные работают в тетради.
    Определите  систематическое положение человека.
           Царство: Животные
           Тип: Позвоночные
           Класс: Млекопитающие
           Отряд: Приматы
           Подотряд: Человекообразные обезьяны
           Семейство: Люди
           Род: Человек
           Вид: Человек разумный
    
    Вместе с тем человек имеет специфические,  присущие только ему особенности.
    Вопрос: - Какие это особенности?
    - прямохождение.
    - сводчатая стопа.
    - мощную развитую мускулатуру нижних конечностей
    - подвижная кисть руки, противопоставленный остальным большой палец.
    - позвоночник с четырьмя изгибами (лордозы и кифозы).
    - крупные размеры мозговой части черепа и малые  размеры лицевой его части.
    - бинокулярное зрение.
    -ограниченную плодовитость  и д.р.
    В качестве доказательств учитель приводит примеры атавизмов и рудиментов человека, которые указывают на родство человека с животными:
    А)Рудименты:
    -ушная раковина и мышцы, приводящие ее в движение (шевеление ушами);
    -остаток мигательной перепонки;
    -копчиковая кость;
    -тонкие волосы на теле;
    -аппендикс и др.
    В)Атавизмы:
    -наружный хвост;
    -обильный волосистый покров по всему телу;
    -добавочные соски;
    -когти на отдельных пальцах;
    -сильно развитые клыки и др.
    2). Эволюция приматов. слайд №5 - 9
    Вопрос: Вспомните, когда (в какую геологическую эпоху) появились млекопитающие? (конец мезозойской эры.)
    Учитель объясняет эволюцию приматов с использованием схемы. 
    - Что происходило с климатом в конце кайнозойской эры? (Похолодание.)
    - К каким последствиям  это привело?  (Отступление тропических и субтропических лесов,  появление обширных открытых  пространств.)
     В таких условиях решающим шагом на пути от обезьяны к человеку являлось прямохождение.
    Для определения прямохождения у ископаемых приматов используют признаки:
    – положение затылочного отверстия
     - у прямоходящих оно находится в центре длины основания черепа, открывается вниз. Такое строение известно уже у Sahelanthropustchadensis и Ardipithecusramidusramidus около 4-7 млн лет назад. У четвероногих - в задней части основания черепа, повернуто назад
    – строение таза 
    - у прямоходящих таз широкий и низкий (такое строение известно начиная с Australopithecusafarensis 3,2 млн лет назад),      у четвероногих таз узкий, высокий и длинный;
    – строение длинных костей 
    - у прямоходящих ноги длинные, коленный и голеностопный суставы имеют характерное строение. Такое строение известно, начиная с Orrorintugenensis 6 млн лет назад. У четвероногих приматов руки длиннее ног.
    -строение стопы
     - у прямоходящих выражен свод стопы, пальцы прямые, короткие, большой палец не отведен в сторону, малоподвижен, у четвероногих стопа плоская, пальцы длинные, изогнутые, подвижные;
    – строение рук 
    - у полностью прямоходящих гоминид руки короткие, не приспособлены к хождению по земле или лазанию по деревьям, фаланги пальцев прямые. Опора на руки при хождении по земле, приспособления рук к лазанию по деревьям были у австралопитеков и даже Homohabilis
    Таким образом, прямохождение возникло более 6 миллионов лет назад, но еще долго отличалось от современного варианта. 
    Полностью современным прямохождение стало только около 1,6-1,8 миллиона лет назад.
    Одной из групп обезьян, давшей начало ветви ведущей к человеку, считается группа австралопитеков. Их остатки найдены в Южной Африке.
    Далее учитель отмечает, что около 2-3 млн лет назад были существа, стоявшие  ближе к человеку, чем австралопитеки.
    Человек умелый. Учитель коротко рассказывает о параметрах Человека умелого, характеризует его образ жизни, подчеркивая тем самым монофилическое происхождение человека.
    3).  Стадии эволюции человека.
    Вступительное слово учителя,  объяснение слайдов слайд №10 - 16
    Класс делится на три группы. Каждая группа  получает задание и готовит на него ответ,  заполняя графы в таблице по своему вопросу.
    Задания:
    1 группа: древнейшие люди (питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек)
    2 группа: древние люди (неандертальцы)
    3 группа: современные люди (кроманьонцы)
    Каждая группа отвечает по своему заданию, а остальные  заполняют таблицу, при этом учитель показывает слайды по каждому вопросу.
    Таблица «Основные этапы эволюции человека»
    
    Предки человека
    Где и когда жили?
    Прогрессивные черты во внешнем виде
    Прогрессивные черты в образе жизни
    Орудия труда
    Исходные формы:австралопитеки (южная обезъяна)
    Южная и восточная Азия и Африка
    Рост 120-140 см объем мозга 500-600см2 
    Ходили на двух ногах, жили среди скал.
    Использовали камни и палки
    Древнейшие люди.
    
    1.Питекантроп
    
    2. Синантроп
    Африка,
    о. Ява, Китай
    1млн-400 тыс. лет назад
    Рост 150-160 см объем мозга 900-1200см3 , низкий лоб, надбровные дуги, нет под-бородочного выступа.
    Жили стадами в пещерах, пользовались огнем.
    Изготовляли орудия труда из камня, кости, 
    использовали палки.
    Древние люди.
    
    1.Неандертальцы
    Европа, Африка, Средняя Азия.
    
    150 тыс. лет назад
    Рост155-165 см, объем мозга – 
    
    1400 см3 , низкий лоб,
    
    Надбровные дуги, подбородочный выступ развит слабо
    Жили группами по 100 человек
    в пещерах,
    использовали огонь, одевали шкуры. 
    В общении использовали жесты и прими-
    тивную речь. 
    Изготовляли из камня и дерева.
    Первые современные люди.
    
    1.Кроманьонцы
    Повсеместно
    30-40 тыс. лет назад
    Рост 180 см, объем мозга1600см3 .
    Лоб высокий, нет надбровных дуг, есть подбородочный выступ.
    Жили родовым обществом, строили жилье, шили одежду из шкур. При общении использовали речь. Приручали животных.
    Изготовляли из камня и дерева.
    Древнейшие люди (питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек) 
    Древние люди (неандертальцы)
    Современные люди (кроманьонцы) 
    4).Современный этап эволюции человека слайд №17- 23
     (самостоятельная работа учащихся).
    Задание: прочитайте статью в учебнике (с.100 -101), ответьте на вопросы:
    -Докажите, что все современное человечество принадлежит к одному виду Homosapiens.
    - Какие основные расы выделяют внутри вида Человек разумный?
     После обсуждения этих  вопросов учитель дополняет: попытки доказать с помощью тестов умственные способности, психическую неравноценность различных рас оказались безуспешными: различия, вызванные принадлежностью исследуемых к различным социальным группам, а также связанные с условиями воспитания, образования, труда и быта, намного превосходили расовые различия. В расовом многообразии человечества заключается замечательное эволюционное наследие, которое обеспечивает многообразие приспособительных возможностей Человека разумного.
      5. Закрепление изученного материала
    1. Назовите признаки человека, позволяющие отнести его к подтипу позвоночных животных, классу млекопитающих.
    2. Какие признаки являются общими для человека и человекообразных обезьян?
    3. Когда появились первые современные люди?
    6.Сообщение домашнего задания.
    Параграф-20, с. 94-101,
     задания в рабочей тетради:  5,7,12, 16; 
    подготовиться к контрольной работе.
    7.  Рефлексия.
     Выделение  и осознание  учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определение качества и уровня усвоения. Оценка учащимися своей учебной деятельности с точки зрения ее успешности.
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Камышников А. М.

    Скачать: Биология 9кл - Конспект.docx

Презентация к уроку