Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Урок 29 Эукариотическая клетка цитоплазма и её органоиды (Щетинина Г.П.)

Текст урока

  • Конспект

     Щетинина Галина Петровна 
    Учитель биологии
    МАОУ «Пономаревская СОШ» 
    Пономаревского района
    Название предмета: биология
    Класс: 9
    УМК:В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин, Биология: общие закономерности.  9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа
    Уровень обучения: базовый.
    Тема урока: Эукариотическая клетка. Цитоплазма и её органоиды.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1
    Место урока в системе уроков по теме: второй
    Цель урока: изучить особенности строения эукариотической клетки, функции органоидов клетки.
    Задачи урока:
    Образовательные:   
    -рассмотреть особенности строения эукариотической клетки, показать взаимосвязь строения и выполняемой функции на примере органоидов клетки.
    Развивающие:
    - формировать умения и навыки самостоятельной работы, установления причинно-следственных связей;
    - развивать интеллектуальные умения учеников: обобщать и делать выводы на основе конкретных примеров, проводить аналогии, сравнивать биологические объекты и процессы;
    - формировать навыки работы с тестами в рамках подготовки учащихся к успешной сдаче экзамена по биологии в формате ГИА.
    Воспитательные:  
    - формировать культуру биологической речи;
    - прививать интерес к предмету биология.
    Планируемые результаты: 
    - иметь представление об особенностях организации эукариотической клетки,
    - знать основные органоиды, входящие в состав эукариотической клетки, понятия «фагоцитоз», «пиноцитоз»; 
    - уметь объяснить функции органоидов животной и растительной клеток.
    Техническое обеспечение урока: презентация «Прокариотическая клетка»
    Содержание урока:
    I. Орг.момент.
    1.Приветствие 
    2. Психологический настрой на работу.
    «Собраться вместе – это начало. 
    Держаться вместе – это прогресс. 
    Работать вместе – это успех». Генри Форд.
    II.Проверка знаний учащихся по теме «Прокариотическая клетка»
    1.Задания для учащихся:
    А) Задание на доске: на схеме «Строение прокариотической клетки» подписать её части.
    Б) Индивидуальная работа по карточкам (задания ОГЭ)
    Задания из контрольных измерительных материалов
     В) Работа с рубрикой учебника «Вопросы для повторения и задания»
    III. Мотивация учебной деятельности.
    Задание: Рассмотрите рис. 66 (стр. 125 учебника). О чем говорит многообразие форм   клеток? Что между ними общего  и чем они различаются?(предполагаемые ответы учащихся).   
    Определение темы и цели урока.
    IV.Изучение новой темы.
    1. Особенности организации эукариотических клеток.
    Люди узнали о существовании клетки лишь в 17 в.
     Вспомните имена ученых, которые внесли значительный вклад в открытие и изучение клетки.(Демонстрация портретов ученых:Р. Гук, А. ванн Левенгук, М. Шлейдан, Т. Шванн, Р. Броун). 
    Какие типы клеток выделяют в зависимости от расположения генетического материала? (Прокариотические и эукариотические).
    Эукариоты – ядерные организмы, имеющие ядро, окруженное ядерной мембранной.
    Эукариотические клетки самых разнообразных организмов – от простейших (корненожки, жгутиковые, инфузории и др.) до грибов, высших растений и животных – отличаются формой, размерами и особенностями строения (рис. 10). Типичной клетки в природе не существует, но у тысяч различных типов клеток можно выделить общие черты строения (рис. 11).
    Назовите основные части эукариотической клетки (ответы учащихся).
    В основе строения клетки лежит мембранный принцип организации. Цитоплазма эукариотической клетки разделена на отдельные, специализированные по выполнению определенныхфункций отделы. 
    Органоиды (органеллы) являются структурными специализированными отделами клетки.
    В растительной клетке есть все органоиды, свойственные и животной клетке: ядро, эндоплазматическая сеть, рибосомы, митохондрии, аппарат Гольджи. Вместе с тем она отличается от животной клетки существенными особенностями строения: 1) прочной клеточной стенкой; 2) особыми органоидами – пластидами, в которых происходит первичный синтез органических веществ за счёт энергии света; 3) развитой системой вакуолей, в значительной мере обусловливающих осмотические свойства клеток.
    Каждая клетка состоит из двух важнейших, неразрывно связанных между собой частей – цитоплазмы и ядра, окружённых наружной мембраной.
    Цитоплазма. В цитоплазме находится целый ряд структур (органелл, или органоидов), каждая из которых отличается особенностями строения и выполняет определённую функцию. Есть органоиды, свойственные всем клеткам, – митохондрии, клеточный центр, аппарат Гольджи, рибосомы, эндоплазматическая сеть, лизосомы. Другие органоиды встречаются только в клетках определённого типа – миофибриллы, реснички и т. д.
    2. Структурная организация клетки.
    Задание по группам: на основе работы с текстом и рисунками учебника заполните таблицу:
    Название органоида
    Строение
    Функция
    
    
    
    1 группа - цитоплазма;
    2 группа – двумембранные органоиды;
    3 группа – одномембранные органоиды;
    4 группа – немембранные органоиды.
    По окончании работы учащиеся каждой группы дают определения ключевым понятиям, выделяя особенности их строения и функционирования. При коллективном обсуждении формируется полноценная картина строения эукариотической клетки. 
    V. Динамическая пауза.
    При утомлении глаз:  
    Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз. 
    Быстро моргать в течение 10-12 секунд.открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд. Повторять 3 раза. 
    Исходное положение: сидя, закрыть веки, массировать их с помощью легких круговых движений пальца. Повторять в течение 20-30 секунд.
    VI. Выполнение лабораторной работы «Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом».
    Лабораторная работа
    Тема: «Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом».
    Цель работы: ознакомиться с особенностями строения клеток растений и животных организмов, показать принципиальное единство их строения.
    Оборудование:
    1. кожица чешуи луковицы,
    2. эпителиальные клетки из полости рта человека,
    3. микроскопы,
    4. чайная ложечка,
    5. покровное и предметное стекла,
    6. синие чернила,
    7. йод.
    Работа выполняется по вариантам, которые назначает преподаватель.
    Ход работы:
    1. Отделите от чешуи луковицы кусочек покрывающей её кожицы и поместите его на предметное стекло.
    2. Нанесите капельку слабого водного раствора йода на препарат. Накройте препарат покровным стеклом.
    3. Снимите чайной ложечкой немного слизи с внутренней стороны щеки.
    4. Поместите слизь на предметное стекло и подкрасьте разбавленными в воде синими чернилами. Накройте препарат покровным стеклом.
    5. Рассмотрите оба препарата под микроскопом.
    6. Результаты сравнения занесите в таблицу 1 и 2.
    7. Сделайте вывод о проделанной работе.
    Вариант № 1.
    Таблица №1 «Сходства и отличия растительной и животной клетки».
    Сходства 
    Отличия 
    
    
    Вариант № 2.
    Таблица №2 «Сравнительная характеристика растительной и животной клетки».
    Клетки 
    Цитоплазма 
    Ядро 
    Плотная клеточная стенка
    Пластиды 
    Растительная 
    
    
    
    
    Животная 
    
    
    
    
    
    VII. Рефлексия.
    - Что лежит в основе структурной организации клетки? 
    - Какие открытия в исследовании строении клетки вы для себя сделали? 
    - Какие трудности у вас возникали, удалось ли их разрешить? 
    VII. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
    VIII. Домашнее задание: параграф учебника 26;составьте на выбор «Путеводитель по эукариотической клетке», вложив в него схемы строения органоидов и описание их особенностей в папке из листов форматом А4 или в виде презентации.
    
    
    
     

    Автор(ы): Щетинина Г. П.

    Скачать: Биология 9кл - Конспект.docx

Презентация к уроку

Задания к уроку