Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Урок 33 Клеточная теория строения организма (Камышников А.М.)

Текст урока

  • Конспект

     Учитель: Камышников Алексей Маркович, 
    учитель биологии МАОУ «Воздвиженская ООШ»
    Пономаревского района
    Предмет: биология
    Класс: 9 класс.
    УМК: базовый уровень, учебник Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности, 9 класс, 2001г
    Тема урока: «Клеточная теория строения организмов»
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы:  7 часов
    Место урока в системе уроков по теме:  шестой урок
    Цель урока: познакомить учащихся с историей открытия и изучения клетки, основными положениями клеточной теории и методами изучения клетки. 
    Задачи: 
    образовательные:
    сформировать знания об истории открытия клетки, учёных внесших вклад в изучении строения клетки разобрать основные положения клеточной теории выяснить какие методы используются в цитологии для изучения клетки.
    развивающие: 
    продолжить формирование умений и навыков использовать различные информационные источники: интернет, дополнительную литературу при подготовке к уроку умения сравнивать, анализировать, делать выводы развивать монологическую речь учащихся, совершенствуя технику публичных выступлений.
    воспитательные: 
    формирование умений самостоятельной работы показать общебиологическое значение клеточной теории.
    Планируемые результаты:
    Ученик должен
    Знать: историю изучения клетки, основные положения клеточной теории строения организмов определения «клетка»
    Уметь: доказывать, что клетка является элементарной биологической системой.
    Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор, презентация.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: 
    - таблица «Многообразие клеток»,
    - портреты ученых-биологов.
    Тип урока: комбинированный.
    Методы обучения: словесно-наглядный, репродуктивный, частично-поисковый
    Формы обучения: объяснение, беседа.
    Междисциплинарные связи: история.
    Внутридисциплинарные связи: цитология.
    Содержание урока:
    I. Организационный момент.
    - приветствие;
    - проверка готовности учащихся к уроку.
    II. Проверка  знаний, необходимых для усвоения нового материала.
    1). Беседа по вопросам:
    - Назовите главные части клетки.
    (Ядро и цитоплазма, которые снаружи покрыты клеточной мембраной.)
    - Перечислите органоиды, общие для растительной и животной клеток.
    (Эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, рибосомы, митохондрии, клеточный центр.)
    - Чем растительная клетка отличается от животной?
    (У растительной клетки, в отличие от животной, имеются оболочка из клетчатки (целлюлозы), пластиды трех типов (хлоропласты – зеленые, хромопласты – красно-оранжево-желтые, лейкопласты – бесцветные) и вауколи с клеточным соком.)
    III. Мотивация учебной деятельности. 
    Почему клетка считается элементарной единицей всего живого? Сформулируйте тему нашего урока. Какие цели поставим для раскрытия темы?
    IV. Изучение нового материала.
    План.
    1. История изучения клетки.
    2.  Кем и когда впервые сформулирована клеточная теория?
    3. Основные положения современной клеточной теории.
    4. Методы изучения клетки. 
    5. Значение изучения клетки.
    1. История изучения клетки.
    Клетка – это интересный, удивительный и загадочный мир, который характерен для любого живого существа, исключая вирусы. Но разгадать тайны клетки удалось лишь при изобретении в конце XVI века первого микроскопа. История изучения клетки неразрывно связана с развитием микроскопической техники и методов исследования. Изобретение микроскопа привело к углубленному изучению органического мира.
    В 1590 году голландец Ханс Янсен сконструировал первый оптический прибор, который состоял из трубки с двумя увеличительными стёклами, прикреплёнными к подставке.
    В 1665 году английский естествоиспытатель Роберт Гук, рассматривая срез коры пробкового дуба под усовершенствованным им микроскопом увидел образования, напоминающие пчелиные соты. Описывая увидено, Гук использовал слово «келл», что на английском означает «камера», «ячейка». На русский язык термин был переведён как КЛЕТКА (слайды 2-4).
    Поэтому термином клетка мы пользуемся благодаря Роберту Гуку.
    Хотя сейчас мы знаем, что видел он не сами клетки, а их клеточные стенки.
    В период с 1676 по 1719 г. современник Гука голландский купец Антони ван Левенгук завоевал славу учёного и подарил науке величайшее открытие. Он усовершенствовал микроскоп Гука и создал линзы дающие увеличение в 100-300 раз и открыл мир одноклеточных организмов (слайд 5).
    Левенгук писал «О, эврика! Люди, что я вижу! В этой маленькой капельке воды встретился мне целый мир маленьких живых существ. Мир, который трудно понять и объяснить. Эти маленькие зверушки были очень забавны, они кувыркались, прыгали, резвились и были очень счастливы в жизни.
    Да и по форме «зверушки» были довольно симпатичные: шарики, спиральки, палочки, то по одной крутились, то по 2-3 в понятном только для них танце.
    Описание этих «зверушек» снискали голландцу мировую известность, побудили интерес к изучению живого мира.
    В 1831 году шотландский ботаник Роберт Броун впервые описал ядро в растительной клетке (слайд 6).
    В 1834 году русский учёный П.Ф. Горянинов в своих исследованиях отметил, что все животные и растения состоят из соединенных между собой клеток, которые он называл пузырьками, мешочками или каморками. Он высказал мнение об общем плане строения растений и животных.
    В середине XIX века накопилось много информации, новых знаний о клетках.
     1838 г. Немецкий ботаник Маттиас Шлейден пришёл к выводу, что ткани растений состоят из клеток (слайд 7). 
    2.  Кем и когда впервые сформулирована клеточная теория?
    1839 г. Немецкий физиолог Теодор Шванн издал книгу «Микроскопические исследования о соответствии в структуре и росте животных и растений», в которой сформулировал вывод о том, что клетка является структурной и функциональной единицей живых организмов (слайд 8). Это представление и получило название теории Шванна-Шлейдена.
     Основные положения теории Шванна- Шлейдена (1838-1839 г.г.):
    1. Все организмы состоят из клеток.
    2. Клетки представляют собой мельчайшие структурные единицы жизни.
    3. Клетки в организме возникают путём новообразований из неклеточного вещества (слайд 9).
    Ошибки учёных (слайд 10).
    М. Шлейден и Т. Шванн ошибочно считали, что клетки возникают путём новообразования из неклеточного вещества.
    Карл Бэр – академик Российской академии в 1827 г. открыл яйцеклетку млекопитающих. Бэр установил, что все организмы начинают своё развитие из одной клетки (зиготы). Это открытие доказывает, что клетка является ещё и единицей развития всех живых организмов  (слайд 11). 
    1840 г. Ян Пуркине предложил термин «протоплазма» для обозначения живого содержимого клетки 1844 г. учёный Гуго Моль подробно описал содержимое клетки, применяя термин «протоплазма» (слайд 12).
    1855 г. Немецкий врач Рудольф Вирхов убедительно доказал, что клетки возникают только из клеток, путём размножения – «клетки из клетки», опровергнув ошибочное представление клеткообразования Шлейдена и Шванна. Ошибкой Вирхова было то ,что он считал что клетки слабо связаны друг с другом и существуют каждая по себе. Позднее удалось доказать целостность клеточной системы (слайд 13).
    1876 г. Александр Флеминг открыл клеточный центр (слайд 14).
    1890 г. Рихард Альтман открыл митохондрии. 1898 г. Камилло Гольджи открыл органоид, названный в честь него – аппарат или комплекс Гольджи (слайд 15).
    На рубеже XIX и XX веков сформировалась новая биологическая Наука ЦИТОЛОГИЯ (от греческого цитос – клетка, логос – учение)  (слайд 16).
    Цитология  изучает:
    1. Строение клеток и их органоидов;
    2. Функции органоидов и других структур клетки;
    3. Размножение и развитие клеток.
    3. Основные положения современной клеточной теории (слайд 17).
    1. Клетка является структурной и функциональной единицей живого, представляющая собой элементарную живую систему. Для нее характерны все признаки живого.
    2. Клетки всех организмов имеют сходный химический состав и общий план строения. (слайд 18)
    3. Новая клетка возникает в результате деления исходной клетки (слайд 19).
    4.  Многоклеточные организмы развиваются из одной исходной клетки (слайд 20).
    5. Сходство клеточного строения свидетельствует о единстве их происхождения.
    4. Методы изучения клетки (слайд 21).
    1. Световой микроскоп. Изучает клеточные формы и структуры: ядро, митохондрии, хлоропласты, аппарат Гольджи. 
    2. Электронный микроскоп (слайд 22). Изобретён в 30-х годах 20 века. Современные микроскопы дают Увеличение до 1000000 раз. Он более детально позволяет рассматривать структуру органоидов клетки.
    3. Метод дифференциального центрифугирования  (слайд 23). Основан на различной плотности органоидов и при очень быстром вращении на центрифуге органоиды располагаются в растворе слоями в соответствии со своей плотностью.
    4. Флуоресцентная микроскопия (слайд 24). Живые клетки наблюдают в ультрафиолетовом свете. При этом, одни компоненты начинают сразу светиться, другие светятся при добавлении специальных красителей. Флуоресцентная микроскопия позволяет увидеть места расположения нуклеиновых кислот, витаминов, жиров.
    5. Метод культуры клеток и тканей. Он позволяет увидеть рост клеток, наблюдать за размножением определять влияние различных веществ на клетки, получать клеточные гибриды.
    5. Значение изучения клетки (слайд 25). 
    1. В медицине для разгадки причин заболеваний.
    2. Для классификации живых организмов.
    3. В генетике (наследственные заболевания, мутации).
    4. В сельском хозяйстве (генная, клеточная инженерия, селекция).
    5. Для раскрытия тайн эволюции.
    Вывод (слайд 26):
    Клетка является единицей строения всех живых организмов (кроме вирусов). 
    Общность химического состава и строения говорит о единстве происхождения всего живого на Земле.
    V. Закрепление.
    1. Заполнение  таблицы “Основные этапы клеточной теории”.
    VI. Итог урока.
    Клеточная теория, будучи важнейшим достижением естествознания, обосновав единство клеточной организации и общность происхождения растений и животных, сыграла огромную роль в развитии всех разделов биологии, особенно гистологии, эмбриологии, физиологии клетки, эволюционного учения, генетики. На ее основе сложилось и развивалось учение о болезненных процессах у животных, растений и человека.
    VII. Домашнее задание.
    1. § 29, 
    2. Задания в рабочей тетради: 3, 5, 6, 
    3. Подготовиться к уроку повторения. 
    
     

    Автор(ы): Камышников А. М.

    Скачать: Биология 9кл - Конспект.docx

Презентация к уроку