Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Урок 38 Эмбриональный период развития . (Леонидова С. А.)

Текст урока

  • Конспект

     Леонидова Светлана Александровна
    Учитель биологии и химии
    МАОУ «Равнинная СОШ»
    Пономаревского района
    Название предмета: биология
    Класс: 9 
    УМК:  Базовый учебник: С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, С. Г.,И. Б. Агафонова, Н. И. Сонин, Биология: общие закономерности.  9 класс: учебник. для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа 2013г.
    Раздел 3 . Размножение и индивидуальное развитие организмов
    Тема урока: Эмбриональный период развития
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы:  1 час.
    Цели урока: 
    Предметные:
    Рассмотреть периодизацию онтогенеза, изучить основные закономерности и этапы эмбрионального периода развития.
    Личностные: 
    Учить высказывать своё мнение работать в коллективе, слушать других.
    Метапредметные: 
    Продолжить формировать умение  работать с текстом учебника и дополнительными источниками информации, выделять главное, делать выводы; развивать навыки работы в группе и самостоятельной работы
    Задачи урока:
    Образовательная: показать периодизацию онтогенеза, рассмотреть основные этапы эмбрионального периода развития, выявить его закономерности. 
    Развивающая: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы с учебником, выделять главное 
    Воспитательная: патриотическое воспитание на примере отечественных учёных, внёсших вклад в изучение онтогенеза.  
    Планируемые результаты:
    Знать стадии эмбрионального развития организма
    Уметь охарактеризовать стадии эмбрионального развития
    Научиться работать с таблицами, рисунками.
    Тип урока: Комбинированный.
    Метод и приёмы: объяснение, беседа, самостоятельная работа
    Техническое, Методическое  дидактическое обеспечение урока:
    -Презентация «Эмбриональный период развития» ,ноутбук, мультимедийный проектор;
    - наглядные пособия: таблицы «Индивидуальное развитие», «Строение яйца» 
    - раздаточный материал.
    - рабочая тетрадь к учебнику С. Г. Мамонтова, В. Б. Захарова, С. Г.,И. Б. Агафоновой, Н. И. Сонина, Биология: общие закономерности.  9 класс
    Ход урока
    1. Организационный момент.
    - приветствие
    -подготовка класса к работе
    - наличие учащихся.
    2. Проверка знаний учащихся 
    Фронтальный опрос класса по вопросам: 
    Перечислите типы размножения в органическом мире, дайте им
    определения 
    Какие типы деления клеток вам известны? Дайте определения.
    В чем состоит биологическое значение митоза?
    В чем смысл удвоения молекул ДНК?
    Что такое оплодотворение? 
    Что такое зигота, какой набор хромосом она содержит?
    Чем отличается функции половых клеток самок и самцов? 
    На какие периоды подразделяется онтогенез?
    3. Изучение нового материала 
    Постановка познавательной задачи.
    Выяснить: что включает в себя постэмбриональное развитие, какие виды постэмбрионального развития существуют, каков биологический смысл не прямого развития организмов, какие существуют проблемы старения?
    Решение познавательной задачи.
    Объяснительный рассказ с элементами беседы.
    Задание классу: прослушав отрывок из мультимедийной презентации (Приложение) «Размножение и индивидуальное развитие организмов» (пункт 40 в содержании), записать определение «Постэмбриональное развитие».
    Учитель: Постэмбриональное развитие организма включает в себя дорепродуктивный и пострепродуктивный периоды, после которых наступает смерть этого организма.
    Записывается схема «Основные этапы постэмбрионального развития организма» 
    Учитель: Постэмбриональное развитие организма включает в себя дорепродуктивный и пострепродуктивный периоды, после которых наступает смерть этого организма.
    Записывается схема «Основные этапы постэмбрионального развития организма» 
    
    Учитель: Напоминаю, что под термином «репродукция», понимается размножение (самовоспроизведения) организмов.
    Задание классу: 
    Опишите организм появившийся после выхода из яйца у птиц и икры у лягушки (используя рисунок 92 учебника). Выясните в чем разница.
    
    Прослушав отрывок из мультимедийного приложения, запишите типы развития организмов в виде схемы 
    Вспомнить, что называется яйцевыми оболочками (если забыли, обратить внимание на страницу 154 учебника). 
    Используя имеющиеся знания, рассмотрев (влажные препараты) коллекции «Развитие организмов», объясните, почему оно происходит по-разному? Какое значение это имеет для видов? (Если самостоятельно не дадут ответ, обратить внимание на страницу 156учебника.)
    Используя параграф 332записать определение понятия «метомарфоза».
    Выяснить биологический смысл не прямого развития организмов.
    Учитель: Следует отметить, что формирование растущего организма зависит от множества факторов. Назову лишь некоторые из них: влияние отдельных клеток и тканей друг на друга, абиотические условия внешней среды в которых осуществляется процесс развития, влияние гормонов выделяемыми железами внутренней секреции, регуляция со стороны нервной системы, влияние заложенное в клетках данного организма генетической программы. Ученные выяснили, что метаморфоз лягушки регулируется гормонами щитовидной железы. Если головастика лягушки поместить в воду с такими гормонами, то у животных наблюдается преждевременный метаморфоз. При этом формируются готовые к выходу на сушу лягушата, величиной с муху.
    В конце урока можно обсудить с учащимися проблему старения; выявить в беседе влияющие на него факторы, привести примеры, иллюстрирующие сроки жизни некоторых растений и животных
    4. Домашнее задание:§32, вопросы стр. 161.
    5. Оценки за урок
    
     

    Автор(ы): Леонидова С. А.

    Скачать: Биология 9кл - Конспект.docx

Презентация к уроку