Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Урок 40 Общие закономерности развития. Методы её изучения( Леонидова С. А.)

Текст урока

  • Конспект

     Леонидова Светлана Александровна
    Учитель биологии и химии
    МАОУ «Равнинная СОШ»
    Пономаревского района
    Название предмета: биология 
    Класс: 9 
    УМК: Базовый учебник: С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, С. Г.,И. Б. Агафонова, Н. И. Сонин, Биология: общие закономерности.  9 класс: учебник. для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа 2013г.
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Общие закономерности развития. Биогенетический закон-1 час.
    Цели урока:  
    Предметные:
    Рассмотреть общие закономерности развития, суть биогенетического закона.
    Личностные: 
    Учить высказывать своё мнение работать в коллективе, слушать других.
    Метапредметные: 
    Продолжить формировать умение  работать с текстом учебника и дополнительными источниками информации, выделять главное, делать выводы; развивать навыки работы в группе и самостоятельной работы
    Задачи урока:
    Образовательная: выявить общие закономерности развития, на примере сравнения эмбрионов хордовых животных проследить закон зародышевого сходства, биологический закон. 
    Развивающая: продолжить  формирование умения сравнивать, анализировать выделять главное.
    Воспитательная: нравственное и патриотическое воспитание на примере отечественных учёных, занимавшихся изучением закономерностей развития
    Планируемые результаты:
    Знать проблемы клонирования
    Уметь анализировать, сравнивать, обобщать
    Научиться работать с дополнительными источниками информации 
    Тип урока: обобщение и систематизация знаний  
    Метод и приёмы: Частично-поисковый; конференция, дискуссия, самостоятельная работа с рисунками и текстом, дополнительными источниками информации.
     Методическое  обеспечение урока:
    Оборудование: таблицы «Индивидуальное развитие», «Сходство зародышей позвоночных животных»,
    - тексты из дополнительной литературы;
    - карточки с заданиями  для  актуализации знаний;
    - рабочая тетрадь к учебнику С. Г. Мамонтова, В. Б. Захарова, С. Г.,И. Б. Агафоновой, Н. И. Сонина, Биология: общие закономерности.  9 класс
    Элементы содержания: онтогенез, эмбриогенез, дробление, бластула, гаструла, эктодерма, энтодерма, мезодерма, гаструляция, нейрула, постэмбриональное развитие, закон зародышевого сходства, биогенетический закон.
    
    Ход урока
    1. Организационный момент.
    - приветствие
    -подготовка класса к работе
    - наличие учащихся.
    2 .Проверка знаний учащихся.
    Задание. Заполните таблицу, используя приведенные ниже варианты ответов.
    Сравнение полового и бесполого размножения
    Элемент сравнения
    Бесполое размножение
    Половое размножение
    1. Количество родительских особей
    
    
    2. Наличие половых клеток
    
    
    3. Наличие мейоза
    
    
    4. Сходство потомков с родителями
    
    
    5. У каких организмов встречается
    
    
    6. Скорость увеличения числа 
    потомков
    
    
    Варианты ответов:
    а) одна
    б) быстро
    в) мейоз отсутствует
    г) потомки отличаются от родителей на генном уровне
    д) нет половых клеток
    е) есть мейоз
    ж) потомки идентичны родителям
    з) женские и мужские половые клетки
    и) растения и животные
    к) растения, микроорганизмы, низшие животные
    л) две
    м) медленно
    
    Ответ: 
    Размножение
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    Бесполое 
    А
    Д
    В
    Ж
    К
    Б
    Половое
    Л
    З
    Е
    Г
    И
    М
    3. Изучение нового материала.
    1. Онтогенез – процесс индивидуального развития организма (от зачатия до смерти), в результате которого реализуется его наследственная информация. 
    Онтогенез состоит из двух периодов: 
    1) Эмбриональный – начинается с момента оплодотворения и продолжается до рождения организма.
    2) Постэмбриональный – начинается сразу после рождения, когда организм способен существовать самостоятельно, и продолжается до смерти.
    2. Эмбриональный период развития.
    1) При сиянии половых клеток образуется зигота.
    2) Зигота начинает дробиться на бластомеры до тех пор, пока не образуется бластула (полая шаровидная структура с одним слоем клеток – однослойный зародыш). 
    3) Гаструляция – происходит формирование чашеобразного двух-слойного зародыша путем впячивания (миграции клеток, расслоения или обрастания) одной из стенок бластулы. Двухслойный зародыш, состоящий из двух зародышевых листков (эктодермы (наружного) и энтодермы (внутреннего)), называется гаструлой. Между двумя зародышевыми листками может идти закладка третьего зародышевого листка – мезодермы.
    4) В каждом из зародышевых листков происходит закладка осевых структур зародыша (хорда, нервная трубка, пищеварительная трубка). Эта стадия зародыша называется нейрулой.
    5) Гистогенез и органогенез – идет дальнейшая дифференцировка тканей, формирование и развитие органов, систем органов.
    Задание. Используя текст учебника (§ 3.4), заполните таблицу.
    Зародышевые листки, их производные
    Название листка
    Производные каждого листка
    Эктодерма
    Покровы тела (наружный эпителий, кожные железы, роговые чешуи, поверхностный слой зубов), нервная система, 
    передний и задний отделы кишечника
    Энтодерма
    Эпителий средней кишки и пищеварительные железы, эпителий дыхательной системы
    Мезодерма
    Все мышечные, соединительные ткани, каналы выделительных органов, кровеносная система, часть тканей половых органов
    Запомните!
    У преобладающего большинства организмов процесс эмбрионального развития происходит сходным образом. Большое влияние на развитие зародыша имеют факторы среды: радиация, токсические вещества (никотин, алкоголь, наркотики), недостаток кислорода, вирусы, паразиты, неудовлетворительное питание и тому подобное. Их постоянное воздействие может привести к гибели зародыша или к нарушению нормального развития.
    3. Постэмбриональное развитие организма состоит из трех периодов:
    1) Дорепродуктивный – рост организма, развитие и половое созревание.
    2) Репродуктивный – активное функционирование взрослого организма, размножение.
    3) Пострепродуктивный – старение, постепенное угасание процессов жизнедеятельности.
    Постэмбриональное развитие животных бывает двух типов – прямое и непрямое.
    Постэмбриональное развитие животных
    
    4. Рассмотрите схему «Зародышевое сходство у позвоночных животных».
    Если сравнить эмбрионы различных позвоночных животных, можно отметить, что на ранних стадиях развития их зародыши очень похожи, но с дальнейшим развитием различий становится больше, так как приобретаются признаки класса, рода, вида, индивидуального организма. Этот пример доказывает взаимосвязь между индивидуальным развитием каждого организма и эволюцией вида, к которому этот организм относится.
    Эта взаимосвязь отражена в биогенетическом законе, сформулированном Ф. Мюллером и Э. Геккелем: Индивидуальное развитие особи (онтогенез) до определенной степени повторяет историческое развитие вида (филогенез), к которому относится данная особь.
    То есть биогенетический закон говорит о том, что онтогенез есть краткое повторение филогенеза в закономерно измененном и сокращенном виде. А. Н. Северцов установил, что в онтогенезе повторяются признаки не взрослых особей предков, а их зародышей.
    4. Закрепление изученного материала.
    Беседа по вопросам: 
    1. Что такое онтогенез?
    2. На какие периоды делится онтогенез? Охарактеризуйте каждый из периодов.
    3. Какие изменения происходят с зиготой в эмбриональном периоде?
    4. В чем смысл биогенетического закона?
    Домашнее задание: § 34(ответить вопросы стр. 168 ).
     

    Автор(ы): Леонидова С. А.

    Скачать: Биология 9кл - Конспект.docx