Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Урок 44, 45 Законы Г.Менделя Решение задач по законам Менделя (Галяутдинова А.Р.)

Текст урока

  • Конспект

     Галяутдинова Адиля Рашитовна
    Учитель биологии
    МАОУ «Наурузовская СОШ»
    Пономаревского района
    Предмет: Биология. 
    Класс: 9
    УМК: учебник: В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин, Биология: общие закономерности.  9 класс:  – М.: Дрофа,2002г.
    Программа для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. М.: Дрофа, 2011.Авторы: В. Б. Захаров, Е. Т. Захарова, Н. И. Сонин
    Методическое пособие к учебнику С. Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, И.Б.Агафоновой, Н.И.Сонина Биология общие закономерности. 9 класс- Москва: Дрофа, 2010.
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: «Законы Г. Менделя»
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1
    Место урока в системе уроков по теме: урок по теме: «Законы Г.Менделя»  является четвертым уроком  в разделе «Наследственность и изменчивость организмов » (всего 20 часов)
    Цель: Изучить законы Г.Менделя.
    Задачи:
    Образовательная: Закрепить умения, навыки учащихся. 
    - использовать полученные знания в конкретных ситуациях (при устных ответах, решении задач, выполнении тестовых  заданий). 
    - выявить уровень усвоения приобретенных знаний.
    Развивающая: продолжить формирование умений и навыков по использованию генетической терминологии и символики; сравнивать; анализировать, делать выводы.
     Воспитывающая: формировать гуманное отношения к окружающим (умение  слушать товарищей, быть дисциплинированными, быть ответственными при выполнении самостоятельной работы, быть требовательным к себе).
    Тип урока: комбинированный.
    Форма проведения урока: беседа, объяснение, самостоятельная работа.
    Планируемые результаты:
    Ученик должен - иметь представление о работах Г.Менделя;
    знать термины и символику, применяемую для решения задач;
    уметь объяснять закономерности наследования признаков, составлять схемы скрещивания.
    Техническое обеспечение урока: Учебник. Рабочая тетрадь. Наглядное пособие «Моногибридное скрещивание».
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: 
    1.Методическое пособие к учебнику С. Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, И.Б.Агафоновой, Н.И.Сонина Биология общие закономерности. 9 класс- Москва: Дрофа, 2010.
    2.Биология 9класс. Поурочные планы по учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, И.Б.Агафоновой, Н.И. Автор- составитель М.М. Гуменюк. Волгоград,2013. 
    План урока:
    1.  Законы Г.Менделя.
    2.  Решение задач.
    
    Содержание урока:
    
    1. Организационный момент. Пояснение  цели урока, его место в изучаемой теме, особенности проведения.
    2. Актуализация знаний о законах Г. Менделя.
    3. Обобщение пройденного материала. 
    Беседа по вопросам:
    1.Как называются растения, которые  Г. Мендель использовал при скрещивании между собой?                            
    2.Почему  Г.Мендель  для  экспериментов брал организмы, относящиеся
       к чистым линиям?
    3.По какому признаку отличались друг от друга   растения?
    4. Как называются  гибриды,  которые получены при скрещивании этих 
        растений? 
    5. Что наблюдается при скрещивании двух гетерозиготных  потомков 
         первого поколения между собой?
     Закономерности наследования  признаков,  выделенные Менделем, принято формулировать в виде законов, носящих его имя.  Их три, и наша задача повторить законы ,которые мы уже рассматривали и изучить третий закон Г.Менделя. 
    Для  иллюстрации первого закона Менделя давайте воспроизведем ход рассуждений ученого. Он брал горох гомозиготный по генотипу. 
    Данное скрещивание двух организмов, отличающихся друг от друга по одной паре признаков, называется моногибридным скрещиванием.
    Данное определение мы уже с вами знаем.
    При таком скрещивании прослеживается наследование только двух вариантов одного признака, развитие которого обусловлено парой аллельных генов.
    Мендель рассмотрел признак цвета семян, причем взаимоисключающие варианты желтый и зеленый. Все остальные признаки во внимание не  принимал.
    Составим схему скрещивания:
                желт                  зел
     Р:    ♀АА  ×  ♂аа
    
    G:         	
    
    
    F1:             Аа
    	желт.
    Из схемы  мы видим, что если скрестить растения гороха с зелеными и желтыми семенами, то у всех полученных потомков (гибридов) семена будет желтыми. Значит, из каждой пары наследуемых признаков проявляется только один. Второй признак как бы исчезает и не  развивается.
    Преобладание у гибрида признака одного из родителей Мендель назвал доминированием, а признак доминантным, а противоположный, т.е. подавляемый- рецессивным.
    Назовите доминантный признак (желтый), а рецессивный (зеленый).
    Мы видим, что в первом поколении проявилось единообразие. Отсюда первый закон Менделя и получил название «Закон единообразия первого поколения» или доминирование. 
    Сформулировать его можно следующим образом: при скрещивании двух гомозиготных организмов, отличающихся по одной паре альтернативных признаков, все первое поколение будет единообразным и нести признак одного из родителей.
    Если потомков первого поколения, одинаковых по изучаемому признаку, скрестить между собой, то во втором поколении признаки обоих родителей проявляются в определенном числовом соотношении.
            желт                          зел
    F1:    ♀АА     ×     ♂аа 
    
    G:    	     	расщепление по генотипу: 1:2:1
    	расщепление по фенотипу: 3:1
    
     
        F2:   АА     Аа      Аа    аа
                желт.          желт.         желт.      зел.
    
        Мы с вами видим, что наблюдается расщепление. т.е. часть потомства несет доминантный признак (3/4 особей), а часть потомства рецессивный (1/4 особей).
         Второй закон Менделя можно сформулировать  следующим образом: гибриды первого поколения при дальнейшем размножении расщепляются. Наблюдается расщепление по фенотипу 1:3, по генотипу 1:2:1.
         На основе полученных результатов Мендель высказал гениальную догадку, которая была подтверждена всем развитием науки генетики. Это главный вывод из всех его работ. Он таков: гаметы с генетической точки зрения чисты, т.е. несут только один ген из аллельной пары.
         Это было названо правилом  «чистоты гамет»: при образовании половых клеток в каждую гаметы попадает только один ген из аллельной пары.
    Если для скрещивания взяты гомозиготные формы, то все потомство в первом поколении гибридов будет обладать желтыми гладкими семенами - проявится правило единообразия. Следовательно, в первой паре генов доминантной окажется желтая окраска,  рецессивной - зеленая (А-а). Во второй паре генов (обозначим их В-Ь) гладкая форма семян доминирует над мор­щинистой. Во втором поколении гибридов (F2) было обнаружено расщепление. Мендель подсчитал, что желтых гладких семян оказалось 315, желтых морщинистых – 101, зеленых гладких – 108, зеленых морщинистых – 32. Проанализировав характер расщепления, Мендель сделал вывод, что при скрещивании особей, гетерозиготных по двум признакам, т. е. дигетерозиготных гибридов первого поколения, в F2 проявляется расщепление в отношении 9 : 3 : 3 : 1. Девять частей приходится на желтые гладкие семена, три части – на желтые морщинистые, три – на зеленые гладкие и одна часть – на зеленые морщинистые. Г. Мендель обратил внимание на то, что в F2 появились не только признаки исходных форм, но и новые комбинации: желтые морщинистые и зеленые гладкие.
    
    А -  желтый цвет семени. 
    а - зеленый цвет семени. 
    В - гладкое семя, 
    b - морщинистое семя. 
    Р:    ААВВ  х       аа bb 
    G:     АВ                  ab
     F1:          Аа Вb   желт, гладк.
    - На основании этого Мендель сформулировал свой третий закон или закон независимого расщепления признаков (под запись): 
    При дигибридном скрещивании у гибридов каждая пара признаков наследуется независимо от других и дает расщепление 3:1, образуя при этом четыре фенотипические группы, характеризующиеся отношением 9 : 3 : 3 : 1 (при этом образуется девять генотипических групп – 1 : 2 : 2 : 1 : 4 : 1 : 2 : 2 :1
    Мендель сделал вывод, что форма семян наследуется независимо от окраски. Объяснение этого заключается в том, что каждая пара аллельных генов распределяется у гибридов независимо друг от друга, т. е. аллели из различных пар могут комбинироваться в любых сочетаниях. 
    Таким образом, у гетерозиготной особи образуются четыре возможные комбинации генов в гаметах: AB, Ab, aB, ab. Всех гамет образуется поровну, по 25%. Естественно, что при скрещивании этих гетерозиготных особей любая из четырех типов гамет одной родительской особи может быть оплодотворена любой из четырех типов гамет, образованных другой родительской особью, т. е. возможно 16 комбинаций.
    Используя решетку Пеннета (она названа по имени ученого, предложившего удобную форму записи), рассмотрим все возможные сочетания гамет при образовании генотипов гибридов второго поколения F2 
    При подсчете фенотипов, записанных на решетке Пеннета, оказывается, что у гибридов F2 произошло расщепление по фенотипу в отношении 9 : 3: 1. Если подсчитать полученные особи по каждому признаку (отдельно по окраске и отдельно по форме), то результат окажется 12 + 4, т. е. такой же, как при моногибридном скрещивании – в отношении 3 : 1.
    Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в потомстве происходит расщепление признаков в соотношении 9 : 3 : 3 : 1, то исходные (данные) особи были дигетерозиготными. 
    Итогом проведенной Г. Менделем работы стал закон независимого комбинирования признаков (независимого наследования)(под запись): 
    При дигибридном скрещивании расщепление по каждой паре признаков у гибридов второго поколения идет независимо от других пар признаков и равно 3 : 1, как при моногибридном скрещивании.
            В XX в. генетики установили, что закон независимого комбинирования признаков справедлив только для тех случаев, когда гены, отвечающие за развитие непарных признаков (например, окраска и форма семян у гороха), находятся в разных негомологичных хромосомах 
     Закрепление темы. 
    А)Запиши сколько видов гаметы образуют данные генотипы?  
    ААВВ 
    АаВВ 
    ААВв 
    ааВВ 
    Аавв 
    В)У человека альбинизм и способность владеть преимущественно левой рукой- рецессивные признаки, наследуются независимо. Каковы генотипы родителей с нормальной пигментацией и владеющих правой рукой, если у них родился ребенок альбинос и левша? 
    Дано: 
    …-пигментация 
    …-альбинизм 
    ….-правша 
    ….-левша 
    Р-? 
     Рефлексия.
     «Моя самооценка работы на уроке» 
    1.Понравился ли мне урок? Да- А Нет- В 
    2.Понял ли я новую тему? Да понял - А Частично- В 
    3.Какова была моя активность на уроке? Я работал активно- В 
    Я не работал- в  
    Если у вас получился генотип- ААВ, значит вы молодцы. 
    Если  получил генотип - ВВв, вам нужно поработать над собой. 
    А я вам желаю чтобы в жизни вы были только -  доминантными!
    Домашнее задание
    1. Выучить все законы Менделя.
    2. Решить зачади.
    1) У кроликов черная окраска меха доминирует над белой окраской. Рецессивным признаком является гладкий мех. Какое потомство будет получено при скрещивании черного мохнатого кролика, дигетерозиготного по обоим признакам, с черной гладкой крольчихой, гетерозиготной по первому признаку?
    2) При скрещивании черного петуха без хохла с бурой хохлатой курицей все потомство оказалось черным и хохлатым. Определите генотипы родителей и потомства. Какие признаки являются доминантными? Какой процент бурых без хохла цыплят получится в результате скрещивания гибридов во втором поколении?
    3) Отец с курчавыми волосами (доминантный признак) и без веснушек и мать с прямыми волосами и с веснушками доминантный признак) имеют троих детей. Все дети имеют веснушки и курчавые волосы. Каковы генотипы родителей и детей?
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Галяутдинова А. Р.

    Скачать: Биология 9кл - Конспект.doc

Презентация к уроку

Задания к уроку