Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Урок 47. Решение задач на сцепленное наследование (Макеева А.П.)

Текст урока

  • Конспект

                            Макеева Анастасия Петровна
    учитель биологии
    МАОУ «Деминская  СОШ»
    Пономаревского района
    Название предмета:Биология
    Класс: 9 
    УМК: В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин, Биология: общие закономерности.  9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа
    Уровень обучения: базовый
    Урок №47.
    Тема: Решение задач на сцепленное наследование.
    Количество часов: 1
    Место урока в системе уроков по теме: 7/20
    Цель: продолжить формирование умений решать генетические задачи, применять теоретические знания на практике.
    Образовательная: 
    Актуализировать ранее полученные знания; 
    Систематизация  теоретических знаний по теме  «Сцепленное наследование генов»;  
    Сформировать знания о сцепленном наследовании, группах сцепления, генетическом картировании;
    Закрепить навык решения генетических задач.
    Развивающая: 
    Продолжить формирование умений и навыков, необходимых для решения генетических  задач; 
    Развивать умение анализировать, сравнивать и обобщать, используя  дополнительную литературу и информационные  технологии; 
    Воспитательная: 
    Повысить восприимчивость  учащихся  к вопросам  сохранения своего здоровья и здоровья других людей; 
    Формирование  коммуникативной компетенции.
    Задачи урока:
    - Установить несоответствие 3 закона Менделя при наследовании нескольких пар генов;
    - Познакомиться с основными положениями теории Томаса Моргана;
    - Раскрыть понятия: группа сцепления, сцепленное наследование, сцепление генов, кроссинговер.
    Форма урока: Практикум по решению задач на сцепленное наследование генов и наследование, сцепленное с полом.
    Метод обучения: частично-поисковый, исследовательский, проблемный.
    Оборудование: сборники задач по генетике, таблицы по общей биологии.
    Содержание урока
    I.  Проверка домашнего задания.
    1. Каков хромосомный механизм определения пола?
    2. В чем отличие хромосомного набора самца от хромосомного набора самки?
    3. Как называются гены, находящиеся в одной хромосоме?
    4. Раскройте сущность явления наследования, сцепленного с полом?
    5. Сколько групп сцепления у мужчин и женщин?
    6. Что такое кроссинговер? Какую роль он играет в явлении сцепления генов?
    II.  Решение генетических задач.
    	Задача № 1. Доминантные гены катаракты и элиптоцитоза расположены в первой аутосоме. Определите вероятные фенотипы и генотипы детей от брака здоровой женщины и дигетерозиготного мужчины. Кроссинговер отсутствует.
    Дано:	Решение:
    А – катаракта	   Р:   аb    	АВ
    а – здоровы	   аb	аb
    В – элиптоцитоз
    b – здоровы
    Р: ○ – здорова	G   
        □ - АаВв
    
    Найти: генотипы,
    фенотипы в F1	F1      АВ                   аb               
    	                           аb                     аb
                                    больной           здоровый
    	Ответ: 50 % детей имеют обе аномалии, 50 % детей здоровы.
    	Задача № 2. При скрещивании пятнистых нормальношерстных кроликов со сплошь окрашенными ангорскими крольчихами гибриды были пятнистые нормальношерстные. В потомстве от анализирующего скрещивания получено:
    	52 – пятнистых ангорских;
    	288 – сплошь окрашенных ангорских;
    	46 – сплошь окрашенных нормальношерстных;
    	314 – пятнистых нормальношерстных.
    Объясните результаты.
    Дано:	               Решение:
    А – пятнистая шерсть	                 Р:        АВ      	                         аb
    а – сплошь окрашенная шерсть	                       аb	                         аb
    В – нормальная длина шерсти
    b – ангорская шерсть
    Р: ○ – сплошь окрашенная ангорская       G   	
        □ – пятнистая нормальная шерсть
    
    Найти: расстояние между генами
    окраски и длины (С)	
                                                                                                                  F1                             АВ       ab        Ab       aB 
    	                                                                                              аb        аb        ab        ab
    	                                                                      314     288	 52      46
    
    	Очевидно, что шерсть нормальной длины доминирует над ангорской, а пятнистая окраска – над сплошной. Гены окраски и длины шерсти сцеплены, так как при расщеплении в анализирующем скрещивании наблюдается неравномерное соотношение фенотипических классов (в отличие от менделеевского 9 : 3: 3: 1 для F2 в дигибридном скрещивании).
    	Кроссоверные классы легко определить по меньшей численности или сравнивая классы с исходными родителями. Ясно, что здесь кроссоверные кролики 52 пятнистых ангорских и 46 сплошь окрашенных нормальношерстных. Для определения относительного расстояния между генами окраски и длины шерсти нужно вычислить процент кроссоверных кроликов от всего потомства:
    	С = (52 + 46) : (52 + 288 + 46 + 314) х 100 % = 14 %
    Задача № 3. от родителей, имевших по фенотипу нормальное цветовое зрение, родилось несколько детей с нормальным зрением и один мальчик дальтоник. Чем это объяснить? Каковы генотипы родителей и детей?
    Дано:	    Решение:
    ХD – здоровый                       Скрытым носителем дальтонизма может быть   
    Хd – дальтоник                       только мать, поскольку у отца ген дальтонизма	   
    Р – нормальное зрение          проявился бы фенотипически. Следовательно,
    F1 –  у всех нормальное        генотип матери ХD Хd, а генотип отца – ХDУ.  
     зрение и один мальчик         
     ХdУ                                         Р:   ХD Хd                               ХDУ                                                    
    
    Найти: Р-?                               G  
     F1 - ? (генотипы)	                                            
                                                                                               
                                                                                 
                                                                                  F1:      ХD ХD   :   ХDУ   :   ХD Хd  :   ХdУ
                                                                                                  здор.        здор.      здор.       дальтоник
    	
    	      Ответ: Р: ХD Хd  , ХDУ;
    	            F1: 1 ХD ХD  : 1 ХDУ : 1 ХD Хd : 1 ХdУ.
    Задача № 4.  Алкогольная зависимость определяется доминантным аутосомным геном (А), а потребность в курении табака – сцепленным с полом рецессивным геном (b). Курящий и пьющий мужчина женится на женщине, которая не курит и не пьет. Мужчина гетерозиготен по гену алкоголизма, а женщина гетерозиготна по гену табакокурения.
    	А. С какой вероятностью в этой семье могут родиться дети со склонностью к алкоголизму?
    	Б. С какой вероятностью могут родиться дети со склонностью к курению?
    	В. С какой вероятностью могут родиться дети со склонностью к курению и алкоголизму одновременно?
    	Г. С какой вероятностью эти дети будут мальчиками?
    Дано:                                                    Решение:
    А – алкогольная зависимость        Р:    ааХВХb  	     АаХbУ
    а – отсутствие алкогольной
         зависимости	     G 
    ХВ – отсутствие потребности  
             в курении                      
    Хb – потребность в курении                                                    
    Р:   □ – курящий пьющий 
          (гетерозиготен по гену             F1:
          алкоголизма)                                     ♂    АХb           АУ         аХb          аУ
          ○ – без вредных привычек         ♀
          (гетерозиготна по гену               аХВ   АаХВХb   АаХВУ ааХВХb      ааХВУ
           табакокурения)                                    алк.                алк.            без вредных    без вредных
                                                                                                      не курит           не курит       привычек             привычек                                                                        
                                                                             
    Найти:  F1 - ?                                                           аХb       АаХbХb    АаХbУ  ааХbХb       ааХbУ
    1.склонные к алкоголизму?                        алк.курит    алк. курит  курит                  курит
    2.склонные к курению?
    3.склонные к курению
     и алкоголизму ?
    4.□ – с вредными привычками?                                                                                         
                                                                       
    	Ответ:   50 % потомства склонна к алкоголизму;
                           50 % - склонны к курению;
                           25 % детей склонны к курению и алкоголизму;
                           12,5 % мальчиков с вредными привычками (и пьют и курят).
    	Задача № 5. Гладкая поверхность семян кукурузы доминирует над морщинистой, окрашенные семена доминируют над неокрашенными. Оба признака сцеплены. При скрещивании кукурузы с гладкими окрашенными семенами с растением, имеющим морщинистые неокрашенные семена, получено такое потомство: окрашенных гладких  – 4152 особи, окрашенных морщинистых – 149, неокрашенных гладких – 152, неокрашенных морщинистых – 4163. Определите расстояние между генами?
       Дано:	    Решение:
    А – гладкая поверхность                  Р:           АВ                               аb
    а - морщинистая                       	                аb                                аb
    В – окрашенные          
    в –  неокрашенные                            G  
    Р: ♀ глад.окр. х ♂ морщ.неокр.
    
    F1 4152 – окраш.глад.
         149 – окраш.морщ.
         152 – неокр.глад.                         F1:                 АВ           ab          Ab          aB                    
         4163 – неокр.морщ.                                    аb             аb           ab          ab
                                                                             4152        4163       152         149
    Найти: расстояние между                            окр.гл.    неокр.морщ.   неокр.гл. окр.морщ.
    генами?
                                                                                             
                                                                                              Всего особей получено в результате   
                                                              скрещивания – 8616, из них 301 особей                                                                             
                                                              являются кроссоверными. Находим
                                                              расстояние между генами окраски и формы
                                                              семян.
                                                               С = (152+149): (8616)х100% = 3,5 % или 
                                                                3,5 морганид.
    Ответ: расстояние между генами составляет 3,5 морганиды.		
    Домашнее задание: 
    Задача. Кареглазая женщина с нормальным зрением выходит замуж за кареглазого мужчину. У них родилась голубоглазая дочь – дальтоник. Карий цвет глаз доминирует над голубым, а дальтонизм определяется рецессивным геном, находящимся в Х – хромосоме. Какова вероятность того, что следующий ребенок в этой семье будет иметь такой же фенотип?
                                                                
              
    
    	                                                     
     

    Автор(ы): Макеева А. П.

    Скачать: Биология 9кл - Конспект.doc

Задания к уроку