Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Урок 48-49. Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом (Макеева А.П.)

Текст урока

  • Конспект

                            Макеева Анастасия Петровна
    учитель биологии
    МАОУ «Деминская  СОШ»
    Пономаревского района
    Название предмета:Биология
    Класс: 9 
    УМК: В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин, Биология: общие закономерности.  9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа
    Уровень обучения: базовый
    Урок №48-49.
    Тема: Генетика пола.  Наследование, сцепленное с полом.
    Количество часов: 1
    Место урока в системе уроков по теме: 8,9/20
    Цель: изучить особенности генетического определения пола у различных групп организмов, а также наследование некоторых признаков сцепленных с полом.
    Задачи:
    образовательные: 
    актуализировать ранее полученные знания;
    систематизация теоретических знаний по теме “Взаимодействие неаллельных генов”; 
    изучить хромосомный механизм определения пола;
    знать особенности наследования признаков, связанных с полом;
    рассмотреть некоторые патологические признаки заболеваний, гены которых локализованы в половых хромосомах;
    развивающие: 
    продолжить формирование умений и навыков, необходимых для решения генетических задач;
    выработка умений самостоятельного составления блок-схемы; 
    способствовать пониманию необходимости знания истории своей семьи;
    развивать умение анализировать, сравнивать и обобщать, используя дополнительную литературу и информационные технологии; 
    воспитательные: 
    повысить восприимчивость учащихся к вопросам сохранения своего здоровья и здоровья других людей;
    формирование коммуникативной компетенции.
     Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков.
    Наглядные пособия, раздаточный материал: 
    опорный конспект (для заполнения для каждого ребёнка.)
    Приложение 2. Разноуровневые карточки для самостоятельной работы учащихся во внеурочное время;
    Презентация приложение 1
    Программное обеспечение: 
    Microsoft Office Word, Microsoft Office Power Point, 
    Технические средства обучения : мультимедийный проектор, 
                                                                                       СОДЕРЖАНИЕ УРОКА.
    I. Организационный момент (2 мин)
    Проверка личного состава учащихся и визуальной готовности класса к уроку.
    Актуализация знаний 
    Я рада вас приветствовать на уроке. Мы сегодня будем работать вместе и надеюсь, говорить на одном языке – языке удивительной науки биологии. В конце урока вы сами оцените степень своего участия в обсуждении и изучении материала.
    II.Фронтальная беседа  (5 минут) (Слайд № 1)
    Вопросы: 
    1. Назовите три закона Г. Менделя?
    2. Каких правил придерживался Г. Мендель при проведении своих опытов?
    3. Сформулируйте закон чистоты гамет. Кому принадлежит открытие этого закона?
    4. Всегда ли признаки можно чётко разделить на доминантные и рецессивные? 
    5. Какое название получило это явление?
    6. Всегда ли по фенотипу можно определить, какие гены содержит данная особь? Приведите пример.
    7. Можно ли установить генотип особей, которые не различаются по фенотипу? Какой метод используют для этого?
    8. Какими особенностями характеризуется дигибридное скрещивание?
    9. Всегда ли справедлив закон независимого наследования, т.е. III закон Г. Менделя?
    Молодцы! С этим этапом работы Вы справились
    - Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с генетикой. “Генетика – наука, объясняющая, почему ты похож на своего отца, если похож, и почему не похож на него, если так получилось”. Станислав Ежи Лец (слайд № 2)
    - В этом шуточном определении известного польского писателя – юмориста есть и вполне серьезная мысль: генетика – наука о наследственности.
    Это наука сравнительно молодая, в этом году ей исполняется всего 110 лет, но можно смело утверждать, что она произвела революцию в биологии и стала основой всех биологических наук. От Менделевской и Моргановской генетики человечество пришло к геномике.
    Объявляется тема, цели урока и примерный порядок работы (слайды №3 – 4 )(записывают тему в опорный конспект).
    II. Изучение новой темы (25 минут )
    Генетика пола – важное и интересное направление современной генетики. Проблема происхождения половых различий, механизмов определения пола и поддержания определенного соотношения полов в группах животных организмов очень важна и для теоретической биологии, и для практики. Рассмотрим хромосомный набор человека. Он содержит 22 пары хромосом, одинаковых у мужского и женского организма, и одну пару хромосом, по которой различаются оба пола. Хромосомы, одинаковые у обоих полов, называют аутосомами. Хромосомы, по которым мужской и женский пол отличаются друг от друга - это половые или гетерохромосомы. (Слайд №5) (записывают в опорный конспект).Половые хромосомы у женщин одинаковы, их называют Х-хромосомами. У мужчин имеется Х-хромосома и одна Y-хромосома. 
    В результате гаметогенеза все яйцеклетки имеют по одной Х-хромосоме, а сперматозоиды - гаметы двух сортов: половина несет Х-хромосому, половина — Y-хромосому. Пол потомка зависит от того, какой спермий оплодотворит яйцеклетку. Если яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом, несущим Х-хромосому, развивается женский организм. Если яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом, несущим Y-хромосому, развивается мужской организм. В результате случайного оплодотворения половина гамет получает Х-хромосому, другая половина Y-хромосому. Поэтому у раздельнополых организмов соотношение полов обычно составляет 1:1, т.е. самцы и самки встречаются одинаково часто(слайд № 6).
    Женщины (XХ) имеют одну Х-хромосому от отца и одну Х-хромосому от матери. Мужчина (XY) получает Х-хромосому только от матери. Этим обусловлена особенность наследования генов, расположенных в половых хромосомах. 
    Пол, содержащий в своих клетках две Х-хромосомы, называется гомогаметным, так как он дает все гаметы одинаковые, а содержащий и Х- и Y-хромосомы, образующий два типа гамет - гетерогаметным. (записывают в опорный конспект).
    Детерминация развития пола. (Слайд №7).
    1. У человека, большинства позвоночных, дрозофил, многих насекомых и двудомных растений гомогаметным является женский пол (XX), а гетерогаметным — мужской пол.
    2. У птиц гомогаметным является мужской пол (XX), а гетерогаметным — женский пол (ХУ). Половые хромосомы у этих видов иногда обозначают буквами W и Z, при этом самцы обозначаются символами ZZ, а самки WZ.
    3. У прямокрылых (кузнечиков) гомогаметным является женский пол (XX), а моногаметным — мужской пол (ХО).
    4. Гаплоидия широко распространена у пчел и муравьев. У этих организмов нет половых хромосом: самки — это диплоидные особи, а самцы — гаплоидные. 
    5. У некоторых животных определение пола зависит от внешних условий. (Слайд №8).Например, у морского червя бонелии, особи, которые в личиночной стадии остаются свободно плавающими, становятся самками, а личинки, прикрепившиеся к телу взрослой самки, превращаются в самцов в результате мускулинизирующего действия гормона, выделяемого самкой.
    Признаки, наследуемые с половыми хромосомами X и У, получили название сцепленных с полом. (Слайд №9).
    Y-хромосому часто называют генетически инертной или генетически пустой, так как в ней очень мало генов. У человека на У-хромосоме располагается ряд генов, регулирующих сперматогенез, проявления антигенов гистосовместимости , влияющих на размер зубов и т. д. Известны аномалии, сцепленные с Y-хромосомой, которые от отца передаются всем сыновьям (чешуйчатость кожи, перепончатые пальцы, сильное оволосение на ушах). У-хромосома передается от отца всем его сыновьям, и только им. Следовательно, для генов, содержащихся только в У-хромосоме, характерно голандрическое наследование, т. е. они передаются только от отца к сыну и проявляются у самцов.
    Х-хромосома несет много различных признаков. Описано более 370 болезней сцепленных с ней. В женском организме (XX) каждый признак по генам, будет являться либо гомо-, либо гетерозиготным. Поскольку у особей мужского пола одна Х-хромосома, то все локализованные в ней гены, даже рецессивные, сразу же проявляются в фенотипе.
    У человека некоторые патологические состояния наследуются сцеплено с полом. К ним относится, например, гемофилия (повышенная кровоточивость), дальтонизм (аномалия зрения, при которой человек недостаточно различает красный и зеленый цвета). (Слайд №10). Дальтонизм, частичная цветовая слепота, один из видов нарушения цветового зрения. Это заболевание впервые описано в 1794г. Дальтонизм встречается у 8% мужчин и у 0,5% женщин (тест на дальтонизм слайд № 11). (записывают в опорный конспект).
    Гемофилия — сцепленное с полом рецессивное заболевание, при котором нарушается образование фактора VIII, ускоряющего свертывание крови. (Слайд презентации №12). (записывают в опорный конспект).
    Ген находится в Х-хромосоме. Кровоточивость при гемофилии проявляется с раннего детства. Даже лёгкие ушибы вызывают обширные кровоизлияния - подкожные, внутримышечные. Порезы, удаление зуба и др. сопровождаются опасными для жизни кровотечениями, могут вызвать смерть. Эта патологическая мутация в гене F8C была в генотипе наследника царского престола русского царя Алексея. (Слайд №13). Молекулярный дефект в Х- хромосоме способен самым жестоким образом распоряжаться жизнью многих поколений его потомков. Гемофилия А поражает почти исключительно людей мужского пола. В среднем, один из 10 000 мальчиков рождается с этой патологией, и только в 70% случаев в его родословной можно найти указания на наследственную передачу мутантного гена. Это значит, что для каждой третьей семьи, в которой случилось такое несчастье, последнее является полной неожиданностью. 
    Рассмотрим родословную потомков английской королевы Виктории. Предполагают, что ген гемофилии возник в результате мутации у самой королевы Виктории или у одного из ее родителей (слайд №14).
    Решение задач на наследование признаков, сцепленных с генами
    Флеш - анимация с использованием образовательного комплекса 1с: школа (к УМК И.Н.Пономарёвой Издательский центр "Вентана-Граф") (Слайд 15-16). (записывают обозначения и решение задачи в опорный конспект)
    III. Закрепление (5 минут)
    1. (Слайд 17-18) Раскройте плутовство 
    За последние 20 лет эту процедуру в России прошли 12 тысяч спортсменов и сняты с соревнований 16 человек. В спортивных состязаниях отдельные мужчины пытаются выиграть у женщин, перевоплощаясь в женское обличье. Предположите способ определения пола, который бы исключал любые ошибки (Хромосомный анализ соскоба клеток из ротовой полости позволяет с точностью определить наличие Y-хромосомы)
    2. Работа с аналогичными заданиями ГИА. Выбрать один правильный ответ из четырех (Слайд 18-26)
    А.1
    Какой тип определения пола характерен для млекопитающих?
    XX — женский организм, XY — мужской организм
    XY — женский организм, XX — мужской организм
    XX — женский организм, ХО — мужской организм
    ХО — женский организм, XX — мужской организм
    А.2
    Какой генотип имеет мужчина, страдающий дальтонизмом (d)?
    1) XY 2) XdY 3) XDY 4) Dd
    А.3
    Какой тип определения пола характерен для птиц?
    XX — женский организм, XY — мужской организм
    XY — женский организм, XX — мужской организм
    XX — женский организм, ХО — мужской организм
    ХО — женский организм, XX — мужской организм
    А.4
    Какой генотип имеет женщина — носитель гена гемофилии (h)?
    1) ХНХН 2) Hh 3) XHXh 4) XhY
    А.5
    Какой генотип имеет самка бабочки капустной белянки?
    1) XY 2) Х0 3) XX 4) 0Y
    А.7
    Какой фенотип имеет мужчина с генотипом XhY?
    1) страдает дальтонизмом 2) здоров
    3) страдает гемофилией 4) носитель гена гемофилии
    Приложение 3 "Задачи для домашнего решения".
    IV. Рефлексия.
    Можно попросить учеников закончить (устно или письменно) некоторые из предложений.
    1) А вы знаете, что сегодня на уроке я_____ .
    2) Больше всего мне понравилось_________ .
    3) Самым интересным сегодня на уроке было
    4) Самым сложным для меня сегодня было
    5) Сегодня на уроке я почувствовал
    6) Сегодня я понял____________
    7) Сегодня я научился_________
    8) Сегодня я задумался_________
    9) Сегодняшний урок показал мне
    10) На будущее мне надо иметь в виду
    (При письменной работе каждый ученик выбирает по два-три наиболее значимых лично для него положения.)
    V. Подведение итогов проведенного урока   (1 мин.)
    VI. Разноуровневые задания для самостоятельной работы во внеурочное время (2 мин.)
    Приложение № 2 индивидуальные карточки-задания.
    
     

    Автор(ы): Макеева А. П.

    Скачать: Биология 9кл - Конспект.docx

Презентация к уроку

Задания к уроку