Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Урок 52 Закономерности изменчивости. Наследственная изменчивость. (Павлова М.Н)

Текст урока

  • Конспект

     Павлова Мария Николаевна
    учитель химии и биологии
    МАОУ «Софиевская СОШ»
    Пономаревского района
    Название предмета: Биология
    Класс: 9
    УМК: В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин, Биология: общие закономерности.  9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Закономерности изменчивости. Наследственная изменчивость.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1
    Место урока в системе уроков по теме: 12/20
    Цель урока: изучить явление наследственной изменчивости, его закономерности и эволюционный смысл.
    Задачи урока:
    Образовательная: рассмотреть явление изменчивости как свойства живых организмов, типы изменчивости, виды наследственной изменчивости и ее закономерности;
    Развивающая: продолжить формирование научных представлений об основных свойствах живых организмов наследственности и изменчивости;
    Воспитательная: ответственное отношение к выполнению полученных знаний.
    Тип урока: комбинированный.
    Метод проведения: беседа, самостоятельная работа.
    Планируемые результаты:
    ученик должен 
    иметь представление о механизмах возникновения мутаций, мутациях; 
    знать определения «наследственность», «изменчивость», «мутация», «кроссинговер», «кариотип», «полиплоидия» и др.;
    уметь объяснять явления наследственной изменчивости на основе цитологических и генетических знаний.
    Техническое обеспечение урока: таблица «Наследственная изменчивость».
    Ход урока:
    1. Организационный момент.
    2. Фронтальный опрос:
    1. Какие из исследованных Г. Менделем признаков гороха наследуются как доминантные?
    2. Как гены влияют на проявление качественных признаков?
    3. Чем определяются количественные признаки?
    4. Приведите примеры влияния генов на проявление других, неаллельных генов.
    3. Изучение нового материала. 
    У вас на столах лежат маршрутные листы, в которых вы будете работать письменно, а к концу урока сдадите. Подпишите их, запишите тему урока (Приложение 1.)
    – Что такое изменчивость?
    Изменчивость – свойство живых организмов существовать в различных формах (способность живых организмов приобретать новые признаки и свойства).
    Сегодня мы на уроке будем говорить только о наследственной изменчивости. Наследственная изменчивость-основа разнообразия живых организмов и главное условие их способности к эволюционному развитию.
    По механизмам возникновения, характеру изменений признаков различают несколько типов изменчивости.
    Наследственная (генотипическая, неопределенная) – обусловлена возникновением новых генотипов и приводит, как правило, к изменению фенотипа (мутации, рекомбинации – мутационная, комбинативная изменчивость).
    Ненаследственная (модификационная, определенная, фенотипическая) – отражает изменения фенотипа под действием условий существования организма, не затрагивающих генотип.
    Необходимо обратить внимание учащихся на то, что это разделение является искусственным.
    Наследственная изменчивость бывает: 
    а) комбинативная - возникает в результате перекомбинации хромосом в процессе полового размножения при случайной комбинации негомологичных хромосом в мейозе, и как следствие независимое наследование признаков.
    б) цитоплазматическая- возникает в результате взаимодействия генов в митохондриях цитоплазмы.
    в) мутационная - возникает в результате внезапного изменения состояния генов.
    Мутации - внезапные, естественные или вызванные искусственно наследуемые изменения генетического материала, приводящие к изменению признаков организма.
    Все мутации классифицируются по следующим критериям:
    – по характеру проявления;
    – месту возникновения;
    – уровню возникновения.
    Классификация мутаций
    
    
    
    
    4. Закрепление изученного материала.
    Объясните, что такое полиплоидия.
    Дайте определение хромосомных мутаций. Приведите примеры.
    Укажите два механизма наследственной изменчивости 
    5. Закрепление изученного материала.
    В чем заключается эволюционный смысл наследственной изменчивости?
    Каково значение наследственной изменчивости для человека?
    Домашнее задание: § 41, с. 196–200.
     

    Автор(ы): Павлова М. Н.

    Скачать: Биология 9кл - Конспект.docx

Задания к уроку