Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Урок 55 Центры многообразия и происхождения культурных растений (Попова Н.А.)

Текст урока

  • Конспект

     Попова Надежда Алексеевна
     учитель биологии 
    МАОУ «Софиевская СОШ»
    Пономаревский район
    Название предмета: Биология 
    Класс:9
    Базовый учебник: В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин, Биология: общие закономерности.  9 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа,2010 г.
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Центры многообразия и происхождения культурных растений.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
    Место урока в системе уроков по теме: первый  урок по теме «Селекция растений и животных и микроорганизмов». 
    Цель урока: Формирование  представлений  о  селекции  как  науке,   знакомство  с  центрами  происхождения  культурных  растений  открытых Вавиловым Н.И.
    Задачи:
    Образовательные: 
    Начать формировать знания о селекции как науке, определить её цели и задачи;
    Познакомить обучающихся с центрами происхождения культурных растений;
    сформировать понятия “сорт”, “порода”, “штамм”.
    Развивающая: 
    Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать новый материал, работая с текстом учебника;
    Воспитательная: 
    Воспитывать уважительное отношение к труду ученых-селекционеров на примере научной деятельности Н.И. Вавилова.
    Тип урока: комбинированный.
    Вид: смешанный 
    Метод проведения: беседа, объяснение.
    Планируемые предметные результаты:
    ученик должен
    иметь представление: о работах Н. И. Вавилова: о центрах многообразия и происхождения культурных растений 
    знать определения «селекция», «порода», «штамм», «сорт»;
    уметь объяснять значение селекции как науки; значение знаний о центрах происхождения культурных растений, определять центры происхождения капусты, томата, перца и т.д.
    Междисциплинарные связи: история, география.
    Внутридисциплинарные связи: ботаника, зоология.
    Техническое обеспечение урока: компьютер, интерактивная доска, проектор, муляжи овощей плодов, карта «Центры происхождения культурных растений», Портрет Н.И. Вавилова, гербарный материал.
    Содержание урока.
    I.Организационный момент (настрой на урок).
    • Приветствие
    • Подготовка класса к работе.
    • Наличие учащихся.
    II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности. (Фронтальный опрос – беседа).
    • Что изучает генетика?
    • Значение работ Г.Менделя?
    • О чем гласит закон Т.Моргана?
    • Что такое изменчивость?   Какие формы изменчивости вам известны?
    • В чем основные различия между модификациями и мутациями?
    • Какие факторы способны вызвать увеличение мутаций?
    III Мотивация учебной деятельности.
    Сообщение темы, цели.
    Еще с древних времен человек занимался селекцией для удовлетворения своих нужд. Сегодня селекция является особой наукой.
    1. Понятие о селекции
    Учитель: Селекция (лат. “selection” - отбор) - наука о методах создания новых или об улучшении уже существующих сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов с нужными человеку свойствами (слайд 4).
    Работа с понятиями: порода, сорт, штамм.
    Порода – созданная с помощью искусственного отбора группа животных одного вида, отличающаяся генетически устойчивыми морфологическими, физиологическими и хозяйственными признаками.
    Определения сорта учащиеся формулируют самостоятельно. Один из учащихся зачитывает своё определение.
    Штамм – чистая одновидовая культура микроорганизмов (или вирусов), выделенная из определённого источника и обладающая специфическими физиолого-биохимическими признаками.
    В широком смысле слова селекция как процесс изменения домашних животных и культурных растений, по выражению Н.И. Вавилова “представляет собой эволюцию, направляемую волей человека”. Селекция возникла на заре человеческой культуры, но наукой она стала сравнительно недавно. 
    Все современные домашние животные и культурные растения произошли от далеких диких предков. Первые попытки одомашнивания животных и растений предпринимались людьми еще за 20–30 тыс. лет до новой эры. Широкое одомашнивание начинается с VIII–VI тысячелетия до новой эры. Именно тогда человек вовлек в культуру подавляющее большинство животных и растений.
    Первоначально в основе селекции лежал искусственный отбор, когда человек отбирает растения или животных с интересующими его признаками. До XVI—XVII вв. отбор происходил бессознательно, то есть человек, например, отбирал для посева лучшие, самые крупные семена пшеницы, не задумываясь о том, что он изменяет растения в нужном ему направлении.
    Только в последнее столетие человек, еще не зная законов генетики, стал использовать отбор сознательно или целенаправленно, скрещивая те растения, которые удовлетворяли его в наибольшей степени.
    Однако методом отбора человек не может получить принципиально новых свойств у разводимых организмов, так как при отборе можно выделить только те генотипы, которые уже существуют в популяции. Поэтому для получения новых пород и сортов животных и растений применяют гибридизацию (скрещивание), скрещивая растения с желательными признаками и, в дальнейшем, отбирая из потомства те особи, у которых полезные свойства выражены наиболее сильно.
    Современная селекция – это обширная область человеческой деятельности, которая представляет собой сплав различных отраслей науки, производства сельскохозяйственной продукции и ее комплексной переработки. 
    В ходе селекции происходят устойчивые наследственные преобразования различных групп организмов.
    Современная селекция базируется на достижениях генетики и является основой эффективного высокопродуктивного сельского хозяйства и биотехнологии.
    
    Учитель выносит на доску схему «Задачи селекции», даёт необходимые пояснения к ней. Учащиеся переносят данную схему в тетради.
    
    Пионером разработки научных основ селекционной работы в нашей стране был Николай Иванович Вавилов (1887-1943). Он считал, что в основе селекции лежит правильный выбор для работы исходного материала, их генетическое разнообразие и влияние окружающей среды на проявление наследственных признаков при гибридизации особей.
    Давайте послушаем небольшое сообщение о его жизни и деятельности.
    2. Жизнь и деятельность Н.И. Вавилова (Учащийся  рассказывает о жизни Н.И.Вавилова)
    
    Николай Иванович Вавилов — русский учёный-генетик, ботаник, селекционер, академик. Президент Всесоюзного географического общества, директор Института генетики.
    Николай Вавилов родился 25 ноября   1887   года в семье богатого фабриканта обуви, депутата Московской городской думы. Окончил Московский сельскохозяйственный институт и за тридцать лет служения науке ботанике стал учёным мирового значения. 
    Научные достижения: 
    110 экспедиций по всему миру. 
    Учение об иммунитете растений. 
    Учение о центрах происхождения культурных растений. 
    Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. 
    Учение о виде как системе, внутривидовые таксономические и эколого-географические классификации. 
    Погиб в годы сталинских репрессий, на основании сфабрикованных обвинений был арестован в 1940 году, в 1941 году — осуждён и приговорён к расстрелу, который впоследствии был заменён 20-летним сроком заключения. Умер 26 января 1943 года в Саратовской тюрьме. В 1955 году посмертно реабилитирован.
    В Саратове сегодня работает Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова (CГАУ) и именем Николая Вавилова названа улица Вавилова. В 1997 году в начале улицы Вавилова был установлен памятник Н. И. Вавилову.
    Также есть улицы имени Вавилова в Липецке и Москве, но они названы в честь брата Николая Ивановича — физика Сергея Ивановича Вавилова.
     В Санкт-Петербурге есть улица братьев Вавиловых.           
    Учитель: Яркая и прекрасная жизнь Николая Ивановича долго будет привлекать внимание исследователей. Наша молодёжь должна знать эту большую жизнь, которую можно назвать подвигом учёного, должна учиться на ней, как нужно самоотверженно работать и как любить свою родину и науку.
    3.Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений 
    Самостоятельная работа с учебником. Прочитайте текст на стр. 205-206 п. «Центры происхождения культурных растении» и ответьте на вопросы: 
    1. Какое предположение (гипотезу) выдвинул Н.И.Вавилов, анализируя собранный материал видов и сортов растении? (Некоторые районы обладают богатством сортов определенных видов культурных растении. Районы наибольшего генетического разнообразия какого-либо культурного растения является центром его происхождения.)
    2. Каковы были результаты экспедиции Н.И.Вавилова? (Были установлены 8 очагов происхождения культурных растении).
    3.  Каковы причины расположения центров многообразия культурных растений в данных местах?  (Центры происхождения культурных растений совпадают с очагами возникновения великих цивилизаций древности: Древний Египет, Китай, Древняя Греция, Рим,  государства  Майя и Ацтеков).
    Учитель уточняет, дополняет ответы учащихся. 
    Так как генофонд существующих пород или сортов менее разнообразен, чем генофонд исходного дикого фонда, то успех селекционной работы зависит от генетического разнообразия исходной группы растений или животных.
    В результате многочисленных экспедиций Н. И. Вавилов с сотрудниками собрал огромный коллекционный материал, используемый для селекционной работы. В настоящее время эти ценнейшие коллекции постоянно пополняются новым материалом.
    На основе изучения коллекций Н.И. Вавилов установил, что на Земле существуют районы с особенно высоким уровнем генетического разнообразия культурных растений, и выделил основные центры происхождения культурных растений (первоначально Н.И. Вавилов выделил 8 центров, но затем сократил их число до 7).                                            
      На этом этапе урока демонстрируется карта центров происхождения культурных растений и даётся краткая характеристика каждому центру. Учащиеся заполняют таблицу
    «Центры происхождения культурных растений»
    (по Н. И. Вавилову)
    Название центра
    Географическое положение
    Растения
    Переднеазиатский
    
    Мягкая пшеница, горох, бобы
    Восточноазиатский
    Центральный и Восточный Китай, Япония, Корея,  Тайвань
    Просо, гречиха, клубнеплодовые, груши, яблони, сливы, ряд цитрусовых и декоративных- 20 % 
    Юго-западноазиатский
    Малая Азия, Средняя Азия, Иран, афганистан, Юго-западная Индия
    Мягкая пшеница, карликовая пшеница, круглозерная пшеница, рожь,  горох, чечевица, чина, нут, хлопчатник (гуза) – 14%
    Южноазиатский тропический
    Тропическая Индия, Индокитай. О-ва Юго-Восточной Азии
    
    Тропический рис, сахарный тростник, цитрусовые, значительная часть зерновых, бобовых, банан, кокосовая пальма – 50 % культ. растений.
    Средиземноморский
    Страны по берегам Средиземного моря
    Капуста, сахарная свекла,  маслины, клевер, чечевица, кормовые травы, ряд овощных культур – 11 %
    Абиссинский
    (Эфиопский)
    Абиссинский нагорье Африки
    
    Твердая пшеница, ячмень, кофейное дерево, сорго, банан
    Центральноамериканский
    Южная Мексика
    Кукуруза, американские фасоли, тыква, табак, перец, какао, хлопчатник длинноволокнистый 
    Андийский
    (Южноамериканский)
    Южная Америка вдоль западного побережья
    
    Картофель, ряд других клубненосных, табак, ананас, земляной орех, хинное дерево, кокаиновый куст
    Следует обратить внимание учащихся на то, что большинство культурных растений связано в своем происхождении с одним или несколькими из перечисленных географических центров.
     (Учащиеся проводят работу с интерактивной доской, муляжами овощей и фруктов, гербарными растениями по выявлению центров происхождения  различных растений).                                              
    Для отыскания центров разнообразия и богатства растительных форм Н.И. Вавилов многочисленные экспедиции, которые за 1922 -1933 гг. побывали в 60 странах мира, а также в 140 районах нашей страны.                                                                                      
    Учитель акцентирует внимание учащихся на тот факт, что поиски культур­ных растений и их диких сородичей шли не вслепую, а опирались на стройную строгую теорию центров происхожде­ния культурных растений, разработанную Н.И. Вавиловым. Если до него ботаники-географы искали «вообще» родину пшеницы, то Вавилов искал центры происхождения отдельных видов, групп видов пшеницы в различных областях земного шара. При этом особо важно было выявить области естественного распространения (ареалы) разновидностей данного вида и определить центр наибольшего разнообразия его форм (ботанико-географический метод). 
    Чтобы установить географическое распределение разновидностей и рас культурных растений и их диких родичей, Н.И. Вавилов изучал очаги древнейшей земледельческой культуры, начало которой он видел в горных районах Эфиопии, Передней и Средней Азии, Китая, Индии, в Андах Южной Америки, а не в широких долинах крупных рек – Нила, Ганга, Тигра и Евфрата, как утверждали ученые прежде. Установил, что  центры разнообразия являются и районами происхождения сортов данной культуры. Кроме того, большинство центров совпадает с древними очагами земледелия (в основном горные районы и плоскогорья, а не равнинные районы). Как видно из перечня географических центров, начальное введение в культуру подавляющего числа возделываемых растений связано не только с флористическими областями, отличающимися богатой флорой, но и с древнейшими цивилизациями. Лишь сравнительно немногие растения введены в прошлом в культуру из дикой флоры вне перечисленных основных географических центров. Семь указанных географических центров соответствуют древнейшим земледельческим культурам. Южноазиатский тропический центр связан с высокой древнеиндийской и индокитайской культурой. Новейшие раскопки показали глубокую древность этой культуры, синхронной со Среднеазиатской. Восточноазиатский центр связан с древней китайской культурой, а Юго-западно-азиатский – с древней культурой Ирана, Малой Азии, Сирии, Палестины и Ассиро-Вавилонии. Средиземноморье за много тысячелетий до нашей эры сосредоточило этрусскую, эллинскую и египетскую культуры. Своеобразная абиссинская культура имеет глубокие корни, вероятно совпадающие по времени с древней египетской культурой. В пределах Нового Света Центральноамериканский центр связан с великой культурой майя, достигшей до Колумба огромных успехов в науке и искусстве. Андийский центр в Южной Америке сочетается в развитии с замечательной  доинкской и инкской цивилизациями.
    В результате экспедиций был собран ценный фонд мировых растительных ресурсов, насчитывающий свыше 250000 образцов. Подобная коллекция была создана и в США, однако она значительно уступала вавиловской коллекции и по числу образцов, и по видовому составу.
    Коллекционные образцы, собранные под руководством Н.И. Вавилова, хранились в Ленинграде во Всесоюзном институте растениеводства (ВИРе), созданном Н.И. Вавиловым в 1930 г.). В годы Великой Отечественной войны во время блокады Ленинграда сотрудники ВИРа несли круглосуточное дежурство при коллекции семян зерновых культур. Многие сотрудники ВИРа  умерли голодной смертью, но бесценное видовое и сортовое богатство, из которого и поныне селекционеры всего мира черпают материал для создания новых сортов и гибридов, было сохранено.  
    Во второй половине XX столетия были организованы новые экспедиции по сбору образцов для пополнения коллекции ВИРа;  в настоящее время эта коллекция насчитывает до 300 тысяч образцов растений,  принадлежащим к 1740 видам.
    Начатая Н.И. Вавиловым работа была продолжена другими ботаниками. В 1970 г. П.М. Жуковский установил еще 4 центра: Австралийский, Африканский, Европейско-Сибирский и Североамериканский. Таким образом, в настоящее время насчитывается 11 первичных центров культурных растений.
    IV. Закрепление изученного материала.
    -  Чем отличаются одомашненные животные и культурные растения от диких?
    - Какой вклад в развитие селекции внёс Н.И.Вавилов? 
    - Какое значение для селекции имеет знание центров происхождения культурных растений?
    - Какие центры происхождения культурных растений вы знаете?
    -Что служит предметом селекции?
    - Сформулируйте задачи, стоящие перед селекцией. Формулирование  выводов о значении селекции.
    V. Рефлексия учебной деятельности 
    Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определение качества и уровня усвоения. Оценка учащимися своей учебной деятельности с точки зрения ее успешности
    Сегодня я узнал…
    Было интересно…
    Было трудно…
    Я понял, что…
    Теперь я могу…
    Я научился…
    У меня получилось…
    Я смог…
    Я попробую…
    Меня удивило…
    Мне захотелось…
     VI. Домашнее  задание: § 43, с. 204–207
    
    
     

    Автор(ы): Попова Н. А.

    Скачать: Биология 9кл - Конспект.docx