Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Урок 59 Закономерности наследственности урок (Попова Н.А.)

Текст урока

  • Конспект

     Попова Надежда Алексеевна
     учитель биологии 
    МАОУ «Софиевская СОШ»
    Пономаревский район
    Название предмета: Биология 
    Класс:9
    Базовый учебник: В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин, Биология: общие закономерности.  9 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа,2010 г.
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Обобщающий урок: «Закономерности наследственности».
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
    Место урока в системе уроков по теме: девятнадцатый урок  по теме «Наследственность и изменчивость организмов». 
    Цель урока: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Наследственность и изменчивость организмов».
    Задачи: 
    Образовательная: 
    систематизировать и обобщить знания о закономерностях наследственности живых организмов; расширить представление о принципах наследования признаков от предков потомкам; проверить усвоение этих знаний учащихся на основе практической деятельности в виде решения задач.
    Воспитательная: 
    Продолжить формирование познавательного интереса к предмету; ответственное отношение к выполнению полученных знаний. 
    Развивающие: 
    Продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений: систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи;
    Продолжить развитие учебно-организационных умений: организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.
    Тип урока: обобщение и систематизация.
    Вид урока: письменный индивидуальный
    Планируемые предметные результаты:
    ученик должен
    иметь представление о том, что изучает генетика и селекция, знать основные понятия, применяемые в генетике и селекции; сущность гибридологического метода изучения наследственности; законы Г.Менделя и Т.Моргана; сущность методов селекции;  значение генетики и селекции для народного хозяйства; уметь применять полученные знания на практике.
    Техническое обеспечение урока: изображения, фотографии, таблицы по каждому из рассматриваемых методов; раздаточный материал. 
    Структура и содержание урока.
    План урока:
    I. Организационный момент.
    II. Актуализация опорных знаний 
    III. Мотивация учебной деятельности.
    IV. Систематизация и обобщение знаний о закономерностях наследственности живых организмов.
    V. Выполнение самостоятельной работы 
    VI. Домашнее задание
    VII. Итоги урока.
    VIII. Рефлексия.
    
    Содержание урока
    I. Организационный момент. 
    II. Актуализация опорных знаний. 
    - Какие су­ще­ству­ют виды тра­ди­ци­он­ной се­лек­ции?
    - Где применяются микроорганизмы?
    - Какими методами селекционеры работают с микроорганизмами?
    -  Что такое биотехнология? Дайте опре­де­ле­ние био­тех­но­ло­гии.
    - Что такое ген­ная ин­же­не­рия? 
    - Какие перспективы открываются перед человечеством при использовании микроорганизмов в сельском хозяйстве?
    III. Мотивация учебной деятельности.
    Учитель: Мы сегодня с вами повторяем и обобщаем знания, полученные при изучении темы «Наследственность и изменчивость организмов». 
    Созданное Г. Менделем учение о существовании отдельных единиц наследственности, строго упорядоченно передаваемых из поколения в поколение, получило дальнейшее развитие в хромосомной теории Т. Моргана.
    Основной метод, используемый в генетике, - гибридологический анализ, т.е. скрещивание с последующим генетическим анализом потомства.
    В то время, когда Мендель сформулировал гипотезу чистоты гамет, ещё ничего не было известно о митозе, о развитии гамет, о мейозе. В настоящее время благодаря успехам цитологии законы Менделя получили твёрдую цитологическую базу. Мендель впервые показал, что наследственные факторы в гаметах гибрида первого поколения остаются точно такими же, как у родителей. Они не смешиваются, не претерпевают изменений после совместного пребывания в гибридном организме.
    Установив закономерности наследования одного признака (моногибридное скрещивание), Г. Мендель начал изучать наследование признаков, за которые отвечают две пары аллельных генов (дигибридное скрещивание). Мендель проводил дигибридное скрещивание, в котором гомозиготные родители отличались друг от друга по 2 признакам: окраске семян (жёлтая и зелёная) и форме семян (гладкая и морщинистая). Появление особей с жёлтыми гладкими семенами свидетельствует о доминировании этих признаков и проявлении правила единообразия у гибридов F1.
    IV. Систематизация и обобщение знаний о закономерностях наследственности живых организмов.
    Вопросы учащимся: 
    Каков механизм образования гамет у особей F1?
    Какой мы сделаем вывод о расщеплении по каждой паре генов.
    Где будут расположены изучаемые гены?
    Исходя из ответов учащихся, мы выделяем главное: 
    При образовании гамет из особей F1 возможны четыре комбинации двух пар аллелей. Аллели одного гена всегда попадают в разные гаметы. Расхождение одной пары генов не влияет на расхождение генов другой пары. Если в мейозе хромосома с геном А отошла к одному полюсу, то к этому же полюсу, т.е. в ту же гамету, может попасть хромосома как с геном В, так и с геном b. С одинаковой вероятностью ген А может оказаться в одной гамете и с геном В, и с геном b. Поэтому сколько будет гамет АВ, столько же и гамет Аb. Так же будет и у гена a, т.е. число гамет аВ будет равно числу гамет ab. В результате независимого распределения хромосом в мейозе гибрид образует 4 типа гамет: АВ, Аb, аВ, ab в равных количествах.
    Это явление установлено Г. Менделем и названо законом независимого расщепления. Это расщепление по каждой паре генов идёт независимо от других пар генов.
    Этот закон относится только к случаям независимого наследования, когда изучаемые гены расположены в разных парах гомологичных хромосом.
    Учитель: Далее повторим знания  о сцеплённом наследовании генов. Число генов у каждого организма гораздо больше числа хромосом. В одной хромосоме расположено много генов.
    Вопросы учащимся: 
    Работы Т. Моргана по изучению наследования неаллельных генов, расположенных в паре гомологичных хромосом.
    Типы гамет при сцеплении наследования.
    Причины возникновения новых гамет.
    Выслушиваем ответы, выделяем главное: 
    Гены, расположенные в одной хромосоме, наследуются совместно, или сцеплено. Группы генов, расположенные в одной хромосоме, называют группами сцепления. Сцеплённые гены расположены в хромосоме в линейном порядке. Число групп сцепления равно гаплоидному числу хромосом (у человека 23 пары хромосом и 23 группы сцепления).
    Особь с генотипом АаBb производит два типа гамет: ab и АВ – в равных количествах, которые повторяют комбинации генов в хромосоме родителя.
    Кроме таких обычных гамет возникают и другие, новые Ab и аВ, т.е. с новыми комбинациями генов, отличающимися от родителей гаметы. Причина возникновения новых гамет заключается в перекресте (кроссинговере) гомологичных хромосом. Гомологичные хромосомы в процессе мейоза перекрещиваются и обмениваются участками. В результате этого возникают качественно новые хромосомы. 
    Если гены локализованы в половых хромосомах, то такое сцепление называют сцепленным с полом. Проблема происхождения половых различий, механизмов определения пола и поддержания определенного соотношения полов в популяции очень важна и для теоретической биологии и для практики.
    Коллективное обсуждение вопроса «Типы взаимодействия аллельных генов», формулирование основных положений о типах взаимодействия аллельных генов:
    
    - полное доминирование – это вид взаимодействия аллельных генов, при котором фенотип гетерозигот не отличается от фенотипа гомозигот по доминанте, то есть в фенотипе гетерозигот присутствует продукт доминантного гена; 
    - неполное доминирование  так называется вид взаимодействия аллельных генов, при котором фенотип гетерозигот отличается как от фенотипа гомозигот по доминанте, так и от фенотипа гомозигот по рецессиву и имеет среднее (промежуточное) значение между ними;
    - кодоминирование – вид взаимодействия аллельных генов, при котором фенотип гетерозигот отличается как от фенотипа гомозигот по доминанте, так и от фенотипа гомозигот по рецессиву, и в фенотипе гетерозигот присутствуют продукты обоих генов.
    
    Коллективное обсуждение вопроса «Типы взаимодействия неаллельных генов», формулирование основных положений о типах взаимодействия неаллельных генов:
    
    - комплементарность – вид взаимодействия неаллельных генов, при котором признак формируется в результате суммарного сочетания продуктов их доминантных аллелей;
    - эпистаз- вид взаимодействия неаллельных генов, при котором одна пара генов подавляет (не дает проявиться в фенотимпе) другую пару генов;
    - полимерия-это вид взаимодействия двух и более пар неаллельных генов, доминантные аллели которых однозначно влияют на развитие одного и того же признака;
    - плейотропия - множественное действие генов.
    
    Коллективное обсуждение вопроса «Практическое применение генетики»:
    Медицина  (наследственные болезни).
    Селекция.
    Фармацевтика.
    Генная, клеточная, хромосомная инженерия.
    Клонирование органов, организмов.
    Получение трансгенных продуктов и трансформированных организмов.
    V. Выполнение самостоятельной работы 
    Учащимся предлагаются карточки с заданием по проверке полученных знаний по вариантам (приложение 1) 
    VI. Домашнее задание: повторить изученный материал п. 35-45 с целью подготовки к контрольной работе. 
    VII. Итоги урока.
    VIII. Рефлексия. 
    
     

    Автор(ы): Попова Н. А.

    Скачать: Биология 9кл - Конспект.docx

Задания к уроку