Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Урок 66 Природные ресурсы и их использование (Недорезов В.Н.)

Текст урока

  • Конспект

       Недорезов В.Н., 
    учитель биологии
    МАОУ «Романовская ООШ»
    Пономаревский район
    
    
    Предмет: Биология
    Класс: 9
    УМК:  Биология. Общие закономерности. 9 класс: учебник для образовательных учреждений/ С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонина. – М.: Дрофа, 2012
    Уровень обучения: Базовый.
    Тема урока: ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ.
    Часов по теме: 1
    № урока в теме: 1
    Цель урока:
    Выявить место и роль человека в биосфере, рассмотреть природные ресурсы, проблемы их использования.
    Задачи урока:
    Образовательная: показать место и роль человека в биосфере, условность классификации ресурсов, найти способы решения проблемы их использования;
    Развивающая: формировать умения и навыки групповой работы, анализировать, сравнивать, выделять главное;
    Воспитательная: экологическое воспитание.
    Планируемые результаты:
    З. знать разнообразие природных ресурсов. 
    У. понимать их роль в жизни человека, перспективы по добыче и восстановлению природных ресурсов. 
    Н. распознавать  виды природных ресурсов и виды их восстановления.
    Тип: актуализация ранее усвоенных знаний
    Вид: частично поисковый
    Техническое обеспечение урока: компьютер, экран, анимации, раздаточный материал.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:
    1. Электронное учебное издание. Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина.
    2. Интернет – ресурсы:
    1) http://medlec.org/lek-194575.html
    2) http://www.medroad.ru/yprazhnenia/phizhkyltminytki.html
    3) http://vostrikov.gixx.ru/images/progi/zohs.htm
    4) https://yandex.ru/схема «Классификация природных ресурсов»
    1. Содержание УРОКА:
    2. Оргмомент. актуализация знаний.
    Сообщение  темы, цели занятия. Использование в дальнейшей деятельности.
    Сегодня на уроке мы поговорим о взаимоотношениях человека и биосферы. Выявим место и роль человека в ней. Рассмотрим значение ресурсов нашей планеты в жизни каждого и общества в целом.
    3. изучение нового материала.
    ПЛАН.
    1. Биосфера, место и роль человека в ней.
    2. Неисчерпаемые природные ресурсы.
    3. Исчерпаемые ресурсы.
    I. Биосфера, место и роль в ней человека.
    Сначала давайте вспомним о строении географической оболочки (схема)
    ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА
    
    
    
    
    ЛИТОСФЕРА          АТМОСФЕРА   ГИДРОСФЕРА        БИОСФЕРА
    
    Вопрос: Неотъемлемой частью какой оболочки Земли является человек? (Биосферы)
    Поэтому сегодня на уроке мы будем говорить о взаимоотношениях человека и биосферы.
    Человечество представляет собой часть биомассы биосферы. Если на заре своего становления человек полностью зависел от окружающей среды и оказывал небольшое влияние на природу, то с развитием мозга человек сам становится мощным фактором (антропогенный фактор) дальнейшей эволюции на Земле. Овладение человеком различными формами энергии – механической, электрической и атомной – способствовало значительному изменению земной коры и биогенной миграции атомов.
    В.И. Вернадский подчеркивал в своих трудах, что воздействие человека на остальную биосферу усилилось после появления науки, что человечество стало главнейшей силой, изменяющей процессы в биосфере.
    БИОСФЕРА –  самая крупная экосистема Земли, область системного взаимодействия живого и косного вещества на планете. Характеризуется наличием круговоротов веществ: воды, углерода, азота и др., защищена озоновым экраном от ультрафиолетового излучения Солнца.  
    Понятие о НООСФЕРЕ (греч. «ноос» - разум, «сфера» - шар) впервые появилось в начале 20 века.
    Ноосфера первоначально представлялась как своеобразная «мыслящая» оболочка Земли, которая, зародившись в конце третичного периода, разворачивается над растительным и животным миров – вне биосферы. Ноосфера, по Вернадскому, - это биосфера, преобразованная трудом человека и измененная научной мыслью. В.И. Вернадский рассматривал переход от  биосферы к ноосфере («сфере разума») как естественный процесс.
     Он писал: «…. Все человечество, вместе взятое, представляет ничтожную массу вещества планеты. Мощь его связана не с его материей, но с его мозгом, с его разумом и направленным этим разумом его трудом. Человечество становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть «ноосфера» ……».
         Для существования и развития современного общества необходимо использование огромного количества ресурсов планеты- природных ресурсов.
    Учитель отмечает, что на сегодняшний день выделяют самые различные ресурсы. Называет их и дает им краткую характеристику.
    Ресурсы – источники или предпосылки получения материальных благ.
    Учащиеся заполняют таблицу.
    Биологические 
    Экологические 
    Природные 
    Антропогенные 
    Генетические 
    Продовольственные 
    Эколог. равновесия
    Источники и предпосылки объектов живой природы
    Обеспечивают экологическое равновесие в биосфере
    Природные объекты и явления, поддерживают и повышают качество условий существования человечества: возместимые и невозместимые, возобновимые и невозобновымые
    Предметы, явления, условия и факторы, необходимые для существования человечества
    Сумма видов живой биоты – генетическая информация генетического кода живых существ
    Ресурсы, пригодные для употребления в пищу
    Компоненты, создающие условия для функционального или территориального экологического равновесия
    Сегодня на уроке мы будем подробно говорить о природных ресурсах.
    Среди них условно можно выделить неисчерпаемые и исчерпаемые природные ресурсы.
    Здесь необходимо пояснить условность этого разделения.
    Неисчерпаемые ресурсы.(Показ анимации)
    К этой группе относятся ресурсы космического масштаба: солнечная радиация, энергия морских приливов и др. то есть их источник не подвержен влиянию со стороны человека. Можно лишь говорить о количественных изменениях, вносимых его деятельностью (например снижение притока солнечной радиации к поверхности Земли, связанное с загрязнением атмосферы).
    К неисчерпаемым относятся и водные ресурсы планеты. В масштабе всей гидросферы запасы воды остаются неизменными, но в конкретных регионах проблемы пресной воды стоит на первом месте. Практически неисчерпаемые ресурсы вод Мирового океана подвергаются крупномасштабному изменению в результате загрязнения нефтью и другими веществами, что вносит существенные изменения в состав и структуру водных экосистем.
    Нередко говорят о климатических ресурсах, также относя их к неисчерпаемым. По – видимому, трактовка климата как ресурса не точна: правильнее говорить о комплексе климатических факторов, также подверженном определенным влияниям промышленной и иной деятельности человека.
    СХЕМА
    НЕИСЧЕРПАЕМЫЕ РЕСУРСЫ
    КОСМИЧЕСКИЕ                          ВОДНЫЕ                        КЛИМАТИЧЕСКИЕ
    Солнечная радиация
    Морские приливы
    Ветер 
    Воды Мирового океана
    Воды суши
    Комплекс климатических факторов
    Исчерпаемые ресурсы. (Показ анимации)
    Приведите примеры исчерпаемых ресурсов.
    Сравните темпы их использования со скоростью их естественного накопления.
    На основании этого исчерпаемые природные ресурсы делят на невозобновимые и возобновимые.
    
    РАБОТА обучающихся с учебником, с. 271, 272 по группам.
    Первая группа работает над вопросами:
    Какие ресурсы называют невозобновимыми?
    Что вы можете предложить для решения данной проблемы?
    
    Вторая группа работает над аналогичным задание по возобновимым ресурсам.
    Какие ресурсы называют возобновимыми?
    Что вы можете предложить для решения данной проблемы?
    После завершения работы проводится обсуждение ее результатов заполнение таблицы.
    Возобновимые и невозобновимые ресурсы
    
    
    Невозобновимые ресурсы
    Возобновимые ресурсы
     Примеры 
    Полезные ископаемые
    Растительный и животный мир, плодородие почв
    Решение проблемы
    Рациональное отношение: разумное ограничение их эксплуатации, разработка альтернативных форм энергии и материалов.
    4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
    совместное формулирование  вывода.
    ВЫВОД:
    Для того чтобы эксплуатация биологических ресурсов была разумной и способствовала действительному прогрессу социальной, культурной и научно – технической жизни человечества, нужно четко представлять себе механизмы влияния различных сторон деятельности человека на природные системы, знать закономерности реакции биологических объектов на антропогенные воздействия и на этой основе переходить к управлению экосистемами с целью поддержания их устойчивости и продуктивности.
    СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМЫ 
    ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
    Неисчерпаемые – ресурсы, недостаток которых не ожидается в настоящее время и не предвидится в ближайшем будущем (солнечная радиация, воздух, ветер)
    Исчерпаемые –ресурсы, запасы которых под воздействием человеческой деятельности резко уменьшились, что грозит их полным исчезновением.
    
    Возобновимые – ресурсы, которые могут быть восстановлены, если антропогенная деятельность человека не изменит условий воспроизводства живых организмов (растения, животные, земельные ресурсы)
    
    Невозобновимые – та часть природных ресурсов, которая не может самовосстанавливаться в обозримом будущем (полезные ископаемые, почвы, видовой состав растений, животных)
    
    
    
    
    5. задание на дом.
    Глава 18, пар. 54,  вопросы 1 – 6.
    6. Подведение итогов занятия.
    Оценить степень реализации поставленных на занятии целей.
    Оценить работу учеников во время занятия.
    Дополнительный материал
    При определенных условиях влияние хозяйственной деятельности человека на климат может в сравнительно близком будущем привести к потеплению, сравнимому с потеплением первой половины 20 века, а затем намного превзойти это потепление. Таки образом, изменение климата, возможно, является первым реальным признаком глобального экологического кризиса, с которым столкнется человечество при стихийном развитии техники и экономики.
    Основной причиной этого кризиса на его первой стадии будет пераспределение количества осадков, выпадающих в различных районах земного шара, при их заметном уменьшении во многих районах неустойчивого увлажнения. Поскольку в этих районах расположены важнейшие области производства зерновых культур, изменение режима осадков может существенно затруднить проблему повышения урожайности для обеспечения продовольствием быстро растущего населения земного шара.
    Антропогенное воздействие на изменение климата
    Антропогенные факторы включают в себя деятельность человека, которая изменяет окружающую среду и влияет на климат.
    1. Сжигание топлива. Начав расти во время промышленной революции в 1850-х годах и постепенно ускоряясь, потребление человечеством топлива привело к тому, что сейчас уровень СО2 в атмосфере несоизмеримо выше, чем когда-либо за последние 750 000 лет. Вместе с увеличивающейся концентрацией метана эти изменения предвещают рост температуры на 1.4-5.6°С в промежутке между 1990 и 2100 годами.
    2. Аэрозоли. Считается, что антропогенные аэрозоли, особенно сульфаты, выбрасываемые при сжигании топлива, влияют на охлаждение атмосферы.
    3. Цементная промышленность. Производство цемента является интенсивным источником выбросов СО2, на него приходится приблизительно 2.5 % выбросов индустриальных процессов (энергетический и промышленный секторы).
    4. Землепользование. Существенное влияние на климат оказывает землепользование. Орошение, вырубка лесов и сельское хозяйство коренным образом меняют окружающую среду. Например, на орошаемой территории изменяется водный баланс. Землепользование может изменить изменение отражательной способности поверхности Земли (альбедо) отдельно взятой территории, поскольку изменяет свойства подстилающей поверхности и тем самым количество поглощаемого солнечного излучения.
    5. Скотоводство. Согласно отчету ООН скот является причиной 18% выбросов парниковых газов в мире. Это включает в себя и изменения в землепользовании, т. е. вырубку леса под пастбища. В дополнение к выбросам СО2, скотоводство является причиной выброса 65% оксида азота и 37% метана, имеющих антропогенное происхождение.
    
     

    Автор(ы): Недорезов В. Н.

    Скачать: Биология 9кл - Конспект.doc

Другие материалы