Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Урок 67 Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды (Недорезов В.Н.)

Текст урока

  • Конспект

       Недорезов В.Н., 
    учитель биологии
    МАОУ «Романовская ООШ»
    Пономаревский район
    
    
    Предмет: Биология
    Класс: 9
    УМК:  Биология. Общие закономерности. 9 класс: учебник для образовательных учреждений/ С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонина. – М.: Дрофа, 2012
    Уровень обучения: Базовый.
    Тема урока:  Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды.
    Часов по теме: 1
    № урока в теме: 1
    Цель урока:
    1. Рассмотреть, как отражается на окружающей среде деятельность человека; что  является причиной и каковы последствия загрязнений;
    2. Развитие познавательной активности;
    3. Воспитание экологического мировоззрения, понимания необходимости сохранения окружающей среды.
    Задачи урока:
    Образовательная: показать место и роль человека в биосфере, его влияние на географическую оболочку, рассмотреть способы решения проблемы воздействия человека на природу;
    Развивающая: формировать умения и навыки групповой работы, анализировать, сравнивать, выделять главное;
    Воспитательная: экологическое воспитание.
    Планируемые результаты:
    З. познакомить с последствиями хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. У. видеть последствия хозяйственной деятельности и меры борьбы с ними. 
    Н. работать с дополнительными источниками информации.
    Тип: актуализация ранее усвоенных знаний
    Вид: частично поисковый
     Форма урока: дискуссия.
    Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор, экран, презентация, раздаточный материал, доклады учащихся.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:
    1. Электронное учебное издание. Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина.
    2.  http://www.youtube.com/watch?v=L0qI8P1rw5c («Экологические проблемы Земли»).
     СТРУКТУРА  УРОКА
    1. Введение
    
    Организационное введение (1 мин)
    Готовность класса занятию.
    Вступительное слово учителя (5 мин)
    Современный человек сформировался около 30-40 тысяч лет назад. С этого времени в эволюции биосферы возник  новый фактор - антропогенный. Сегодня вы узнаете о том, как развитие человеческого общества влияет  на эволюцию биосферы, как сказывается хозяйственная деятельность человека на состоянии биоценозов.
    Ранние стадии эволюции человечества характеризуются добычей пищи посредством охоты и собирательства, в дальнейшем все большее значение приобретает процесс производства пищи, сопровождающийся глубоким воздействием на природе.
    
    Как вы уже знаете,  производственная деятельность человека затрагивает различные уровни биосферы: это воздух, пресные водоемы и Мировой океан, почва, растительный и животный мир и многое другое.
    Сегодня на уроке  мы послушаем сообщения экспертов-экологов, они то и осветят нам различные экологические проблемы , связанные с производственной деятельностью человека.                                                                                                             По окончании сообщений мы вместе обсудим представленные проблемы.
    1. Общее обсуждение
    ( 24 мин)
    Эксперты   проводят представление подготовленных докладов с использованием презентаций.(3-4 минуты каждому)
    1. Загрязнение воздуха
    2. Загрязнение пресных вод
    3. Загрязнение Мирового океана
    4. Антропогенные изменения почвы
    5. Влияние человека на растительный и животный мир
    6. Радиоактивное загрязнение биосферы.
    
    2. Заключение
    
    Содержательное заключение
    (10 мин.)
    Учитель: а теперь давайте обсудим проблемы, озвученные нашими экспертами.
    
    
    Вопросы для обсуждения.
    1. Что является причиной и каковы последствия загрязнения атмосферы?
    2. Каковы причины возможного возникновения «водного голода»?
    3. К чему приводит загрязнение вод Мирового океана?
    4. Каково прямое влияние человека  на растительный и животный мир?
    5. Как сказывается хозяйственная деятельность человека на структуре и плодородии почв?
    Заключение по процедуре проведения
    (5 мин.)
    - готовность учащихся
    - активность класса при обсуждении
    - что нового узнали  на уроке
    - реализована ли цель урока (для каждого обучающегося)
    
    3. Домашнее задание
    (3 мин.)
    § 55-56
    Подготовиться к контролю знаний по курсу биологии 9 класс
    Подготовка к уроку.
    Тема урока была дана заранее. 
    Каждый учащийся получил домашнее задание - подготовить основной вопрос с использование дополнительной литературы и подготовкой презентаций:   
    
    1. Загрязнение воздуха
    2. Загрязнение пресных вод
    3. Загрязнение Мирового океана
    4. Антропогенные изменения почвы
    5. Влияние человека на растительный и животный мир
    6. Радиоактивное загрязнение биосферы.
    7. Охрана природы и основы рационального природопользования.
    
    Приложение 
    1.  Загрязнение воздуха
    В процессе своей деятельности человек загрязняет воз­душную среду. Над городами и промышленными районами в атмосфере возрастает концентрация газов, которые обыч­но в сельской местности содержатся в очень небольших ко­личествах или совсем отсутствуют. Загрязненный воздух вреден для здоровья. Кроме того, вредные газы, соединяясь с атмосферной влагой и выпадая в виде кислых дождей, ухудшают качество почвы и снижают урожай.
    Основные причины загрязнения атмосферы- сжигание природного топлива и металлургическое производство. Ес­ли в XIX и в начале XX в. поступающие в окружающую среду продукты сгорания угля и жидкого топлива почти пол­ностью ассимилировались растительностью Земли, то в на­стоящее время содержание вредных продуктов сгорания неуклонно возрастает. Из печей, топок, выхлопных труб автомобилей в воздух попадает целый ряд загрязняющих веществ. Среди них выделяется сернистый ангидрид- ядо­витый газ, легко растворимый в воде.
    Концентрация сернистого газа в атмосфере особенно вы­сока в окрестностях медеплавильных заводов. Он вызывает разрушение хлорофилла, недоразвитие пыльцевых зерен, засыхание и отпадание листьев хвои. Часть S02 окисляется до серного ангидрида. Растворы сернистой и серной кислот, выпадая с дождями на поверхность Земли, причиняют вред живым организмам, разрушают здания. Почва приобретает кислую реакцию, из нее вымывается перегной (гумус) — ор­ганическое вещество, содержащее все компоненты, необхо­димые для развития растений. Кроме того, в ней снижается количество солей кальция, магния, калия. В кислых поч­вах уменьшается и число обитающих в них видов животных, замедлена скорость разложения опада. Все это создает не­благоприятные условия для роста растений.
    Каждый год в результате сжигания топлива в атмосферу поступают миллиарды тонн С02. Половина диоксида угле­рода, образующегося цри сгорании ископаемого топлива, по­глощается океаном и зелеными растениями, половина оста­ется в воздухе. Содержание С02 в атмосфере постепенно воз­растает и за последние 100 лет увеличилось более чем на 10% С02 препятствует тепловому излучению в космическое пространство, создавая так называемый парниковый эффект. Изменение содержания С02 в атмосфере в значительной мере влияет на климат Земли.
    Промышленные предприятия и автомобили служат при­чиной поступления в атмосферу многих ядовитых соедине­ний- окислов азота, оксида углерода, соединений свинца (каждый автомобиль выделяет за год 1 кг свинца), различ­ных углеводородов- ацетилена, этилена, метана, пропана, толуола, бензпирена и др. Вместе с капельками воды они образуют ядовитый туман- смог, вредно действующий на организм человека, на растительность городов. Жидкие и твердые частицы (пыль), взвешенные в воздухе, уменьша­ют количество солнечной радиации, достигающей поверх­ности Земли. Так, в больших городах солнечная радиация уменьшается на 15%, ультрафиолетовое излучение- на 30% (а в зимние месяцы оно может совсем исчезнуть).
    2.  Загрязнение пресных вод
    Масштабы использования водных ресурсов быстро уве­личиваются. Это связано с ростом населения и улучшением санитарно-гигиенических условий жизни человека, разви­тием промышленности и орошаемого земледелия. Суточное потребление воды на хозяйственно- бытовые нужды в сель­ской местности составляет 50 л на одного человека, в горо­дах- 150 л.
    Огромное количество воды используется в промышлен­ности. На выплавку 1 т стали необходимо 200 м3 воды, а 1 т никеля- 4000 м3. На производство 1 т бумаги требуется 100 м3, на изготовление 1 т синтетического волокна от 2500 до 5000 м3. Промышленность поглощает 85% всей воды, рас­ходуемой в городах, оставляя на хозяйственно-бытовые це­ли около 15%.
    Еще больше воды необходимо для орошения. В течение года на 1 га поливных земель уходит 12- 14 м3 воды. В на­шей стране ежегодно на орошение расходуется более 150 км , в то время как на все другие нужды - около 50 км3 воды.
    Постоянное увеличение водопотребления на планете ве­дет к опасности «водного голода», что обусловливает необ­ходимость разработки мероприятий по рациональному ис­пользованию водных ресурсов.
    Кроме высокого уровня расхода нехватка воды вызыва­ется ее растущим загрязнением вследствие сброса в реки отходов промышленного и особенно химического производ­ства и коммунальных сточных вод. Бактериальное загряз­нение и ядовитые химические вещества (например, фенол) приводят к омертвению водоемов. Вредные последствия имеет также молевой сплав леса по рекам, который часто со­провождается заторами. При длительном пребывании дре­весины в воде она теряет деловые качества, а вымываемые из нее вещества губительно действуют на рыб.
     В реки и озера поступают и вымываемые из почвы дож­дями минеральные удобрения- нитраты и фосфаты, кото­рые в больших концентрациях способны резко изменять ви­довой состав водоемов, а также различные ядохимикаты- пестициды, используемые в сельском хозяйстве для борьбы с насекомыми- вредителями. Для аэробных организмов, оби­тающих в пресных водах, неблагоприятным фактором слу­жит и сброс предприятиями теплых вод. В теплой воде ки­слород плохо растворяется и его дефицит может приводить многие организмы к гибели.
    3.	Загрязнение Мирового океана
    Значительному загрязнению подвергаются воды морей и океанов. С речным стоком, а также от морского транспорта в моря поступают болезнетворные отходы, нефтепродукты, соли тяжелых металлов, ядовитые органические соедине­ния, в том числе пестициды. Загрязнение морей и океанов достигает таких масштабов, что в ряде случаев выловлен­ные рыбы и моллюски оказываются непригодными для употребления в пищу. ДДТ обнаружен даже в организме пингвинов, обитающих в Антарктиде.
    4.	Антропогенные изменения почвы
    Плодородный слой почвы формируется очень долго. В то же время ежегодно вместе с урожаем из почвы изымаются десятки миллионов тонн азота, калия, фосфора- главных компонентов питания растений. Основной фактор плодоро­дия почвы- перегной (гумус) содержится в черноземах в количестве менее 5% от массы пахотного слоя. На бедных почвах перегноя еще меньше. При отсутствии пополнения почв соединениями азота его запас может быть израсходо­ван за 50- 100 лет. Этого не происходит, поскольку куль­турное земледелие предусматривает внесение в почву орга­нических и неорганических (минеральных) удобрений. Внесенные в почву азотные удобрения используются рас­тениями на 40- 50%. Остальная часть (около 20%) восста­навливается микроорганизмами до газообразных веществ-  N2, N20 и улетучивается в атмосферу или вымывается из почвы. Таким образом, минеральные азотные удобрения не обладают длительным действием и поэтому их приходится вносить ежегодно. При недостаточном внесении органиче­ских и неорганических удобрений почва истощается и уро­жаи падают. Неблагоприятные изменения в почве наступа­ют и в результате неправильных севооборотов, т. е. ежегод­ного посева одних и тех же культур, например картофеля. Включение же в севообороты бобовых культур обогащает почву азотом. Посевы клевера и люцерны за счет связыва­ния N2 симбиотическими клубеньковыми бактериями по­зволяют задержать в почве до 300 кг азота на 1 га. Севообо­роты необходимы и для борьбы с растительноядными червя­ми- нематодами, которые значительно снижают урожай. Например, луковично-чесночная нематода может снизить урожай лука на 50% .
    К числу антропогенных изменений почвы относится эро­зия (от лат. Erosion- разъедать). Эрозия представляет собой разрушение и снос почвенного покрова потоками воды или ветром. Широко распространена и наиболее разрушительна водная эрозия. Она возникает на склонах и развивается при неправильной обработке земли. Вместе с талыми и дожде­выми водами с полей ежегодно уносятся в реки и моря мил­лионы тонн почвы. Если размыву ничто не препятствует, мелкие промоины превращаются в более глубокие и, нако­нец, в овраги. На юге европейской части страны овраги за­нимают большие территории, уменьшая полезную площадь обрабатываемых земель.
    Ветровая эрозия наиболее сильно проявляется в южных степных областях нашей страны. Она возникает в районах с сухой обнаженной почвой, с изреженным растительным покровом. Чрезмерный выпас скота в степях и полупусты­нях способствует ветровой эрозии и быстрому разрушению травяного покрова. Для восстановления слоя почвы толщи­ной 1 см в естественных условиях требуется 250- 300 лет. Следовательно, пыльные бури приносят невосполнимые по­тери плодородного слоя почвы.
    Значительные территории со сформированными почва­ми изымаются из сельскохозяйственного оборота вследствие открытого способа разработки полезных ископаемых, зале­гающих на небольшой глубине. Открытый способ добычи дешев, так как избавляет от сооружения дорогостоящих шахт и сложной системы коммуникаций, а также повыша­ет безопасность. Вырытые глубокие карьеры и отвалы грун­та разрушают не только земли, подлежащие разработке, но и окружающие территории, при этом нарушается гидроло­гический режим местности, загрязняются воды, почва и ат­мосфера, снижается урожай сельскохозяйственных куль­тур. В районах подземной добычи полезных ископаемых формируется провально- терриконовый тип местности. Эти две особенности рельефа тесно связаны друг с другом: про­валы образуются в результате возникновения пустот под земной поверхностью, а терриконы- в тех местах, где складывается пустая порода. Терриконы (земляные конусы) возникают не только вокруг шахт, но и около заводов, элек­тростанций и других промышленных предприятий. Они за­нимают много места, сильно пылят при ветре, а многие из I них продолжают тлеть внутри, выделяя едкий дым и серни­стый газ.
    5.  Влияние человека на растительный и животный мир
    Воздействия человека на живую природу складываются из прямого влияния и косвенного изменения природной сре­ды. Одна из форм прямого воздействия на растения и животных- рубка леса.
    Выборочные и санитарные рубки, регулирующие состав и качество леса и необходимые для удаления поврежденных и больных деревьев, существенно не влияют на видовой состав лесных биоценозов. Другое дело- сплошная вырубка древостоя. Оказавшись внезапно в условиях открытого местообитания, растения нижних ярусов леса испытывают не­благоприятное влияние прямого солнечного излучения.
    У тенелюбивых растений травянистого и кустарничкового ярусов разрушается хлорофилл, угнетается рост, некоторые виды исчезают. На местах вырубок поселяются светолюби­вые растения, устойчивые к повышенной температуре и не­достатку влаги. Меняется и животный мир: виды, связан­ные с древостоем, исчезают или мигрируют в другие места.
    Ощутимое воздействие на состояние растительного по­крова оказывает массовое посещение лесов отдыхающими и туристами. В этих случаях вредное влияние заключает­ся в вытаптывании, уплотнении почвы и ее загрязнении. Уплотнение почвы угнетает корневые системы и приводит к засыханию древесных растений. Вытаптывание трав на­рушает существенные этапы круговорота веществ, обрекая, деревья на частичное голодание. Прямое влияние человека на животный мир заключается в истреблении видов, пред­ставляющих для него пищевую или другую материальную пользу.
    Считается, что с 1600 г. человеком было истреблено бо­лее 160 видов и подвидов птиц и не менее 100 видов млеко­питающих. В длинном списке исчезнувших видов значит­ся тур- дикий бык, живший на территории всей Европы. В XVIII в. была истреблена описанная русским натурали­стом Г. В. Стеллером морская корова (стеллерова корова)- водное млекопитающее, относящееся к отряду сиреновых. Немногим более ста лет назад исчезла дикая лошадь тарпан, обитавшая на юге России. Многие виды животных находят­ся на грани вымирания или сохранились только в заповед­никах. Такова судьба бизонов, десятками миллионов насе­лявших прерии Северной Америки, и зубров, прежде широ­ко распространенных в лесах Европы. На Дальнем Востоке почти полностью истреблен пятнистый олень. Усиленный промысел китообразных привел на грань уничтожения не­сколько видов китов: серого, гренландского, голубого.
    На численность животных оказывает влияние и хозяй­ственная деятельность человека, не связанная с промыслом. Резко сократилась численность уссурийского тигра. Это про­изошло в результате освоения территорий в пределах его ареала и сокращения кормовой базы. В Тихом океане еже­годно погибает несколько десятков тысяч дельфинов: в пе­риод лова рыбы они попадают в сети и не могут из них выбраться. Еще недавно, до принятия рыбаками специаль­ных мер, число погибающих в сетях дельфинов достигало сотен тысяч. На морских млекопитающих очень неблаго­приятное действие оказывает загрязнение воды. В таких случаях оказывается неэффективным запрет на отлов жи­вотных. Например, после запрещения отлова дельфинов в Черном море их численность не восстанавливается. При­чина заключается в том, что в Черное море с речной водой и через проливы из Средиземного моря поступает много ядо­витых веществ. Эти вещества особенно вредны для детены­шей дельфинов, высокая смертность которых и предотвра­щает рост поголовья этих китообразных.
    Исчезновение сравнительно небольшого числа видов жи­вотных и растений может показаться не очень существен­ным. Однако главная ценность живущих ныне видов заклю­чается не в их хозяйственном значении. Каждый вид за­нимает определенное место в биоценозе, в цепи питания, и заменить его не может никто. Исчезновение того или ино­го вида ведет к уменьшению устойчивости биоценозов. Еще важнее то, что каждый вид обладает уникальными, прису­щими только ему свойствами. Утрата генов, определяющих эти свойства и отобранных в ходе длительной эволюции, лишает человека возможности в будущем воспользоваться ими для своих практических целей (например, для селек­ции).
    6. Радиоактивное загрязнение биосферы
    Проблема радиоактивного загрязнения биосферы воз­никла в 1945 г. после взрыва атомных бомб, сброшенных на японские города Хиросиму и Нагасаки. Испытания ядерно­го оружия, производимые до 1962 г. в атмосфере, вызвали глобальное радиоактивное загрязнение. При взрыве атом­ных бомб возникает очень сильное ионизирующее излу­чение, радиоактивные частицы рассеиваются на большие расстояния, заражая почву, водоемы, живые организмы. Многие радиоактивные изотопы имеют длительный период полураспада, оставаясь опасными в течение всего времени своего существования.
    Все эти изотопы включаются в круговорот веществ, по­падают в живые организмы и оказывают губительное действие на клетки. Очень опасен стронций-90 вследствие своей близости к кальцию. Накапливаясь в костях скелета, он слу­жит постоянным источником облучения организма. Радио­активный цезий (137Cs) сходен с калием, его много в мышцах пораженных животных. Исследования показали, что в ор­ганизме эскимосов Аляски, питающихся мясом северных оленей, в значительных количествах содержится цезий-137.
    У испытаний ядерного оружия (а тем более при исполь­зовании этого оружия в военных целях) есть еще одна от­рицательная сторона. При ядерном взрыве образуется гро­мадное количество мелкой пыли, которая долго держится в атмосфере и поглощает значительную часть солнечной ра­диации. Расчеты отечественных ученых, подтвержденные учеными разных стран мира, показывают, что даже при ог­раниченном, локальном применения ядерного оружия обра­зовавшаяся пыль будет задерживать большую часть солнеч­ного излучения. Наступит длительное похолодание (ядерная зима), которое неизбежно приведет к гибели все живое на Земле.
    В настоящее время практически любая территория пла­неты от Арктики до Антарктиды подвержена многообраз­ным антропогенным влияниям. Очень серьезный характер приобрели последствия разрушения природных биоценозов и загрязнения окружающей среды. Вся биосфера находится под все более усиливающимся давлением деятельности че­ловека, поэтому актуальной задачей становятся природо­охранительные мероприятия.
    8. Охрана природы и основы рационального природопользования.
    Ухудшение состояния окружающей природной среды в процессе взаимодействия человеческого общества и природы вызывает необходимость рационализации природопользования и охраны природы.
    Рациональное природопользование — хозяйственная деятельность человека, обеспечивающая экономное использование природных ресурсов и условий, их охрану и воспроизводство с учетом не только настоящих, но и будущих интересов общества.
    Охрана природы (окружающей природной среды) — система мероприятий по оптимизации взаимоотношений человеческого общества и природы. В природоохранной деятельности различают охрану атмосферы, вод, недр, почв, растительности, животного мира.
    Экологический кризис и экологическая катастрофа
    Несбалансированные взаимоотношения общества и природы, т.е. нерациональное природопользование, часто приводят к экологическому кризису и даже экологической катастрофе. При этом кризис — обратимое явление, в котором человек выступает активно действующей стороной, катастрофа — необратимое явление, здесь человек уже лишь пассивная, страдающая сторона. Экологический кризис и экологическая катастрофа в зависимости от масштаба могут быть локальными, региональными и глобальными.
    Коэволюция общества и природы
    Для предотвращения глобальной экологической катастрофы взаимоотношения человеческого общества и природы должны перестроиться в направлении их коэволюции. Коэволюция общества и природы подразумевает их совместную, взаимосвязанную эволюцию. Однако эволюция в природе идет более медленно, чем социальная и научно-техническая эволюция общества, поэтому природа не успевает приспосабливаться к антропогенным изменениям. Общество должно сознательно ограничить свое воздействие на природу, чтобы сохранить возможность дальнейшей коэволюции. Такое совместное развитие общества и природы, обеспечивающее коэволюцию, называют устойчивым.
    Особо охраняемые природные территории (ООПТ)
    В пределах этих территорий (или акваторий) запрещено их хозяйственное использование, поддерживается их естественное состояние для сохранения экологического равновесия.
    В зависимости от строгости охраны различают:
    1. государственные природные заповедники (в том числе биосферные);
    2. национальные парки, природные парки;
    3. государственные природные заказники;
    4. памятники природы;
    5. дендрологические парки и ботанические сады. 
    В России насчитывается 95 заповедников, в том числе 11 биосферных (1,53% территории страны), 33 национальных парка (0,39%), более 1600 заказников, 8 тыс. памятников природы.
    Мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг)
    Мониторинг представляет собой систему наблюдения, оценки и прогнозирования состояния окружающей человека природной среды. Конечная цель экологического мониторинга — оптимизация отношений человека с природой, экологическая ориентация хозяйственной деятельности.
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Недорезов В. Н.

    Скачать: Биология 9кл - Конспект.doc

Презентация к уроку

Задания к уроку