Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Урок 7. Формы естественного отбора.Факторы эволюции. (Кузьмина Е.А.)

Текст урока

  • Конспект

     Кузьмина Екатерина   Алексеевна
    учитель биологии- химии
    МАОУ « Нижне-Кузлинская ООШ»
    Пономаревского района
    Название предмета:   биология
    Класс: 9
    УМК: Базовый учебник:В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин, Биология:общие закономерности.  9 класс:учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа
    Уровень обучения:          базовый
    Тема урока: Формы естественного отбора. 
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
    Место урока в системе уроков по теме: шестой  урок в теме «Эволюция живого мира на Земле»
    Цель урока: Способствовать формированию знаний у учащихся о формах естественного отбора и механизмах  действия естественного отбора.
    
    Задачи урока: рассмотреть формы  естественного отбора и условия, в которых  они действуют, показать направленность Е.О. и эволюции в целом; раскрыть  взаимосвязь факторов эволюции;
    Планируемые результаты обучения:
    Предметные: учащиеся  должны иметь представление о работах И.И. Шмальгаузена по изучению стабилизирующего отбора, о других факторах эволюции. Знать  основные формы естественного отбора.
    Метапредметные:  Обучающиеся должны уметь: Ставить цель деятельности на основе  определенной проблемы и существующих возможностей; давать определения понятий, проводить сравнение и обобщение, делать выводы и заключения, задавать вопросы; работать с разными источниками информации
     Личностные результаты обучения:
    Уметь использовать полученные знания для характеристики основных форм естественного  отбора, продолжать работу над развитием навыков самостоятельной работы с дополнительным материалом, учебником, делать выводы и фиксировать записи в тетрадь.
    Техническое обеспечение урока      компьютер; проектор.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:
    Биология. 9 класс: поурочные планы по учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И. Сонина /авт.-сост. М.М. Гуменюк.  Волгоград: Учитель.
    Сухова Т.С. Контрольные  и проверочные работы по биологии. 9-11 кл.: Метод. Пособие.- М.: Дрофа.
    Богданова Т.Л. Общая биология в терминах и понятиях: Справоч. Пособие для СПТУ. -М.: Высшая школа.
    Содержание урока:
    Ход урока:
    I.Организационный момент:
    II.Проверка знаний учащихся
    Задание 1. Групповая работа – определение формы борьбы за существование
    Определить, к какой форме борьбы за существование относятся эти примеры:
    1. Зима. Много снега, лют и задирист мороз. Голодно лисице в нашем лесу, но она ходит, ищет, перебегает с разбросанных по болоту клюквенных подушек, находит спрятавшихся грызунов. (Межвидовая борьба)
    2. Орел бьет сокола, а сокол бьет уток.
     Страшатся рыбы  крокодила,
     От тигра гибнет волк, а кошка ест мышей.
    Всегда имеет верх над слабостью-сила. (Межвидовая борьба)
    3. Отбором давно забракован.
    Ногам не сносить головы!
    Живите, сильнейшие братья,
    А мне не уйти от судьбы. (Хищник- жертва, межвидовая).
    4. В хвойном лесу высокие деревья подавляют рост низких растений. (Внутривидовая).
    5. Серая крыса, более сильная и агрессивная, вытесняет черную, которая теперь встречается лишь в лесных районах или пустыни. (Межвидовая).
    6. Чайки, синицы, буревестники убивают своих  птенцов при их большом количестве. (Внутривидовая).
    7. В Австралии обыкновенная пчела вытеснила маленькую туземную пчелку,  не имеющую жала.   (межвидовая)                                                                                                                                                                                                                                                                
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        
    8. Пингвины помогают друг другу высиживать и выкармливать птенцов. (Внутривидовая).
    9. Бычий цепень – паразит  человека, заразиха и повилика, петров крест - паразиты растений. (Межвидовая).
    10. Зимой в любом из городских парков голуби отгоняют от брошенных на снег крупы и крошек воробьев. (Межвидовая).
    11. Ограничение участка обитания системой меток     
                - у приматов пахучие подмышечные железы;
                          - собаки метят территорию мочой.
               - пение птиц - сигнал занятости территории. (межвидовая борьба)
    12.  В тундре после сильных снегопадов оленям трудно добывать ягель из под снега, при этом многие животные гибнут от голода. (Борьба с неблагоприятными условиями среды).
    
    Задание 2. 
    Мозговой штурм - учащиеся задают друг другу вопросы по пройденным темам данного раздела (примерный перечень вопросов)
            -   Шведский ученый, который ввел в биологии бинарную номенклатуру( К.                                   Линней   ) 
             -Французский естествоиспытатель, который впервые ввел понятие «биология»( Ж.Б. Ламарк)
    -Что такое естественный отбор
    - Ученый, который ввел впервые понятие «вид» – ( Д.Рей).
    -Какая форма борьбы за существование является наиболее напряженной и почему.
    -Органы, утратившие свою первоначальную функцию, но сохраняющиеся у особей данного вида в зачаточном состоянии – ( рудименты.)
    -Примеры рудиментов – (копчиковая кость, зачаточные ушные мышцы, аппендикс, третье веко (человек), остатки тазовых костей (кит).)
    
    -Появление признаков, характерных для далекого предка, но в норме не встречающихся у современных форм – ( атавизмы.)
    -Примеры атавизмов у человека – (хвостатость, многососковость, волосатость.)
    -Наука, изучающая зародышевое развитие организма – ( эмбриология.)
    -Наука, изучающая ископаемые остатки вымерших организмов – ( палеонтология.)
    -Совокупность особей, сходных по строению, имеющих общее происхождение, населяющих, определенную территорию, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство – ( вид.)
    -Совокупность особей данного вида, которая длительное время существует на определенном участке ареала и способна к свободному скрещиванию –( популяция.
    -Формы борьбы за существование – ( внутривидовая, межвидовая, с неблагоприятными условиями среды.)
    3.Работа в рабочей тетради:
     дать сравнительную характеристику естественного и искусственного отбора. Заполнить таблицу .(стр.14 рабочей тетради)
    III. Актуализация знаний:
     Естественный отбор действует постоянно, знание его механизма закономерностей и форм помогает найти ответы на многие вопросы биологии.
    
    IV. Изучение  нового материала:  Формы естественного отбора.
                 1).Движущий и стабилизирующий отбор.
        1. Работа в группах  с целью изучения материала учебника 
    -первая группа знакомится с описанием движущего отбора.
    -вторая группа изучает особенности стабилизирующего отбора.
                     2. Вопросы для беседы :
               - Назовите форму естественного отбора, которая поддерживает соответствие формы  
                  и размеров у цветков насекомоопыляемых  растений и насекомых опылителей.
                -благодаря какой форме естественного отбора сохранились до настоящего времени                            
    Живые ископаемые (реликтовые формы растений и животных).
    - назовите форму естественного отбора, которая действует в изменившихся условиях внешней среды.
    3 .Задача.  После снегопада  и сильных ветров в Северной Америке было найдено136 оглушенных и полуживых домовых воробьев; 72 (со средней длиной крыльев) из них выжили, а 64 погибли (у них были или очень длинные крылья , или короткие). Какой можно сделать вывод из этого? (особи со средними- «нормальными»  крыльями оказались более выносливыми). Как назовем данную форму естественного отбора? (стабилизирующий отбор).
    -известно, что через некоторое время после начала применения того или иного ядохимиката появляются формы животных, устойчивые к нему. Объясните это явление с позиций теории естественного отбора.
    4. Работа в рабочих тетрадях.
    Задание.  Закончите утверждения.
    1. Форма естественного отбора, преобразующая виды, называется___________
    2. Форма естественного отбора, закрепляющая полученные формы, называется_____________
    
    5) Половой отбор. 
     Половой  отбор- естественный отбор, касающийся признаков особей одного пола. Это частный случай внутривидового естественного отбора, а не самостоятельный фактор эволюции.
    Примеры полового отбора  вы должны выявить после просмотра фрагментов фильма ВВС «Жизнь» (просмотр).
    1.Работа по вопросам для обсуждения просмотренного материала:
    -Что повышает вероятность оставления  и выживания  потомства?
    -Что такое половой диморфизм? Приведите примеры полового диморфизма животных, обитающих на территории нашей области.
    -Почему половой  отбор нельзя считать самостоятельным фактором эволюции?
    V. Рефлексия. 
     Обратить внимание учащихся на то, что признание  ведущей роли за естественным отбором в эволюции не принижает значение остальных факторов эволюционного процесса. Все элементарные факторы эволюции взаимосвязаны под контролем отбора, все они воздействуют на элементарную эволюционную единицу – вид.
    Результаты естественного отбора:
    -создание новых адаптивных признаков;
    - уничтожение неполезных приспособлений;
    -сохранение полезных приспособлений.
    VI. Домашнее  задание: изучить п 6. Стр. 29-34. Вопросы в конце параграфа. выполнить задания рабочей тетради №8-9 (стр16). Подготовится к биологическому диктанту.
    
     

    Автор(ы): Кузьмина Е. А.

    Скачать: Биология 9кл - Конспект.docx