Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

26 Радио- и СВЧ-волны в средствах связи (Виноградов А.Н.)

Текст урока

  • Конспект

     
    
    
    Название предмета
    Физика
    Класс
    11
    УМК 
    Физика. 11 класс. В.А. Касьянов (базовый уровень), 2014 год
    Уровень обучения 
    базовый
    Тема урока
    Радио- и СВЧ-волны в средствах связи
    Общее количество часов, отведённое на изучение темы
    1
    Место урока в системе уроков по теме
    5 урок по теме «Излучение и прием электромагнитных волн радио- и СВЧ-диапазона», 5 часов
    Цель урока
    Рассмотреть принципы передачи информации посредством ЭМВ. 
    Задачи урока
    Обучающие: знать принципы передачи информации различного формата при помощи электромагнитных волн; знать основные виды радиосвязи и отличия их друг от друга.
    
    Развивающие: развитие широкого кругозора, развитие прогностического мышления на основании данных свойств объекта.
    
    Воспитательные: формирование аккуратного и бережного отношения к продуктам интеллектуальной деятельности одноклассников.
    Планируемые результаты
    Умение грамотно объяснять принцип передачи информации разного формата с помощью электромагнитных волн. Знание видов радиосвязи и отличия их друг от друга.
    Техническое обеспечение урока
    Мультимедийный проектор или документ-камера для проецирования теста.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Содержание урока 
    1. Организационный этап. 
    Приветствие обучающихся. Проверка явки и готовности обучающихся к уроку.
    2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
    На прошлых уроках мы познакомились с электромагнитными волнами, процессом их распространения и свойствами. В повседневной жизни мы постоянно используем электромагнитное излучение для передачи информации – общение, телевидение, беспроводная связь и многое другое. 
    Каким образом осуществляется передача информации посредством ЭМВ? 
    Есть ли разница в передаче звукового сигнала и видео сигнала?
    Сегодня на уроке мы должны рассмотреть вопрос практического применения электромагнитных волн человеком для передачи информации различного формата. 
    3. Актуализация знаний.
    Проверка домашнего материала в виде фронтального опроса.
    Какие диапазоны ЭМИ вы знаете?
    Назовите их общие свойства.
    Какие источники излучений вы знаете?
    Назовите источники излучений, которые окружают нас сейчас.
    Какие воздействия они оказывают на нас?
    Какие виды излучений полезны для человеческого организма?
    Какие излучения могут нанести вред  живому существу?
    4. Первичное усвоение новых знаний.
    (Тема изучается посредством самостоятельного разбора нового материала с применением текста учебника и дополнительной информации см. таблицу №1). Самостоятельно выполняется опорный конспект (работа в микрогруппах с презентацией результата перед классом).
    	      Таблица №1
    Радио.
    Радиосвязь – передача информации с помощью электромагнитных волн радиодиапазона.
    Радиовещание – передача речи и музыки с помощью электромагнитных волн радиодиапазона.
    Телевидение – передача изображения, речи и музыки с помощью электромагнитных волн радиодиапазона. 
    А. С. Попов повторил опыты Герца и в апреле 1895 г. создал первый приемник (грозоотметчик). "Генрих Герц" - первая в мире радиограмма. (Передавалась азбукой Морзе).
    7 мая 1895 г. демонстрация прибора на заседании Русского физико-химического общества. Дальность — 250м; 1899 г. — 20 км; 1901 г.—150 км. Попов впервые использовал когерер и приемную антенну.
    Одновременно с Поповым над той же проблемой работал итальянский изобретатель Гульермо Маркони. Он усовершенствовал приемник, создал первую фирму, занявшуюся производством и продажей радиооборудования (Нобелевская премия по физике). 
    1 - антенна, 2 - когерер, 3 - электромагнитное реле, 4 - электрический звонок, 5 - источник тока.
    Когерер - трубка с металлическими опилками (R очень большое). Когда волна улавливается антенной, напряжение увеличивается, между опилками проскакивают искорки, и они спаиваются. Сопротивление уменьшается, сила тока увеличивается. Включается реле, срабатывает звонок, молоточек звонка ударяет по когереру и происходит встряхивание опилок. Сопротивление когерера увеличивается, цепь звонка размыкается. Приемник вновь готов к работе.
    
    Роль антенны и заземления:
    увеличение чувствительности и дальности приема. 
    Диапазоны радиоволн
    Наименование радиоволн
    Диапазон частот, Гц
    Диапазон длин волн
    (в вакууме), м
    Распространение
    Сверхдлинные
    Длинные
    Средние
    <3.104
    3.104-3.105
    3.105 - 3.106
    >1000
    10000 –1000
    1000 – 100
    Огибают земную поверхность.
    Короткие
    3.106 - 3.107
    100 – 10
    Отражаются от ионосферы и поверхности
    Ультракороткие
    Метровые
    Дециметровые
    Сантиметровые
    Миллиметровые
    3.107 - 3.108
    3.108 - 3.109
    3.109 - 3.1010
    3.1010 - 3.1011
    10 –1
    1- 0,1
    0,1 – 0,01
    0,01 – 0,001
    Проникают сквозь ионосферу
    Принцип радиотелефонной связи 
    Структурная схема радиопередатчика и радиоприемника.
    1. Задающий генератор (генератор высокой частоты) выра­батывает гармонические колебания высокой частоты ВЧ (несу­щая частота более 100 тыс. Гц).
    2. Микрофон преобразует механические звуковые колебания в электрические той же частоты.
    3. Модулятор изменяет (модулирует) по частоте или ампли­туде высокочастотные колебания с помощью электрических ко­лебаний низкой частоты НЧ.
    4. Усилители высокой и низкой частоты УВЧ и УНЧ усилива­ют по мощности высокочастотные и звуковые (низкочастотные) электрические колебания.
    
    5. Передающая антенна излучает модулированные электро­магнитные волны.
    6. Приемная антенна принимает электромагнитные волны. Электромагнитная волна, достигшая приемной антенны, индуци­рует в ней переменный ток той же частоты, на которой работает передатчик.
    7. УВЧ.
    8. Детектор выделяет из модулированных высокочастотных колебаний низкочастотные колебания.
    9. УНЧ.
    10. Динамик преобразует электромагнитные колебания в ме­ханические звуковые колебания.
    
    Амплитудная модуляция
    Изменение амплитуды колебаний высокой (несущей) частоты колебаниями низкой (звуковой) частоты называется амплитуд­ной модуляцией. Для получения амплитудно-модулированных электромагнит­ных колебаний в цепь транзисторного генератора последователь­но с колебательным контуром включают катушку трансформато­ра.
    
    На первичную обмотку трансформатора подается напряжение звуковой частоты. На вторич­ной обмотке трансформатора ин­дуцируется ЭДС той же частоты и складывается с постоянным на­пряжением источника тока. Из­менение  напряжения между эмиттером и коллектором транзи­стора приводит к изменению звуковой частотой, амплитуды ко­лебаний тока высокой частоты в колебательном контуре генера­тора. В результате амплитуда колебаний в контуре генератора будет изменяться в такт с изме­нением напряжения низкочастот­ного сигнала на транзисторе. При изменении амплитуды сигна­ла НЧ меняется глубина моду­ляций. Основной недостаток амплитудной модуляции в том, что амплитуда на разных участках волны разная, следовательно, разная энергия. Значит и качество воспроизведения в приемнике будет не очень высоким. Существуют другие виды модуляции (частотная, фазовая), в которой эти недостатки меньше. Частотная модуляция применяется на УКВ (FM).
    
    Детектирование (демодуляция)
    Детектирование осуществляется устройст­вом, содержащим элемент с односторонней проводимостью: вакуумный или полупроводни­ковый диод — детектор.
    
    Вольтамперная характери­стика диода показывает, что ток в цепи течет преимущест­венно в одном направлении, являясь пульсирующим током. Этот ток сглаживается с по­мощью фильтра. Когда диод пропускает ток, то часть его проходит через на­грузку, а другая часть ответв­ляется на конденсатор. Если диод заперт, то кон­денсатор частично разряжает­ся через нагрузку. Уменьшает­ся пульсация тока. Через нагрузку течет ток звуковой частоты, форма коле­баний воспроизводит форму низкочастотного сигнала.
    
    
    
    Радиоприемник
     Детекторный радиоприемник состоит из колебательного кон­тура, антенны, детектора (диода), конденсатора постоянной ем­кости, телефона. В контуре принятая радиоволна возбуждает модулирован­ные колебания. Конденсатор переменной емкости настраивает контур в резонанс с принятой радиоволной. Модулированные колебания ВЧ поступают на детекторный каскад. После про­хождения детектора составляющая тока ВЧ идет через конден­сатор постоянной емкости, а составляющая тока НЧ идет на об­мотки катушек телефона. Так как ,то для тока высокой частоты , а для тока низкой частоты . Таким образом, по катушкам телефона идет ток низкой час­тоты, вызывающий колебания мембраны с той же звуковой ча­стотой.
    
    5. Первичное закрепление.
    Индивидуальная работа (карточка с разноуровневыми заданиями).
    Базовый уровень
    1. Чем радиосвязь отличается от электромагнитной волны?
    2. В каком случае предпочтительней  беспроводная связь?
    3. Главный недостаток проводной связи.
    4. Главный недостаток беспроводной связи.
    5. Какую информацию несёт радиоволна, а какую радиосигнал?
    6. Зачем нужен радиопередатчик? Зачем  нужен радиоприёмник?
    7. Зачем нужны ретрансляторы?
    8. На какие основные виды радиосвязи  можно разделить радиосигналы?
    9. Где при радиолокации располагаются радиопередатчик и радиоприёмник?
    10. Где располагается самолёт от локатора, если сигнал пришёл через 0.03 с?
    Повышенный уровень.
    1. Главный недостаток проводной связи.
    2. Главный недостаток беспроводной связи.
    3. Какую информацию несёт радиоволна, а какую радиосигнал?
    4. Зачем нужен радиопередатчик? Зачем  нужен радиоприёмник?
    5. Зачем нужны ретрансляторы?
    6. В виде чего кодируется информация в радиосигнале каждого вида?
    7. Сможете ли вы по виду радиосигнала, определить к какому виду радиосвязи он принадлежит?
    8. Где при радиолокации располагаются радиопередатчик и радиоприёмник?
    9. Где располагается самолёт от локатора, если сигнал пришёл через 0.03 с?
    10. Через какой промежуток времени вернётся сигнал, выпущенный локатором к  цели, удалённой на  300км?
    Критерии оценки:
    «3» - от 4-6 ответов
    «4» - от 6-8 ответов
    «5» - от 8-10 ответов
    6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
    § 52, 53 для тех, кто выполнил менее 4 заданий вопросы после параграфа письменно.
    7. Рефлексия (подведение итогов занятия).
    Оцените по шкале «хорошо-посредственно-плохо» результаты своей самостоятельной работы и освоения темы урока в целом.
    Спасибо за урок.
    
     

    Автор(ы): Виноградов А. Н.

    Скачать: Физика 11кл - Конспект.docx