Биологическое действие радиации (Мартынова Е.С.)

Класс:  9 класс
    Предмет:  Физика
    Тема  урока:
    Биологическое действие радиации (12/10)
    Тип урока:
     Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
    Используемые учебники и учебные пособия:
     А.В. Перышкин, Е.М. Гутник  Физика 9 класс - М.:Дрофа, 2012
    Используемая методическая литература:
    В.А. Волков Поурочные разработки по физике 9 класс - М.:"ВАКО", 2007
    Используемое оборудование:
    Компьютер, мультимедийный проектор, презентация (ссылка http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2012/09/23/biologicheskoe-deystvie-radiatsii-9klass) приложение 1

Тема урока: Биологическое действие радиации
    Цель урока: Ознакомить учащихся с биологическим действием радиации и правилами защиты от излучений . Доказать необходимость защиты от излучения.
    Задачи урока: Сформировать у учащихся знания о радиоактивности. Оценить положительные и отрицательные проявления этого открытия в современном обществе, расширить кругозор учащихся.
    Сформировать мировоззренческие идеи, связанные с использованием радиоактивности, воспитывать умение выслушивать товарища, уважать чужую точку зрения, критически оценивать явления общественной жизни страны
                Ход урока
    I. Повторение основных вопросов. Актулизация знаний
    Повторить основные понятия по теме «Открытие радиоактивности»:
    Что такое радиоактивность;
    Назовите состав радиоактивного излучения;
    α-излучение; краткая характеристика видов излучения.
    β-излучение; краткая характеристика видов излучения.
    γ-излучение. краткая характеристика видов излучения.
    Бета – частицы представляют собой поток быстрых электронов, летящих со скоростями близкими к скорости света. Они проникают в воздух до 20 м.
     Альфа частицы – это потоки ядер атомов гелия. Скорость этих частиц 20000 км/с, что превышает скорость современного самолета (1000 км/ч) в 72000 раз. Альфа – лучи проникают в воздух до 10 см.
    Гамма-излучение представляет собой электромагнитное излучение, испускаемое при ядерных превращениях или взаимодействии частиц

II. Новый материал "Биологическое действие радиации" – источники, дозы, эффекты, риск. Презентация слайды 1-5
    III. Сообщение учащихся 1
    Пути проникновения радиоактивного излучения, негативное и полезное воздействие радиации.
    Для основной массы населения самые опасные источники радиации – это вовсе не те, о которых больше всего говорят. Наибольшую дозу человек получает от естественных источников радиации. Радиация, связанная с развитием атомной энергетики, составляет лишь малую долю радиации, порождаемой деятельностью человека; значительно большие дозы мы получаем от других, вызывающих гораздо меньше нареканий, форм этой деятельности, например от применения рентгеновских лучей в медицине.
    Кроме того, такие формы повседневной деятельности, как сжигание угля и использование воздушного транспорта, в особенности же постоянное пребывание в хорошо герметизированных помещениях могут привести к значительному увеличению уровня облучения за счет естественной радиации

в медицине – 0,4мЗв
    радиоактивные осадки – 0,02мЗв
    атомная энергетика – 0,001мЗв
    естественные – 2мЗв: земного происхождения, внутреннее облучение – 1,325
    земного происхождения, внешнее облучение – 0,35
    космические, внутреннее облучение – 0,3
    космические, внешнее облучение – 0,015
    слайд 6
    рассказ учителя слайды 7-10

Сообщение 2
    Воздействие атомных станций на окружающую среду
    Техногенные воздействия на окружающую среду при строительстве и эксплуатации атомных электростанций многообразны. Обычно говорят, что имеются физические, химические, радиационные и другие факторы техногенного воздействия эксплуатации АЭС на объекты окружающей среды. Наиболее существенные факторы:
    ♦ локальное механическое воздействие на рельеф - при строительстве;
    ♦ сток поверхностных и грунтовых вод, содержащих химические и радиоактивные компоненты;
    ♦ изменение характера землепользования и обменных процессов в непосредственной близости от АЭС;
    ♦ изменение микроклиматических характеристик прилежащих районов.
    Возникновение мощных источников тепла в виде градирен, водоемов-охладителей при эксплуатации АЭС обычно заметным образом изменяет микроклиматические характеристики прилежащих районов. Движение воды в системе внешнего теплоотвода, сбросы технологических вод, содержащих разнообразные химические компоненты оказывают травмирующее воздействие на популяции, флору и фауну экосистем.
    Особое значение имеет распространение радиоактивных веществ в окружающем пространстве. В комплексе сложных вопросов по защите окружающей среды большую общественную значимость имеют проблемы безопасности атомных станций (АС), идущих на смену тепловым станциям на органическом ископаемом топливе. Общепризнанно, что АС при их нормальной эксплуатации намного - не менее чем в 5-10 раз «чище» в экологическом отношении тепловых электростанций (ТЭС) на угле. Однако при авариях АС могут оказывать существенное радиационное воздействие на людей, экосистемы. Поэтому обеспечение безопасности экосферы и защиты окружающей среды от вредных воздействий АС - крупная научная и технологическая задача ядерной энергетики, обеспечивающая ее будущее.
    Отметим важность не только радиационных факторов возможных вредных воздействий АС на экосистемы, но и тепловое и химическое загрязнение окружающей среды, механическое воздействие на обитателей водоемов-охладителей, изменения гидрологических характеристик прилежащих к АС районов, т.е. весь комплекс техногенных воздействий, влияющих на экологическое благополучие окружающей среды.

Выбросы и сбросы вредных веществ при эксплуатации АС. Перенос радиоактивности в окружающей среде
    Исходными событиями, которые развиваясь во времени, в конечном счете могут привести к вредным воздействиям на человека и окружающую среду, являются выбросы и сбросы радиоактивных и токсических веществ из систем АС. Эти выбросы делят на газовые и аэрозольные, выбрасываемые в атмосферу через трубу, и жидкие сбросы, в которых вредные примеси присутствуют в виде растворов или мелкодисперсных смесей, попадающие в водоемы. Возможны и промежуточные ситуации, как при некоторых авариях, когда горячая вода выбрасывается в атмосферу и разделяется на пар и воду.
    Выбросы могут быть как постоянными, находящимися под контролем эксплуатационного персонала, так и аварийными, залповыми. Включаясь в многообразные движения атмосферы. Поверхностных и подземных потоков, радиоактивные и токсические вещества распространяются в окружающей среде, попадают в растения, в организмы животных и человека.

Воздействие радиоактивных выбросов на организм человека
    Рассмотрим механизм воздействия радиации на организм человека: пути воздействия различных радиоактивных веществ на организм, их распространение в организме, депонирование, воздействие на различные органы и системы организма и последствия этого воздействия. Существует термин «входные ворота радиации», обозначающий пути попадания радиоактивных веществ и излучений потопов в организм.
    Различные радиоактивные вещества по-разному проникают в организм человека. Это зависит от химических свойств радиоактивного элемента.слайды 11-14,
    Пути проникновения радиации в организм человека
    Радиоактивные изотопы могут проникать в организм вместе с пищей или водой. Через органы пищеварения они распространяются по всему организму.
    Радиоактивные частицы из воздуха во время дыхания могут попасть в легкие. Но они облучают не только легкие, а также распространяются по организму.
    Изотопы, находящиеся в земле или на ее поверхности, испуская гамма- излучение, способны облучить организм снаружи. Эти изотопы также переносятся атмосферными осадками. (смотри видео приложение 2)

III. Вопросы на закрепление
    - В чем причина негативного воздействия радиации на живые существа?
    - Что называется поглощенной дозой излучения?
    - Расскажите о способах защиты от воздействия радиоактивных частиц и излучения.
    - Что используют для защиты от нейтронов?
    - С помощью какого прибора можно зарегистрировать величину радиоактивного излучения?
    - Как зависит интенсивность радиации от расстояния до источника радиоактивного излучения?

Домашнее задание: Прочитать и выучить материал § 70. § 71 самостоятельно.

Автор(ы): Мартынова Е. С.

Скачать: Физика 9кл - Конспект.doc