Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Экспериментальные методы исследования частиц (Тлегенов Б.С.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета:  Физика
    Класс: 9
    УМК (название учебника, автор, год издания): Дрофа. Москва. А.В. Перышкин, Е.М. Гутник 2011г. 
    Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный): базовый
    Тема урока: Экспериментальные  методы исследования частиц.
    Цель урока:  познакомить учащихся с устройством и принципом действия приборов для регистрации частиц, продолжить формирование умений определять массовое и зарядное число химических элементов
    Задачи урока: 
    - Рассмотреть ионизирующее и фотохимическое действие частиц как основы различных методов их излучения
    - Развивать взгляды уч-ся на назначение , устройство и принцип действия сцинтилляционного счетчика, счетчика Гейгера , камеры Вильсона , пузырьковой камеры, их преимущества и недостатки
    - Продолжить развитие умений решать задачи по изучаемой теме
    
    Планируемые результаты:
     Личностные: . Научить применять знания для объяснения физических процессов и решения задач.  Дать возможность детям ощутить радость познания, открытия.
    Метапредметные: Развивать память, внимание, мышление.. Создать содержательные и организационные условия для развития критического мышления, продолжить формирование навыков самостоятельного поиска необходимого материала.
    Предметные: Воспитание понимания причинно-следственных связей в окружающем мире и познаваемости окружающего мира; 
    
    Техническое обеспечение урока: учебник Физика 9 класс 2011г. сборник задач по физики ;  презентация, проектор, компьютер
     
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы): https://doc4web.ru/; http://nsportal.ru/sites/default/files/2014/05/15/fizika_9_kl._eksperimentalnye_metody_issledovaniya_chastits.ppt; ) 
    Презентация: 
    1) http://dic.academic.ru/pictures/enc_colier/7955_001.jpg 
    2) http://markx.narod.ru/pic/ 
    3) http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Liquid_hydrogen_bubblechamber.jpg?uselang=ru 
    4) http://visualrian.ru/ru/site/gallery/#747565/context[flow][category]=labor
    Содержание урока
    1. Организационный момент
    2. Проверка домашнего задания
    3. Изучение нового материала
    4. Закрепление изученного материала
    5. Домашнее задание
    
    Ход урока. 
    1. Организационный момент
    2. Проверка домашнего задания
    - Идентифицируйте элемент 20080Х : порядковый номер, массовое число , зарядовое число , число нуклонов, число протонов , нейтронов , электронов ; название элемента
    - Запишите уравнение: Во что превратиться 18474 W после двух бета-распадов и двух альфа-распадов ?
    3. Изучение нового материала
    - Сегодня на уроке мы должны познакомиться с устройствами , благодаря которым возникла и начала развиваться физика атомного ядра и элементарных частиц.
    Именно эти устройства дают необходимую информацию о событиях в микромире.
    Сцинтилляционные счетчики
    - В 1903г У. Крупе заметил , что альфа-частицы ,испускаемые радиоактивным аппаратом, попадая на покрытый сернистым цинком экран , вызывают свечение . Устройство было использовано Э.Резердордом. Процесс преобразования кинетической энергии быстрой заряженной частицы в энергию световой вспышки называется сцинтилляцией. Прибор не дает необходимой точности ,т.к. результат подсчета вспышек в большей степени зависит от остроты зрения наблюдателя.
    Основные детали : 1-экран из сульфида цинка ; 2-короткофокусная лупа ; 3- стержень с альфа радиоактивным препаратом.
    Счетчик Гейгера (слайд 1-2)
    Ханс Вильгельм Гейгер (1882 ― 1945) ― немецкий физик-экспериментатор.
    Работал в Манчестерском университете вместе с Э. Резерфордом, в Физико-техническом институте в Берлине. С 1925 по 1929 год ― профессор и директор Физического института Кильского университета, а с 1929 по 1936 год ― профессор Тюбингенского университета. С 1936 года ― профессор Технического университета в Берлине.
    В 1908 году совместно с Э. Резерфордом изобрёл прибор для регистрации отдельных заряженных частиц. Этот прибор впоследствии им был усовершенствован и назван счётчиком Гейгера ― Мюллера.
    В 1909 ― 1910 годах проводил опыты по рассеянию α-частиц на тонких металлических плёнках. Было выяснено, что в среднем одна из 8000 частиц отклоняется на угол больше 90º. Эти эксперименты сыграли большую роль при создании Резерфордом планетарной модели атома. В 1911 году установил зависимость вероятности α-распада от энергии α-частиц, названную законом Гейгера ― Нетолла.
    В 1937 году избран членом Берлинской академии наук.
    
    - Состоит из трубки покрытой изнутри металлическим слоем ( катод ) , по её оси натянута тонкая металлическая нить (анод). Рабочий объём заполняется смесью газов , обычно аргоном с примесью паров метилового спирта при давлении около 0,1 атм. Прикладывается высокое напряжение . Пролетающая заряженная частица производит на своем пути ионизацию атомов наполняющего газа. Под действием электрического поля свободные электроны движутся к аноду , положительные ионы к катоду. Электроны приобретают энергию достаточную для их ионизации. Возникает коронный разряд, на регистрацию устройства поступает импульс напряжения. Устройство фиксирует только факт пролёта частицы.
    Камера Вильсона (слайд 3-5)
    Чарлз Томас Рис Вильсон  (1869 ― 1959) ― английский физик. В 1892 году окончил Кембриджский университет, в котором проработал с 1900 по 1934 год.
    Занимался проблемами молекулярной и ядерной физики, в частности условиями конденсации пара. В 1912 году изобрёл прибор для наблюдения и фотографирования треков частиц ― камеру Вильсона. С помощью созданного прибора изучал свойства ионизирующего излучения.
    В 1900 году был избран членом Лондонского королевского общества. В 1927 году ему присуждена Нобелевская премия по физике, также он был награждён многими медалями, например, почётной медалью Копли.
    
    В сосуде находится воздух с насыщенными парами спирта , рабочий объём через трубку соединяется с резиновой грушей ; внутри камеры укреплен радиоактивный препарат. Грушу плавно сжимают , затем отпускают. При быстром адиабатном расширении воздух и пары в камере охлаждаются , пар переходит в состояние перенасыщения. Если вылетает альфа-частица , вдоль пути её движения в газе образуется колонка ионов. Пересыщенный пар конденсируется в капли жидкости , причём образование капель происходит на ионах , которые являются центрами. Обычно камеру помещают в постоянное магнитное поле , треки частиц оказываются искривленными . Радиус кривизны трека зависит от скорости движения , её массы и заряда r= mV / qB.
    Первые фотографии треков альфа-частиц в м.п. получил в 1923г П.Л. Капица .
    Д.В. Скобельцин применил камеру для изучения спектров гамма и бетта излучений.
    Пузырьковая камера (слайд 6-8)
    Дональд Артур Глейзер (род. 1926) ― американский физик.
    В 1946 году окончил Технологический институт Кейса. С 1949 по 1959 год работал в Мичиганском университете, с 1959 года ― профессор Калифорнийского университета. В 1950 году получил степень доктора философии. Основные работы создал в области современной физики элементарных частиц. Исследовал закономерности распада частиц, выполнение законов сохранения при взаимных превращениях частиц.
    Для наблюдения треков элементарных частиц в 1952 году изобрёл пузырьковую камеру.
    В 1960 году был удостоен Нобелевской премии по физике. С 1962 года ― член Национальной академии наук.
    Метод толстостенных фотоэмульсий (слайд 9)
    В эмульсионных камерах облучаются толстые пачки весом до нескольких десятков килограмм, составленные из отдельных слоёв. На каждый слой с помощью рентгеновских лучей наносится координатная сетка, чтобы проследить путь частицы. На рисунке показан трек частицы под названием пион (π), превратившийся в мюон (μ), а затем в позитрон (e+).Фотоэмульсия содержит большое количество микроскопических кристалликов бромида серебра . Быстрая заряженная частица , пронизывая кристаллик , отрывает электроны от отдельных атомов брома. Цепочка таких кристалликов образует скрытое изображение По длине и толщине трека можно оценить энергию и массу частицы. Очень много опытов было проведено в 1928г Л.В.Мысовским и А.П.Ждановым.
    Искровая камера
    Искровая камера изобретена в 1957г . Её действие основано на применение электрического пробоя. В камере имеется система плоскопараллельных пластин, расположенных близко друг к другу Пространство между пластинами заполнено инертным газом (неоном). На пластины подается высокое напряжение , чуть ниже пробойного. При пролете быстрой частицы вдоль её траектории между пластинами проскакивают искры , создавая огненный трек. Камера управляется автоматически. Электроды камеры выполняются в виде очень тонких параллельных проволочек , расположенных на расстоянии около 1мм. Искра при попадании в проволочку вызывает в ней слабый ток , который фиксируется и подается на вычислительную машину. Можно помещать многотонные металлические пластины для увеличения вероятности обнаружения редких реакций.
    
    4.Закрепление изученного материала
      п 68 и ответить на вопросы:
    В чем преимущество пузырьковой камеры перед камерой Вильсона ?
    Какие характеристики частиц можно определить с помощью камеры Вильсона?
    Можно ли в камере Вильсона увидеть трек частицы , не имеющей электрического заряда ?
    Почему с помощью счетчика Гейгера не регистрируются альфа-частицы?
    Чем объясняется , что счетчик Гейгера регистрирует возникновение ионизированных частиц и тогда , когда поблизости от него нет радиоактивного препарата ?
    5.Домашнее задание
    П. 68 Вопросы
     

    Автор(ы):

    Скачать: Физика 9кл - Конспект.docx

Презентация к уроку