Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Ядерный реактор (Мартынова Е.С.)

Текст урока

  • Конспект

     Класс:  9 класс
    Предмет:  Физика
    Цель урока: 
    Изучить устройство и принцип работы ядерного реактора(12/9)
    Тип урока: 
     Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
    Используемые учебники и учебные пособия: 
     А.В. Перышкин, Е.М. Гутник  Физика 9 класс - М.:Дрофа, 2012
    Используемая методическая литература: 
    В.А. Волков Поурочные разработки по физике 9 класс - М.:"ВАКО", 2007
    Используемое оборудование: 
    Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная модель «Ядерный реактор».
    
    Тема урока: «Ядерный реактор».
     Цель урока:  изучить устройство и принцип работы  ядерного реактора.
            Задачи урока: 
     рассмотреть устройство ядерного реактора;
    объяснить принцип работы ядерного реактора;
    познакомить с классификацией ядерных реакторов.
    развить способности выражать свои мысли, формировать умения воспринимать и  перерабатывать информацию для дальнейшего ее использования.
    воспитать дисциплинированность, убежденность в необходимости разумного использования атомной энергетики.
    Ход урока
    1. Орг. Момент
    Мы продолжаем, знакомится с  темой «Атомная энергетика» и сегодня на уроке  познакомимся с устройством, с помощью которого происходит преобразование энергии атома в электрическую энергию -  это ядерный реактор.
    2. Актуализация знаний (фронтальный опрос)
    1. Расскажите о механизме протекания цепной ядерной реакции.
    2. Что называется критической массой урана?
    3. Возможно ли протекание цепной реакции, если масса урана меньше критической? Почему?
    4. Как идет цепная реакция в уране, если его масса больше критической? Почему?
    Итак, мы рассмотрели принципы деления урана и вспомнили, в чем заключается цепная ядерная реакция. А можно ли управлять такой реакцией? Оказывается можно,  и сегодня мы рассмотрим устройство, с помощью которого управляют цепной  ядерной реакцией. Итак, тема нашего урока «Ядерный реактор»
    3. Изучение нового материала:
    – Устройство  ядерного реактора, принцип действия, управление ядерной реакцией Для получения ответа на поставленный вопрос учащиеся исследуют конструкцию и принцип действия АЭС на интерактивной модели «Ядерный реактор» (диск «Открытая физика»)
    При делении тяжелых ядер образуется несколько свободных нейтронов. Это позволяет организовать так называемую цепную реакцию, когда нейтроны, распространяясь в среде, содержащей тяжелые элементы, могут вызвать их деление с испусканием новых свободных нейтронов. Если среда такова, что число вновь рождающихся нейтронов увеличивается, то процесс деления лавинообразно нарастает. В случае, когда число нейтронов при последующих делениях уменьшается, цепная реакция затухает. 
    Для получения стационарной цепной ядерной реакции, очевидно, необходимо создать условия, чтобы каждое ядро, поглотившее нейтрон, при делении выделяло в среднем один нейтрон, идущий на деление второго тяжелого ядра.  
    Такие условия создаются в специальном устройстве, называемом ядерным реактором.
    Ядерным реактором называется устройство, в котором осуществляется и поддерживается управляемая цепная реакция деления некоторых тяжелых ядер.
    Назначение ядерного реактора: преобразование внутренней энергии атомного ядра в электрическую энергию.
    Ребята по мере моего рассказа вы будите заполнять таблицу:
    Что? (Элементы ядерного реактора)
    Зачем?  (Для чего применяют)
    Уран – 235
    Источник энергии, ядерное топливо
    Графит, вода,
    Замедляет нейтроны, теплоноситель
    Отражатель 
    Отражает нейтроны
    Бетон 
    Защищает от радиации
    Стержни 
    Регулируют скорость реакции
    Теплообменник 
    Соединяет 2 контура с водой
    Насосы 
    Обеспечивают циркуляцию воды
    Змеевик 
    Вода превращается в пар
    Турбина 
    Превращает энергию пара в энергию вращения
    Генератор 
    Превращает механическую энергию в электрическую
    Конденсатор 
    Пар превращается в воду
    
    
    
    
    
    
    
    
    На рисунке , изображены основные части реактора на медленных нейтронах
    Реактор работает на медленных нейтронах (более эффективно идет деление ядер урана-235).
    Активная зона реактора, содержит ядерное топливо - урановые стержни и замедлитель - воду.   Вода вокруг урановых стержней является не только замедлителем нейтронов, но и служит для отвода тепла, т.к. внутренняя энергия разлетающихся осколков переходит во внутреннюю энергию окружающей среды - воды. Активная зона окружена отражателем для возвращения  нейтронов и защитным слоем бетона.
    Достижение критической массы топлива осуществляется введением регулирующих стержней (до достижения массы урана = критической массе).
    Активная зона посредством труб соединена в кольцо (1-ый контур).
    Вода прокачивается по трубам контура насосом и отдает свою энергию змеевику в теплообменнике, нагревая воду в змеевике (во 2-м контуре).
    Вода в змеевике превращается в пар, температура которого может достигать 540 градусов.
    Пар вращает турбину, энергия пара превращается в механическую энергию.
    Ось  турбины вращает  ротор электрогенератора, превращая механическую энергию в электрическую.
    Отработанный (охлажденный) пар поступает в конденсатор, где превращается в воду, возвращающуюся в 1-ый контур.
    В результате исследования учащиеся получают вывод о преобразовании энергии на атомной электростанции: внутренняя энергия ядер→кинетическая энергия осколков и частиц→ внутренняя энергия воды→ внутренняя энергия пара→ кинетическая энергия пара →кинетическая энергия паровой турбины→ кинетическая энергия ротора генератора электрического тока→ электрическая энергия.
    Учащиеся, получившие в начале изучения темы «Ядерная физика» проектные задания, делают сообщения, демонстрируя презентацию, об истории развития атомной энергетики в нашей стране
    Итак, энергетическая проблема – одна из важнейших проблем, которые сегодня приходится решать человечеству. Уже стали привычными такие достижения науки и техники, как средства мгновенной связи, быстрый транспорт, освоение космического пространства. Но все это требует затрат энергии. Резкий рост производства и потребления энергии выдвинул острую проблему загрязнения окружающей среды, которое представляет серьезную опасность для человечества.
    Мировые энергетические потребности в ближайшее время будут интенсивно возрастать. Какой-либо источник энергии не сможет их обеспечить, поэтому необходимо развивать все источники энергии и эффективно использовать энергетические ресурсы
    4. Закрепление знаний 
    А теперь давайте закрепим то, что мы сегодня рассмотрели выполнив задания  ЭОР № 2 (1,2,3,4,5,6,8,9) http://www.fcior.edu.ru./card/7581/yadernaya-energetika-i-yadernoe-oruzhie.html
    Используемые ЦОР: 
    http://www.fcior.edu.ru./card/3119/yadernaya-energetika.html)
    http://www.fcior.edu.ru./card/7581/yadernaya-energetika-i-yadernoe-oruzhie.html
    1. Домашнее задание
     §68,69, запись в тетради. Причины и последствия Чернобыльской АЭС 
    
    
     

    Автор(ы): Мартынова Е. С.

    Скачать: Физика 9кл - Конспект.doc