Урок 36. Магнитное поле (Федосова О.А.)

Название предмета - физика
    Тема урока  -  Магнитное поле.
    Цель урока – сформировать у учащихся понятие постоянного и электрического магнита, магнитного поля
    Задачи урока –
    исследовать зависимость величины магнитного поля магнита от расстояния до него; исследовать взаимодействие полюсов двух магнитов; исследовать взаимодействие соленоида и постоянного магнита; познакомиться со свойствами магнитного поля.
    Развивать устную речь обучающихся через организацию диалогического общения на уроке, формировать умение выражать свои мысли в грамматически правильной форме.
    Формировать положительную мотивацию к учебе и повышение интереса к знаниям.
    Делать выводы и замкнутости магнитных линий и об ослаблении поля с удалением от проводников с током.
    Техническое обеспечение урока - компьютер, мультимедийный проектор, установка “Опыт Эрстеда”, магниты (по кол-ву детей в классе), железные опилки, магнитная стрелка, штатив лабораторный, источник тока, соленоид , соединительные провода.

Взаимное приветствие учителя и обучающихся; проверка отсутствующих по журналу.
    Тест «Отражение звука. Звуковой резонанс»
    Тема нашего сегодняшнего урока. «Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле»
    «…Камень притягивать может железо, камень же этот по имени месторождения магнитом назван был греками, так как он найден в пределах магнЕтов».
    Лукреций.
    Магнитные явления известны людям с глубокой древности. Еще древние греки знали, что существует особый минерал, способный притягивать железные предметы. Это был один из минералов железной руды, который сейчас известен как магнетит. Его залежи находились возле города Магнесии на севере Турции. Слово «магнит» в переводе с греческого означает «камень из Магнесии».
    Впервые свойства магнитных материалов использовали в Китае. Именно там более 4000 лет назад был сконструирован первый компас, и только к XII веку он стал известен в Европе.
    Известные с древних времен явления притяжения разноименных и отталкивания одноименных полюсов магнита напоминают явление взаимодействия разноименных и одноименных электрических зарядов. Однако многочисленные попытки ученых установить связь между электрическими и магнитными явлениями на протяжении многих столетий оставались безрезультатными.
    Первыми экспериментами, показавшими, что между электрическими и магнитными явлениями имеется связь, были опыты датского физика Ханса Кристиана ЭрстЕда. В своём знаменитом опыте, описываемом ныне во всех школьных учебниках физики и проведённом в 1820 году, он обнаружил, что провод, по которому идёт ток, действует на магнитную стрелку.
    Эрстед не только провёл свой опыт, но и сделал правильный вывод: «электрический конфликт не ограничен проводящей проволокой, а имеет довольно обширную сферу активности вокруг этой проволоки». Переводя на современный язык, это можно понимать так: «действие тока есть не только внутри провода (его нагревание), но и вокруг (магнитное поле)».
    Открытие Эрстеда вызвало необычайный интерес его современников-физиков и послужило началом ряда исследований, показавших сходство магнитного действия тока и действия постоянного магнита.
    У многих возникал вопрос: а существует ли обратное действие, то есть постоянного магнита на проводник с током? Для поиска ответа проделаем опыт.
    Положим на стол полосовой магнит, а над ним подвесим прямой жёсткий проводник на гибких проводах, подводящих ток, но дающих вместе с тем возможность проводнику поворачиваться. Как только мы подключим источник тока, проводник развернётся перпендикулярно к магниту. Другой вариант этого же опыта. Гибкий провод подвешен рядом с вертикально закреплённым магнитом. Когда по проводу идёт ток, то на каждый участок провода действует сила, разворачивающая его перпендикулярно к магниту. Поэтому провод и обвивается вокруг магнита, указывая на «круговой» характер магнитного поля.
    Французский физик Доминик Франсуа Жан АрагО провёл серию своих опытов. Он обмотал медной проволокой стеклянную трубку, в которую вставил железный стержень. Как только был включён ток, стержень сильно намагнитился и к его концу крепко прилипли железные ключи; когда выключили ток, ключи отпали. Так был изобретён электромагнит — устройство, создающее сильное магнитное поле.
    Открытие АрагО заинтересовало его соотечественника Андре́-Мари́ Ампе́ра, и он провёл опыты с параллельными проводниками с токами и обнаружил их взаимодействие. Ампер показал, что если в проводниках идут токи одинаковых направлений, то такие проводники притягиваются друг к другу. В случае же токов противоположных направлений, их проводники отталкиваются.
    Напомним, что согласно гипотезе Ампера в атомах и молекулах вещества в результате движения электронов возникают кольцевые токи. На рисунке показано, что в магнитах эти элементарные кольцевые токи ориентированы одинаково. Поэтому магнитные поля, образующиеся вокруг каждого такого тока, имеют одинаковые направления. Эти поля усиливают друг друга, создавая поле внутри и вокруг магнита.
    Для наглядного представления магнитного поля мы пользовались магнитными линиями (их называют также линиями магнитного поля). Напомним, что магнитные линии — это воображаемые линии, вдоль которых расположились бы маленькие магнитные стрелки, помещенные в магнитное поле.
    Магнитные линии являются замкнутыми. Например, картина магнитных линий прямого проводника с током представляет собой концентрические окружности, лежащие в плоскости, перпендикулярной проводнику.
    Замкнутость линий магнитного поля представляет собой фундаментальное свойство магнитного поля. Оно свидетельствует о том, что магнитных зарядов, подобных электрическим, в природе нет. Источником магнитного поля являются движущиеся заряды и переменные электрические поля.
    За направление магнитной линии в какой-либо ее точке условно принимают направление, которое указывает северный полюс магнитной стрелки, помещенной в эту точку.
    В тех областях пространства, где магнитное поле более сильное, магнитные линии изображают ближе друг к другу, т. е. гуще, чем в тех местах, где поле слабее. Например, поле, изображенное на рисунке, слева сильнее, чем справа.
    Рассмотрим картину линий магнитного поля постоянного полосового магнита. Из курса физики 8 класса мы знаем, что магнитные линии выходят из северного полюса магнита и входят в южный. Внутри магнита они направлены от южного полюса к северному. Магнитные линии не имеют ни начала, ни конца: они либо замкнуты, либо, как средняя линия на рисунке, идут из бесконечности в бесконечность.
    Вне магнита магнитные линии расположены наиболее густо у его полюсов. Значит, возле полюсов поле самое сильное, а по мере удаления от полюсов оно ослабевает. Чем ближе к полюсу магнита расположена магнитная стрелка, тем с большей по модулю силой действует на нее поле магнита. Поскольку магнитные линии искривлены, то направление силы, с которой поле действует на стрелку, тоже меняется от точки к точке.
    Таким образом, сила, с которой поле полосового магнита действует на помещенную в это поле магнитную стрелку, в разных точках поля может быть различной как по модулю, так и по направлению.
    Такое поле называется неоднородным. Линии неоднородного магнитного поля искривлены, их густота меняется от точки к точке.
    Для изображения магнитного поля пользуются следующим приемом. Если линии однородного магнитного поля расположены перпендикулярно к плоскости чертежа и направлены от нас за чертеж, то их изображают крестиками, а если из-за чертежа к нам — то точками. Как и в случае с током, каждый крестик — это как бы видимое нами хвостовое оперение летящей от нас стрелы, а точка — острие стрелы, летящей к нам.
    Из этого рисунка видно, что магнитные линии поля, созданного прямолинейным проводником с током, представляют собой концентрические окружности, расстояние между которыми увеличивается по мере удаления от проводника.
    В некоторой ограниченной области пространства можно создать однородное магнитное поле, т. е. поле, в любой точке которого сила действия на магнитную стрелку одинакова по модулю и направлению.
    На рисунке показано однородное поле, возникающее внутри так называемого соленоида, т. е. проволочной цилиндрической катушки с током. Поле внутри соленоида можно считать однородным, если длина соленоида значительно больше его диаметра (вне соленоида поле неоднородно, его магнитные линии расположены примерно так же, как у полосового магнита). Из этого рисунка мы видим, что магнитные линии однородного магнитного поля параллельны друг другу и расположены с одинаковой густотой.
    Однородным является также поле внутри постоянного полосового магнита в центральной его части.
    4. Закрепление материала.
    Вопросы:
    1. Как можно объяснить отклонение магнитной стрелки около проводника с током?
    2. Какое магнитное поле – однородное или неоднородное -  образуется вокруг магнита, проводника с током, внутри соленоида?
    3. Перечислите основные свойства магнитного поля.
    Тест «Магниты»
    Вариант 1
    1. Когда электрические заряды находятся в покое, то вокруг них обнаруживается…
    А. магнитное поле.
    Б. электрическое поле.
    В. электрическое и магнитное поле.
    2. Магнитные линии магнитного поля тока представляют собой…
    А. замкнутые кривые, охватывающие проводник.
    Б. окружности.
    В. прямые линии.
    3. Магнит, подвешенный на нити, устанавливается в направлении север-юг. Каким полюсом магнит повернется к северному магнитному полюсу Земли?
    А. Северным.                          Б. Южным.
    4. Северный магнитный полюс расположен вблизи… географического полюса, а южным – вблизи…
    А. южного; северного.           Б. северного; южного
    5. Какое из приведенных ниже веществ совсем не притягивается магнитом?
    А. Стекло.
    Б. Никель.
    В. Железо.
         Тест «Магниты»
    Вариант 2
    1. Вокруг движущихся электрических зарядов существует…
    А. магнитное поле.
    Б. электрическое поле.
    В. Электрическое и магнитное поле.
    2. Железные опилки в магнитном поле прямого тока располагаются
    А. беспорядочно.
    Б. по прямым линиям.
    В. по замкнутым кривым, охватывающим проводник.
    3. При… силы тока действие магнитного поля катушки с током…
    А. увеличении; усиливается.
    Б. увеличении; ослабляется.
    В. уменьшении; усиливается.
    4. Одноименные магнитные полюсы…, разноименные…
    А. притягиваются; отталкиваются.
    Б. отталкиваются; притягиваются.
    5. Постоянный магнит ломают пополам. Будут ли обладать магнитными свойствами концы A и В в месте излома магнита (рис. 1)?
    А. Не будут.
    Б. Конец А станет северным магнитным полюсом, а В – южным.
    В. Конец А станет южным магнитным полюсом, а В – северным.
     A       N             B   S
             рис. 1

5.Обобщение и систематизация
    Повторим главное, что мы вспомнили и узнали на сегодняшнем уроке.
    Магнитное поле — это силовое поле, действующее на движущиеся электрические заряды.
    Для наглядного представления магнитного поля пользуются магнитными линиями. Магнитные линии — это воображаемые линии, вдоль которых расположились бы маленькие магнитные стрелки, помещенные в магнитное поле.
    Сила, с которой поле полосового магнита действует на помещенную в это поле магнитную стрелку, в разных точках поля может быть различной как по модулю, так и по направлению. Такое поле называется неоднородным.
    Магнитные линии однородного магнитного поля параллельны друг другу и расположены с одинаковой густотой.
    6. Домашнее задание §34