Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Теорема Чевы

Текст урока

  • Конспект

     
    Название предмета: геометрия
    Класс: 10
    УМК (название учебника, автор, год издания)
    1. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутусов и др. «Геометрия 10-11», Москва, «Просвещение», 2012 г.
    2. В.А. Яровенко – Методическое пособие для учителя «Поурочные разработки по геометрии к учебному комплекту Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева,  10 класс» - Москва, «ВАКО», 2011 г.
    Уровень обучения (профильный)
    Тема урока: «Теоремы Чевы»
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы:12
    Место урока в системе уроков по теме:10
    Цель урока:  ознакомление с  теоремами Чевы;
                           исследование способов доказательства теорем;
                     овладение приемами решений планиметрических задач с использованием                                теоремы Чевы; 
    Задачи урока:  
    обучающие: 
    выявить теоретические положения для доказательства теорем;
    систематизировать теоретический материал доказательств:
    а) Теоремы Чевы,
    проверить эффективность и целесообразность применения               теорем при решении задач;
    научиться применять теоремы Чевы в задачах разной сложности;сравнить задачи, решенные с использованием теоремы Чевы с    задачами, решенными традиционным способом;
    развивающие: 
    1.развивать логическое мышление, память, пространственное воображение, познавательный интерес;
    2.расширять представления учащихся об окружающем мире;
    3.поддерживать интерес к изучаемому предмету; 
    4.содействовать развитию навыка самостоятельной работы учащихся посредством вовлечения их в исследовательскую деятельность
    воспитывающие:
    1.активизировать интерес к изучаемому материалу, используя ИКТ.
    Планируемые результаты: 
    а) изучить теоремы Чевы;
    Знать: признак пересечения прямых в одной точке.
    Уметь: применять признак пересечения прямых в одной точке. 
    Техническое обеспечение урока:
    1. Персональный компьютер,  
    2. Мультимедийный проектор
    3. Презентация «Теорема Чевы»
    4. Приложения (раздаточный материал)
    
    
    
    
    
    
    
    Содержание урока
    Тема: Теорема Чевы. 
    Цели урока:
    1. обобщить, расширить и систематизировать знания и умения учащихся; научить использовать знания при решении сложных задач;
    2. способствовать развитию навыков самостоятельного применения знаний при решении задач;
    3. развивать логическое мышление и математическую речь учащихся, умение анализировать, сравнивать и обобщать;
    4. воспитывать у учащихся уверенность в себе, трудолюбие; умение работать в коллективе.
    Задачи урока: 
    Образовательная: изучить теорему Чевы; применить её при решении задач.
    Развивающая: учить выдвигать гипотезу и умело доказательно отстаивать свое мнение; проверить умение обобщать и систематизировать свои знания.
    Воспитательная: повысить интерес к предмету и подготовить к решению более сложных задач.
    Ход урока
    I этап. Организационный момент (1 мин.)
    Выступление ученицы
            «Обладая литературой более обширной, чем алгебра и арифметика вместе взятые, и, по крайней мере, столь же обширной, как анализ, геометрия в большей степени, чем любой другой раздел математики, является богатейшей сокровищницей интереснейших, но полузабытых вещей, которыми спешащее поколение не имеет времени насладиться». Е. Т. Белл.
    Теоремы Менелая была доказана древнегреческим математиком и астрономом Менелаем Александрийским, жившим в I веке до нашей эры и теорема, опубликованная в 1678 году итальянским математиком и инженером Джованни Чевой.  В честь этих учёных теоремы названы их именами.
    Эти теоремы просты, интересны и находят применение при решении как простых, так и весьма сложных задач. Несмотря на это Теоремы Менелая и Чевы не изучаются в школе на уроках геометрии и встречаются только в школьном учебнике геометрии под редакцией Атанасяна Л.С. в приложении. Доказательства, предложенные автором сложны. Задачи, помещённые в учебнике на применение обратной теоремы Менелая трудны, а задачи на применение прямой теоремы вовсе не рассматриваются. 
    Данная тема является дополнением и углублением изученных в курсе     геометрии свойств.
    Применение опыта решения планиметрических  задач с использованием теоремы Чевы и Менелая помогает повысить уровень пространственного воображения и уровень логической культуры.
    Изучение данной темы поможет более глубоко подготовиться к вступительным экзаменам и олимпиадам.
    Хорошо известно, что выводы школьной геометрии находят широкое применение при решении самых разнообразных практических  задач. Знание геометрии необходимо всем кому  приходиться исследовать свойства различных фигур и тел. Геометрия изучает наш реальный мир.
    Учитель
    II этап. Лекция
    Чева Джованни  (1648-1734 гг.) – итальянский инженер – гидравлик и геометр. Теорема, носящая его имя, опубликована в 1678 году. 
    Теорема Чевы
    Теорема. Пусть на сторонах BC; CA; AB треугольника ABC или их продолжениях взяты соответственно точки A1; B1; C1. Прямые AA1; BB1; CC1 пересекаются в одной точке или параллельны тогда и только тогда, когда 
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Доказательство. Пусть прямые AA1; BB1; CC1 пересекаются в точке O, лежащей внутри треугольника (рисунок а) или вне ABC (рисунок б).
    Применим теорему Менелая к BCC1 и секущей AA1, получим: 
    Для треугольника ACC1 и секущей BB1 получим: 
    Перемножим почленно эти равенства 
    
     
     Что и требовалось доказать.
    
    Замечание. Если AA1, BB1, CC1 параллельны, то доказательство проводится с использованием теоремы об отрезках, отсекаемых на сторонах угла параллельными прямыми.
    
    Для решения задач чаще применяется обратная теорема.
    Обратная теорема Чевы.   Пусть на сторонах BC; CA; AB треугольника ABC или их продолжениях взяты соответственно точки A1; B1; C1.  Если выполняются равенство    , то прямые AA1; BB1; CC1 пересекаются в одной точке или параллельны.
    Доказательство.   Пусть AA1BB1=O. Проведём прямую CO,  С2=COAB.
    По теореме Чевы . Учитывая условие имеем: , откуда =k,   =k. Вычтем второе равенство из первого. По свойству векторов получим  =k= 
    = - k.
     Т.к. k -1   (иначе бы, но точки A и B не совпадают), следовательно, , т.е. точки C1,C2 совпадают. Но это и означает, что прямые AA1; BB1; CC1 пересекаются в одной точке.
      Аналогично доказывается, что если AA1||BB1, то и CC1||BB1.  
    
    III этап. Решение задач. (22 мин.)
    Рассмотрим задачи на применение теоремы Чевы.
    
    Задача №1
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Доказательство
    Пусть AA1, BB1, CC1 – медианы треугольника ABC.
    Проверим равенство:  ,     1*1*1=1  (верно).
    Утверждение доказано согласно теореме Чевы.
    
    
    Задача №2
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Доказательство
      Пусть BE, CM, AK – биссектрисы ABC.
    Воспользуемся свойством: биссектриса треугольника делит противоположную сторону на части, пропорциональные прилежащим к ней сторонам.
    Значит, . Найдём произведение , по теореме Чевы прямые BE, CM, AK пересекаются в одной точке.
    
    Задача №3
    
    		
    
    
    
    
    
    Решение
    Прямые AA1, BB1 и CM пересекаются в одной точке P. По теореме Чевы: , , поэтому   =>  
    CB1A1 подобен CAB (; C – общий)
    Значит, CB1A1 =  CAB – соответственные при прямых B1A1 и AB и секущей AC, поэтому  A1B1 || AB. Что и требовалось доказать.
    V этап. Итог урока 
    Замечательным свойством теорем является то, что они могут служить отправной точкой при повторении основных свойств треугольника в 10 классе. В частности, с их помощью легко доказываются следующие утверждения: 
     Медианы треугольника пересекаются в одной точке.
    Высоты треугольника пересекаются в одной точке.
    Биссектрисы внутренних углов треугольника пересекаются в одной точке
    VI этап. Домашнее задание 
    1. В треугольнике АВС, площадь которого равна 6, на стороне AB взята точка К, делящая эту сторону в отношении АК:BK = 2:3, а на стороне АС – точка L, делящая АС в отношении AL:LC = 5:3. Точка Q пересечения прямых СК и BL удалена от прямой AB на расстоянии . Найдите длину стороны АВ. (Ответ: 4.)
     2. На стороне АС в треугольнике АВС взята точка К. АК = 1, КС = 3. На стороне АВ взята точка L. AL:LВ = 2:3, Q – точка пересечения прямых ВК и СL.  Найдите длину высоты треугольника АВС, опущенной из вершины В. (Ответ: 1,5.)
    Замечание: Записывая отношение отрезков, следует двигаться по контуру треугольника от вершины до точки пересечения с прямой и от точки пересечения до следующей вершины. 
    
    Список литературы
    1. Энциклопедия для детей. Том 11. Математика. М.: Аванта +, 2002.      
    2. Прасолов В. В. Задачи по планиметрии: Ч.1. М.: Наука, Физматлит, 1995.
    3. Сканави М. И. Сборник задач по математике для поступающих во Втузы. М.: Высшая Школа, 1995.
    4. Г. С. М. Коксетер, С. Л. Грейтцер. Новые встречи с геометрией. М.: Наука, 1991.
    5. Математика. Еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября», 2004 №13,14.
    6. Б.Орач  «Теорема  Менелая». Квант № 3, 1991.
    7. Шарыгин И.Ф. Геометрия. Задачник.9—11 классы. — М.: Дрофа, 1996.
    8. К. А. Иванов «О пропорциональных отрезках в треугольнике» , журнал              « Математика в школе» №8-2004. 
    9. Е. Качалкина « Применение теорем Чевы и Менелая», журнал  «Математика в школе» №13,14 -2004. 
    10. Г.И.Глейзер. История математики в школе – 1983, - 316с. 
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Ильина В. В.

    Скачать: Геометрия 10кл - Конспект.docx