Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Решение задач ЕГЭ

Текст урока

  • урок 65

     Название предмета:  Геометрия.
    Класс: 11.
    УМК (название учебника, автор, год издания): «Геометрия 10-11 класс», Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др., 2014 г.
    Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный): базовый.
    Тема урока: «Решение задач ЕГЭ».
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 13
    Место урока в системе уроков по теме:  девятый.
    Цель урока: способствовать развитию умений и навыков применять математические знания к решению практических задач, ориентироваться в простейших геометрических задачах.
    Задачи урока:
    Обучающие: организовать работу учащихся по решению практических задач;
    Развивающие: создать условия для развития познавательной активности учащихся, познавательного интереса к предмету; развивать навыки самостоятельной деятельности учащихся; формировать учебно - познавательные действия, коммуникативные, исследовательские навыки учащихся.
    Воспитывающие: создать условия успешности ученика на уроке; воспитывать культуру умственного труда; способность к самоанализу, рефлексии.
    Планируемые результаты:
    Предметные: уметь применять теоретические знания при решении практических задач.
    Личностные: способствовать формированию умений применять приемы: сравнения, обобщения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию, анализировать условие задачи, составлять модель решения.
    Метапредметные: уметь планировать и оценивать процесс и результат своей деятельности, обрабатывать информацию.
    Техническое обеспечение урока: ноутбук, проектор, экран.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы):
    1. Изучение геометрии 10-11 кл.: книга для учителя /  С.М.Саакян, В.Ф. Бутузов. – М.: Просвещение, 2010.
    2. Лаппо Л.Д., Морозов А.В. Геометрия. Типовые вопросы и задачи – М.: «Экзамен», 2015.
    Содержание урока: определение треугольника, виды треугольников, признаки и свойства треугольников.
    Ход урока.
    I. Организационный момент    (приветствие учащихся; психологический настрой для вовлечения в работу по теме; объяснение учащимся правил работы на уроке; сообщение темы).
    Сегодня мы будем решать задачи по теме «Треугольники». Работая в группах (3 группы), мы должны повторить и обобщить знания, связанные с  понятием треугольник.
    II. Мотивационный момент
    «Умение мыслить математически – одна из благороднейших способностей человека». Д. Б. Шоу. Это девиз нашего урока.
    III. Актуализация опорных знаний.
    1. Теоретический опрос
    Определение треугольника, виды треугольников, признаки и свойства треугольников.
    2. Фронтальный опрос Общее задание для всех групп
    Учащимся предлагается устно решить несколько задач из сборника «ЕГЭ математика 3000 задач». (Работа в парах или индивидуально). После небольшого обсуждения в парах, ответы вслух. Обсуждение.
    
           Задача 2748 (стр. 453) В треугольнике  АВС  АВ = ВС = АС =  2 . Найдите высоту СН. Анализ условия задачи. (этапы анализа условия последовательно появляются на экране)
    
    Вопросы учителя
    Ответы ученика
    - о какой геометрической фигуре идет речь в задаче?
    -о  треугольнике.
    - что нам о нем известно?
    - известно, что АВ = ВС = АС, т. е. он равносторонний, 
    - известно, что СН – высота.
    - что надо найти?
    - высоту СН.
    - какие треугольники образует высота со сторонами данного треугольника?
    - прямоугольные.
    - как называется сторона СН треугольника АСН?
    - катет.
    - какую теорему применяем для нахождения катета прямоугольного треугольника?
    - теорему Пифагора.
    - что надо знать, чтобы найти катет треугольника?
    - гипотенузу и другой катет.
    - что мы знаем о высоте, проведенной к стороне равностороннего треугольника?
    - она является медианой и биссектрисой.
    - в качестве чего, медианы или биссектрисы, интересует нас высота СН?
    - в качестве медианы.
    - что мы знаем о медиане треугольника?
    - соединяет вершину треугольника с серединой противоположной стороны, т. е. точка Н - середина стороны АВ. 
    - сможем ли мы найти сторону АН?
    К нахождению чего сводится наша задача? 
    -да. 
    К нахождению стороны АН
    
                  С                                     Дано: ∆АВС, АВ = ВС = АС =  2, СН – высота.
                        2                           Найти: СН.
    
    
    
    
    А       Н               В
    Решение: Рассмотрим ∆АСН. Он прямоугольный, т.к. СН – высота.  По т. Пифагора   Т. к. по условию  треугольник АВС равносторонний и СН – высота, то СН – медиана. Найдем АН.  Найдем СН. ∆АСН- прямоугольный => , где .
        Оформление решения. (самостоятельно с последующей проверкой). Сначала кто-нибудь из учащихся предлагает свою запись решения, потом я показываю на экране.  (2 мин)
    Задания по группам.     Решить задачу (задача не аналогичная разобранной, одна на все группы).
    № 2385  стр. 419, следуя всем этапам решения задачи. 
    1 группа представит рисунок, запись условия задачи и что надо найти.
    2 группа постарается с другими группами проанализировать условие задачи.
    3 группа покажет поиск решения и его оформление.
    Решение задачи должно быть у каждой группы. (На столах, за которыми сидят группы, листы и фломастеры, на которых каждая группа записывает свой этап решения задачи). Каждая группа представляет свой этап решения задачи. Участники других групп задают вопросы ученикам, представляющим работу своей группы. После того, как каждая группа представила выполнение своего задания, проверяется решение задачи. Подвести итоги.
    IV. Решение задач ЕГЭ
    ФИПИ «Открытый банк данных» самостоятельно в группах
    Два угла треугольника равны 40∘ и 130∘. Найдите величину внешнего угла при третьей вершине. Ответ дайте в градусах.
    ОТВЕТ: 1700.
    2. Один из углов равнобедренного треугольника равен 100∘. Найдите любой другой его угол. Ответ дайте в градусах.
    ОТВЕТ: 400.
    3. В прямоугольном треугольнике один из углов равен 40∘. Найдите внешний угол при вершине второго острого угла. Ответ дайте в градусах.
    ОТВЕТ: 1300.
    4. Два угла треугольника равны 40∘ и 80∘. Найдите наибольший угол этого треугольника. Ответ дайте в градусах.
    Ответ: 80о
    5. В равнобедренном треугольнике угол при основании в два раза больше угла при вершине. Найдите угол при вершине. Ответ дайте в градусах.
    ОТВЕТ: 36.
    6. Дан прямоугольный треугольник, один из острых углов которого равен 24∘. Найдите угол между биссектрисой и высотой, проведенными из вершины прямого угла. 
    Ответ: 21
    7. Мальчик Ваня строит ворота. В высоту они должны достигать двух метров, в ширину – трёх. Если допустить, что углы, образованные косяками, окажутся прямыми, то какова будет длина троса, протянутой по диагонали от одного угла к другому?
    Ответ: 
    8. (27918) Сторона AB треугольника ABC равна 1. Противолежащий ей угол C равен 300. Найдите радиус окружности, описанной около этого треугольника.
    Ответ. 1
    V. Подведение итогов урока. 
    Самооценка учащихся по всем этапам урока
    VI.Рефлексия. 
    -имеет ли практическое значение данная тема?
    VII. Задание на дом. 
    Задачи из банка открытых задач ЕГЭ №5061, 5067,5201, 21337
    
    Памятка. Решение треугольников.
    Задача состоит в нахождении неизвестных элементов треугольника по известным трем элементам.
    Необходимо знать.
                    А                                       1) Теорему о сумме углов в треугольнике:
                                                                     
                                                               2) Теорему косинусов: 
             B                            C                   
                                                              3) Теорему синусов:
                                                 
       4) Против большей стороны лежит больший угол, против меньшей стороны лежит меньший угол.
       5) Формулы приведения:
      Sin(180° - ) = sin                                                       cos (180° - ) = -cos
      Sin(90° + ) = cos                                                       cos (90° + ) = -sin
      6) Основное тригонометрическое тождество:
                                       0 ≤  ≤ 180°
                                                                     0  < sin ≤  1
                                                                    -1 <  cos < 1
      7) Умение работать с таблицей Брадиса;                    
      8) Теорема Пифагора.
      9) Тригонометрические функции углов.
       
      А
    
    
         с           в
    
    
      В                       С
                а
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    .
    
    	
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
                                                                                                                     
    
     

    Автор(ы):

    Скачать: Геометрия 11кл - урок 65.docx
  • урок 67

     Название предмета:  Геометрия.
    Класс: 11.
    УМК (название учебника, автор, год издания): «Геометрия 10-11 класс», Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др., 2014 г.
    Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный): базовый.
    Тема урока: «Решение задач ЕГЭ».
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 13
    Место урока в системе уроков по теме:  двенадцатый.
    Цель урока: повторить ранее изученный материал (мини – экзамен по теории), систематизировать подготовку к ЕГЭ;
    Задачи урока:
    Обучающие: проверить знания учащихся по  теории 7-9 класса, закрепить навыки решения планиметрических задач. (мини – экзамен по теории)
    Развивающие: создать условия для развития познавательной активности учащихся, познавательного интереса к предмету; развивать навыки самостоятельной деятельности учащихся; формировать учебно - познавательные действия, коммуникативные, исследовательские навыки учащихся.
    Воспитывающие: создать условия успешности ученика на уроке; воспитывать культуру умственного труда; способность к самоанализу, рефлексии.
    Планируемые результаты:
    Предметные: знать теоретический материал по планиметрии.
    Личностные: уметь отстаивать свою точку зрения и работать в группе.
    Метапредметные: уметь планировать и оценивать процесс и результат своей деятельности, обрабатывать информацию.
    Техническое обеспечение урока: ноутбук, проектор, экран.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы):
    1. Изучение геометрии 10-11 кл.: книга для учителя /  С.М.Саакян, В.Ф. Бутузов. – М.: Просвещение, 2010.
    2. Лаппо Л.Д., Морозов А.В. Геометрия. Типовые вопросы и задачи – М.: «Экзамен», 2015.
    Содержание урока: определение трапеции, периметра трапеции, определение биссектрисы угла, теорема о накрест лежащих углах при параллельных прямых и секущей, определение равнобедренного треугольника (свойства равнобедренного треугольника), определение ромба, свойства диагоналей ромба, теорема Пифагора, формула D и корней квадратного уравнения, определение прямоугольной трапеции, где расположен центр описанной около прямоугольного треугольника окружности, определение sin, cos острого угла прямоугольного треугольника, формула площади прямоугольного треугольника через катеты, формула тригонометрии sin2α=2sinα·cosα., свойство высоты прямоугольного треугольника, опущенной из вершины прямого угла, формула для вычисления (формулы) площади трапеции.
    .
    Ход урока.
    I. Организационный момент    
    Приветствие учащихся.
    II. Мотивационный момент
        Известный английский писатель Бернард Шоу говорил: «Умение мыслить математически – одна из благороднейших способностей человека».
         Вам известны слова венгерского, швейцарского и американского математика Дьердь Пойа: «Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их». Сегодня мы с вами будем учиться смело входить в реку под названием Геометрия и будем учиться преодолевать ее течения, водовороты, чтобы благополучно достичь берега.     
        Игорь Федорович Шарыгин - преподаватель математики, автор многих книг по математике, учебников и учебных пособий считал, что геометрия – витамин для мозга. Слова «Геометрия – витамин мозга» будут эпиграфом нашего урока.
    III. Актуализация опорных знаний.  
    1. Подготовка к ЕГЭ    устно со всем классом решаем задачи по готовым чертежам.
    Вычислите все неизвестные углы треугольника (по рис. 1–8).                (Чертежи на доске)
           
    Рис. 1               Рис. 2              Рис. 3               Рис. 4
    
    Рис. 5              Рис. 6              Рис. 7                   Рис. 8
    
    2. Опрос по билетам
    Каждой группе (в классе  3 группы по 4 человека) даётся лист с формулами 15 вопросов к билетам и лист оценивания.  5-7 минут обсуждение в группе.
    Билеты по теории
    Определение трапеции, периметра трапеции.
    Определение биссектрисы угла.
    Теорема о накрест лежащих углах при параллельных прямых и секущей.
    Определение равнобедренного треугольника (свойства равнобедренного треугольника).
    Определение ромба.
    Свойства диагоналей ромба.
    Теорема Пифагора.
    Формула D и корней квадратного уравнения.
    Определение прямоугольной трапеции.
    Где расположен центр описанной около прямоугольного треугольника окружности.
    Определение sin, cos острого угла прямоугольного треугольника.
    Формула площади прямоугольного треугольника через катеты.
    Формула тригонометрии sin2α=2sinα·cosα.
    Свойство высоты прямоугольного треугольника, опущенной из вершины прямого угла.
     Формула для вычисления (формулы) площади трапеции.
    По окончанию опроса, каждая группа получает оценку по теории в зависимости от количества правильных ответов.
    «5» - за 5 правильных ответов.                          
    «4» - за 4 правильных ответа.
    «3» - за 3 правильных ответа.
    «2» - за 2 правильных ответа.  
     Лист оценивания
    Ф.И.	
    Опрос уч-ся по теории (+;-)	
    Оценка группы по теории (2-5)	
    Решение 5 задач ЕГЭ (+;-)	
    Оценка за решения задач уч-ся 	
    Оценка группы за решения задач	
    Оценка ученика за работу на уроке
    Общая  оценка группы
    
    IV. Решение задач     5 задач ЕГЭ в группах.
    Тексты 5 задач по планиметрии даются в каждую группу в виде 5 карточек. Критерии оценок, как и при опросе по теории. Ребята могут совещаться, решая задачи со всеми членами группы.
    Тексты задач ЕГЭ по планиметрии
    № 1п. В равнобокой трапеции средняя линия равна 5 см, а большее основание на 18 см меньше её периметра. Найдите периметр трапеции, если её диагональ делит тупой угол пополам.
    Ответ:[26 см]
    № 2п. Разность диагоналей ромба равна 10 см, а его периметр 100 см. Найдите сумму диагоналей ромба.
    Ответ:[70 см]
    № 3п. В прямоугольной трапеции боковые стороны равны 8 см и 10 см. Чему равно её большее основание, если меньшее основание равно 10 см.
    Ответ:[16 см]
    № 4п. Медиана СМ, проведённая из вершины прямого угла С треугольника АВС, равна 6. Найдите площадь треугольника, если один из его углов равен 15°.
    Ответ:[18]
    № 5. В равнобокой трапеции диагонали перпендикулярны боковым сторонам. Чему равна площадь этой трапеции, если её основания равны 36 см 60 см?
    Ответ:[1152 см2]
    К доске вызывается любой ученик из группы для решения задачи у доски, если задача в группе решена. Ответ ученика влияет на оценку группы.
    Критерии оценок:
    4-5 задач  “5”
    3 задачи   “4”
    2 задачи  “3”
    0-1 задача  “2”
    Решение задач №1 - №4 (фронтально на доске с разбором затруднений)
    №1
    Дано: ABCD – равнобедренная трапеция, m = 5см (средняя линия трапеции), AD < PABCD  на 18см, АС – диагональ трапеции     ВСА =   DCA
    Найти: РABCD
    Решение:
    ВСА =DCA (по условию, т.к. АС – биссектриса BCD), ВСА =CAD (как накрест лежащие при параллельных прямых BC, AD и секущей АС). Значит, CAD =  DCA. Поэтому,       ACD – равнобедренный (AD = CD)
    Пусть AD = CD = AB = x, ВС = у, тогда по условию задачи
    х + у = 10                   у = 10 – х
    3х + у – х = 18           3х + 10 – х – х = 18
    х + 10 = 18
    х = 8, у = 2 – решение системы уравнений.
    Р = 3х + у = 3*8 + 2 = 26 (см)
    Ответ: 26 см
    №2
    Дано: ABCD – ромб, АС – BD = 10см, РABCD = 100см
    Найти: AC + BD.
    Решение:  По свойству диагоналей ромба О – середина AC и BD. Пусть OC=y ; OD=x , то 2y - 2x=10  y-x=5
    y=5+x   (1)
    По теореме Пифагора для     COD:  x2+y2=625 (2)
    Составим и решим систему уравнений:
      y=5+x                     y = 5+x
      x2 + y2=625            x2 + (5+x)2=625
                                    x2 +25 +10x +x2=625
                                    2x2 +10x – 600 =0    :2
                                    х2+5х-300=0
                                    D=25+1200=1225 >0, 2 корня
                                    x1 = -20;   x2 = 15
    x = -20 – не удовлетворяет условию задачи, тогда 
    x = 15                        OC = 20см          AC = 40 см
    y = 20, т.е.                 OD = 15см         BD = 30 см
    AC + BD = 70 см
    Ответ: 70 см       
    №3
    Дано:  ABCD – трапеция,  B =A = 90°, BA = 8см;  ВС=CD = 10 см;
    Найти:  AD
    Решение:  1) В трапеции проведём высоту СК; ABCK  - прямоугольник, тогда по свойству противоположных сторон прямоугольника AK= BC = 10см
    2) По теореме Пифагора из треугольника CKD: KD = 6см
    Поэтому AD = AK + KD = 10 + 6 = 16 см  
    Ответ: 16 см
    № 4 
    Дано: В     ABC,   C = 900, CM = 6 (медиана треугольника),   B = 15о
    Найти: SABC
    Решение: 1) По теореме точка М – центр описанной около    ABC окружности, CM – радиус этой окружности. Значит, AB = 12 см.
    2) Найдём катеты AC и BC; BC = ABcos15о
                                                     AC = AB sin15о
    3)  SАВС=1/2  (ab)
         SАВС= 1/2 (12*12* cos15о* sin15о) = 18 (см2)
    Ответ: 18 см2
    Оценить работу групп по практике.
    V. Подведение итогов урока. 
    Ребятами ставится оценка каждому за работу на уроке, в зависимости от его вклада в решение задач и ответ по теории. Оценивание по результатам трех работ. Оценки получили: «5» - …, «4» - …, «3» - ….  
    VI. Рефлексия. 
    VII. Задание на дом. 
    Повторить формулы площадей фигур планиметрии. Тест, Вариант №71, с сайта Решу ЕГЭ.
     

    Автор(ы):

    Скачать: Геометрия 11кл - урок 67.docx
  • урок 66 (Агафонова Т.А.)

     Урок № 66
    Название предмета : геометрия
    Класс: 11
    УМК: « Геометрия 10-11», Атанасян  Л.С.,Бутузов В.Ф., и д.р., 2011
    Уровень обучения :базовый
    Тема урока:  Повторение  по  “Решение   задач ЕГЭ”
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 5ч
    Место урока в системе уроков по теме : 11
    Цель урока: 
    Повторить и систематизировать вопросы темы “Решение   задач ЕГЭ”
    Задачи урока:
    Образовательные: Повторить и систематизировать знания  по данной теме и применить  их при решении задач базового уровня и задач повышенного уровня сложности   ЕГЭ;
    Развивающие:        развивать пространственное мышление, навыки общения в малых группах или в парах;
    Воспитательные:  усовершенствовать умение высказывать  и аргументировать собственное  мнение, развивать навыки самостоятельной деятельности.
    Планируемые результаты: 
    После успешного завершения занятия учащиеся  должны:
         – знать основные определения и теоремы по курса геометрии 10-11 класса, уметь применять теорию при решении задач,
         – уметь выполнять чертежи по условию задачи, находить на чертежах необходимые  элементы; 
        - применять ранее изученный теоретический материал для решения задач и письменно оформлять их.
    Техническое обеспечение урока:  компьютер, проектор, карточки.
    Содержание урока.
    Орг. Момент.
    I. Мотивация учебной деятельности
    Данная тема является важным этапом в подготовке к ЕГЭ.
    II. Активизация опорных знаний
    Беседа
    1. Повторим понятия параллелепипеда, призмы и пирамиды. Вспомним формулы нахождения объёмов и поверхностей.
    
    
    Устная работа. 
    
    1. Во сколь­ко раз уве­ли­чит­ся пло­щадь  боковой   по­верх­но­сти цилиндра, если его высоту  уве­ли­чить в 3 раза?
    2. Во сколь­ко раз уменьшится объём  цилиндра, если его  радиус   уменьшить  в 3 раза ?
    
    3. Объем од­но­го конуса в 64 раза больше объёма другого. Во сколь­ко раз пло­щадь  боковой по­верх­но­сти од­но­го конуса больше боковой  поверхности  другого ?
    
    4. Объем ко­ну­са равен 16. Через се­ре­ди­ну вы­со­ты па­рал­лель­но ос­но­ва­нию ко­ну­са про­ве­де­но се­че­ние, ко­то­рое яв­ля­ет­ся ос­но­ва­ни­ем мень­ше­го ко­ну­са с той же вер­ши­ной. Най­ди­те объем мень­ше­го ко­ну­са.
    
    
    
    III. Повторение и систематизация знаний.
    
    Работа в группах.(дифференцированная)
    1 группа   «3»  Базовый уровень
    
    1.  Одна ци­лин­дри­че­ская круж­ка вдвое выше вто­рой, зато вто­рая в пол­то­ра раза шире. Най­ди­те от­но­ше­ние объ­е­ма вто­рой круж­ки к объ­е­му пер­вой.
    (ответ: 1,125)
    
    
    
    2. В со­су­де, име­ю­щем форму ко­ну­са, уро­вень жид­ко­сти до­сти­га­ет  0,5  вы­со­ты. Объём жид­ко­сти равен 70 мл. Сколь­ко мил­ли­лит­ров жид­ко­сти нужно до­лить, чтобы пол­но­стью на­пол­нить сосуд?
    (ответ: 490)
    
    2 группа  «4»   (профильный уровень)
    1. Най­ди­те объем  части ци­лин­дра, изоб­ра­жен­ной на ри­сун­ке. В от­ве­те ука­жи­те  V/π      (ответ: 14)
    
    2.  В сосуд ци­лин­дри­че­ской формы на­ли­ли воду до уров­ня 80 см. Ка­ко­го уров­ня до­стиг­нет вода, если её пе­ре­лить в дру­гой ци­лин­дри­че­ский сосуд, у ко­то­ро­го ра­ди­ус ос­но­ва­ния в 4 раза боль­ше, чем у пер­во­го? Ответ дайте в см.
    (ответ: 5)
    
    
    3. Най­ди­те объем  части конуса, изоб­ра­жен­ной на ри­сун­ке. В от­ве­те ука­жи­те  V/π                 (ответ: 243)
    
    
    
             3группа  «5» (профильный уровень)
    1.В пра­виль­ную ше­сти­уголь­ную пи­ра­ми­ду, бо­ко­вое ребро ко­то­рой равно 10, а вы­со­та равна 6, впи­са­на сфера. (Сфера ка­са­ет­ся всех гра­ней пи­ра­ми­ды.) Най­ди­те пло­щадь этой сферы.
    
    Ответ: 64(11-4)
    
    
    
    
    
    I.  Cамостоятельная    работа.
    
    I 
    II
    1. Во сколь­ко раз уве­ли­чит­ся пло­щадь  боковой   по­верх­но­сти цилиндра, если его высоту  уве­ли­чить в 9 раз?
    
    1. Во сколь­ко раз уменьшится объём  цилиндра, если его  радиус   уменьшить  в 25 раз ?
    
    2. Одна ци­лин­дри­че­ская круж­ка втрое выше вто­рой, зато вто­рая в 2 раза шире. Най­ди­те от­но­ше­ние объ­е­ма вто­рой круж­ки к объ­е­му пер­вой.
    .  
    2. В со­су­де, име­ю­щем форму ко­ну­са, уро­вень жид­ко­сти до­сти­га­ет  0,25  вы­со­ты. Объём жид­ко­сти равен  10 мл. Сколь­ко мил­ли­лит­ров жид­ко­сти нужно до­лить, чтобы пол­но­стью на­пол­нить сосуд?
    
    
    II.  Подведение итогов урока.
    Рефлексия:
    Наше занятие подходит концу. Подведем итог нашего занятия. Сегодня мы повторили теоретический материал по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей», разобрали основные методы решения задач по теме. При возникновении затруднений и вопросов повторите еще раз теоретический материал по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей»
     Пожалуйста, поделитесь с нами своими мыслями о сегодняшнем занятии (хотите одним предложением).
    Вам для этого помогут слова:
    -Я узнал…
    -Мне было интересно …
    - Мне было сложно …
    -Мне понравилось …
    
    Домашнее задание:   Глава III,  VII ,     ЕГЭ «4000 задач с ответами по математике, все задания, базовый и профильный уровни», Ященко И.В., Высоцкий И.Р., Забелин А.В.,     
      № 2891,2857,2863,2834
    
     

    Автор(ы):

    Скачать: Геометрия 11кл - урок 66 (Агафонова Т.А.).doc
  • урок 68 (Агафонова Т.А.)

     Урок № 68
    Название предмета : геометрия
    Класс: 11
    УМК: « Геометрия 10-11», Атанасян  Л.С.,Бутузов В.Ф., и д.р., 2011
    Уровень обучения :базовый
    Тема урока:  Повторение  по  “Решение   задач ЕГЭ”
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 5ч
    Место урока в системе уроков по теме : 13
    Цель урока: 
    Повторить и систематизировать вопросы темы “Решение   задач ЕГЭ”
    Задачи урока:
    Образовательные: Повторить и систематизировать знания  по данной теме и применить  их при решении задач базового уровня и задач повышенного уровня сложности   ЕГЭ;
    Развивающие:        развивать пространственное мышление, навыки общения в малых группах или в парах;
    Воспитательные:  усовершенствовать умение высказывать  и аргументировать собственное  мнение, развивать навыки самостоятельной деятельности.
    Планируемые результаты: 
    После успешного завершения занятия учащиеся  должны:
         – знать основные определения и теоремы по курса геометрии 10-11 класса, уметь применять теорию при решении задач,
         – уметь выполнять чертежи по условию задачи, находить на чертежах необходимые  элементы; 
        - применять ранее изученный теоретический материал для решения задач и письменно оформлять их.
    Техническое обеспечение урока:  компьютер, проектор, карточки.
    Содержание урока.
    Орг. Момент.
    I. Мотивация учебной деятельности
    Данная тема является важным этапом в подготовке к ЕГЭ.
    II. Активизация опорных знаний
    Беседа.
    Повторить необходимые  понятья.
    1.  Угол между скрещивающимися прямыми.
    2.  Перпендикуляр к плоскости.
    3. Угол между прямой и плоскостью.
    4. Угол между двумя плоскостями.
    5. Теорема о трех перпендикулярах.
    6. Дискуссия по решению геометрических задач вторым (координатно-векторным) методом.
     Основные формулы:
    1. Расстояние между точками А (, ), В , ) 
     =.
    2. Угол между плоскостями. Если β – угол между плоскостями, заданными уравнениями
      х+z+ =0 и  х+z+ =0, то
    .
    3. Расстояние от точки до плоскости. Если ρ – расстояние от точки (,), до плоскости  х+z+D =0, то
    ρ=.
    4. Уравнение плоскости, проходящей через три заданные точки (, ),(, ),(, ), в координатной форме:
    =0;
    5. Если отрезок, концами которого служат точки А (, ), В , ) разделен точкой С (х, у,) в отношении λ, то координаты точки С определяются по формулам
    Х =  ; у= ; z=. 
    6.Угол между прямой l и плоскостью α можно вычислить по формуле  или в координатах , где  - вектор нормали к плоскости α,  - направляющий векор прямой l;
    
    
    
    Устная работа. 
    
    1. В кубе ABCDA1B1C1D1 точка Е - середина ребра B1B.
    A) Найдите угол между прямыми AE и CD
    B) Найдите угол между прямыми  AE и BC
    C) Найдите угол между прямыми  BC и B1D1
    D) Найдите угол между   A1E и (ABC)
    E) Найдите угол между   AE и (ABC)
    F) Найдите угол между  (ABC)  и  (AЕC)
    
    
    
    III. Повторение и систематизация знаний.
    
    Дифференцированная работа.
     «3-4»   (профильный уровень)
    Пользуясь рисунком, найдите:
    1) проекцию наклонной SA на плоскость АОВ;
    2) длину наклонной SA; 
    3) проекцию наклонной SB на плоскость АОВ; 
    4) длину наклонной SB; 
    5) расстояние между основаниями наклонных; 
    6) расстояние между прямыми SO и АВ. 
     1) а; 2) а; 3) а; 4) 2; 5) 2; 6) .
             «5» (профильный уровень)
    В прямоугольном параллелепипеде ABCDA1B1C1D1 рёбра АВ и АА1 равны 1, а ребро АD=2. Точка Е – середина ребра В1С1. Найдите угол между прямой ВЕ и плоскостью (АВ1С).
    Решение: Составим уравнение плоскости (АВ1С.):
    ах+bу+cz+d=0, где a, b и c – координаты нормали к плоскости.
    Чтобы составить это уравнение, необходимо определить координаты трёх точек, лежащих в данной плоскости: А(1; 0; 0), В1(0;0;1), С(0;2;0).
    Решая систему
    находим коэффициенты а, b и с уравнения ах+bу+cz+d=0: а= -d, b=, c=-d. Таким образом, уравнение примет вид  или, после упрощения, 2х+у+2z-2=0. Значит, нормаль n  к этой плоскости имеет координаты .
    Найдем координаты вектора  
    Найдем угол между вектором  и нормалью к плоскости по формуле скалярного произведения векторов:
    .
    Ответ: 45˚
    I.  Cамостоятельная    работа ( с самопроверкой).
    1) Дайте определение угла между плоскостями.
    2) зависит ли величина угла между плоскостями от выбора секущей плоскости?
    3) Плоскости α и β пересекаются по прямой m (рис. 291), точка А принадлежит плоскости α, точка В - в плоскости β, точка С - прямой m; АСm, ВСm, ACB = 60°. Укажите, какие из приведенных утверждений правильные, а какие - неправильные:
    а) плоскость АВС перпендикулярна к прямой m;
    б) углом между плоскостями α и β является угол между прямыми ВС и m;
    в) угол между плоскостями α и β равен углу между прямой АС и плоскостью β;
    г) угол между плоскостями α и β больше 60° ;
    д) угол между плоскостями α и β равен 120°.
    
    II.  Подведение итогов урока.
    Рефлексия:
    Наше занятие подходит концу. Подведем итог нашего занятия. Сегодня мы повторили теоретический материал по теме «Углы в пространстве», разобрали основные методы решения задач по теме.
    
    Притча. Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?» и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»
    
    Давайте мы попробуем каждый с вами оценить свою работу за урок.
    
    Домашнее задание.  Глава II.  
    
    №1 ( ЕГЭ 14) В единичном кубе АВСDA1В1С1D1 найдите угол между плоскостями АD1Е и D1FC, где точки Е и F-середины ребер А1В1 и В1С1 соответственно.
    
    
    
    
    Решение: Введем прямоугольную систему координат с началом в точке А(0;0;0). Далее находим координаты тех точек, которые необходимы для составления уравнений плоскостей: (1;0;1), E(0;0,5;1), C(1;1;0),  F(0,5;1;1). Составим уравнение плоскости (AE), используя уравнение А1х+В1у+С1z+D1=0. Подставим координаты всех трех точек в это уравнение и решим систему из трех уравнений: 
    А∙0 + В∙0 + С∙0 +D =0; 
    А∙1 + В∙0 + С∙1 +D =0;
    А∙0 + В∙0,5 + С∙1 +D =0.
    Получим, что А= - С, В= - 2С, D= 0. Таким образом, уравнение примет вид: х +2у – z =0.
    Значит, А1=1, В1= 2, С1= -1
    Составим уравнение плоскости (CF), используя уравнение А2х+В2у+С2z+D1=0. Подставим координаты всех трех точек в это уравнение и решим систему из трех уравнений: 
    А∙1 + В∙1 + С∙0 +D =0; 
    А∙1 + В∙0 + С∙1 +D =0;
    А∙0,5 + В∙1 + С∙1 +D =0.
    Получим, что В = С, А = 2С, D = - 3С. Таким образом, уравнение примет вид: 
    2х +у +z – 3 = 0.   Значит, А2= 2, В2 = 1, С2= 1. По формуле:       
    .
      Ответ: 60.  
    
     

    Автор(ы):

    Скачать: Геометрия 11кл - урок 68 (Агафонова Т.А.).doc
  • урок 63 (Агафонова Т.А.)

     Название предмета: геометрия
    Класс: 11
    УМК: « Геометрия 10-11», Атанасян  Л.С.,Бутузов В.Ф., и д.р., 2011
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока:  Повторение  “Решение   задач ЕГЭ”
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 5ч
    Место урока в системе уроков по теме: 8
    Цель урока: 
    Повторить и систематизировать вопросы темы “Решение   задач ЕГЭ”
    Задачи урока:
    Образовательные: Повторить и систематизировать знания  по данной теме и применить  их при решении задач базового уровня и задач повышенного уровня сложности   ЕГЭ;
    Развивающие:        развивать пространственное мышление, навыки общения в малых группах или в парах;
    Воспитательные:  усовершенствовать умение высказывать  и аргументировать собственное  мнение, развивать навыки самостоятельной деятельности.
    Планируемые результаты: 
    После успешного завершения занятия учащиеся  должны:
         – знать основные определения и теоремы по курса геометрии 10-11 класса, уметь применять теорию при решении задач,
         – уметь выполнять чертежи по условию задачи, находить на чертежах необходимые  элементы; 
        - применять ранее изученный теоретический материал для решения задач и письменно оформлять их.
    Техническое обеспечение урока:  компьютер, проектор, карточки.
    Содержание урока.
    Орг. Момент.
    I. Мотивация учебной деятельности
    Данная тема является важным этапом в подготовке к ЕГЭ.
    II. Активизация опорных знаний
    Беседа
    1. Повторим понятия параллелепипеда, призмы и пирамиды. Вспомним формулы нахождения объёмов и поверхностей.
    
    
    Устная работа.
    
    1. Во сколь­ко раз уве­ли­чит­ся пло­щадь по­верх­но­сти куба, если его ребро уве­ли­чить в 3 раза?
    
    2. Диа­го­наль куба равна 1. Най­ди­те пло­щадь его по­верх­но­сти.
    
    3. Объем од­но­го куба в 8 раз боль­ше объ­е­ма дру­го­го куба. Во сколь­ко раз пло­щадь по­верх­но­сти пер­во­го куба боль­ше пло­ща­ди по­верх­но­сти вто­ро­го куба?
    
    4. Объем куба равен   24. Най­ди­те его диа­го­наль.
    
    
    5. Два ребра пря­мо­уголь­но­го па­рал­ле­ле­пи­пе­да, вы­хо­дя­щие из одной вер­ши­ны, равны 2 и 6. Объем па­рал­ле­ле­пи­пе­да равен 48. Най­ди­те тре­тье ребро па­рал­ле­ле­пи­пе­да, вы­хо­дя­щее из той же вер­ши­ны.
    
    
    
    
    
    
    6. Через сред­нюю линию ос­но­ва­ния тре­уголь­ной приз­мы про­ве­де­на плос­кость, па­рал­лель­ная бо­ко­во­му ребру. Объем от­се­чен­ной тре­уголь­ной приз­мы равен 5. Най­ди­те объем ис­ход­ной приз­мы.
    
    
    
    
    III. Повторение и систематизация знаний.
    
    Работа в группах.(дифференцированная)
    1 группа   «3»  Базовый уровень
    
    1.  В пра­виль­ной че­ты­рех­уголь­ной пи­ра­ми­де   SABCD   точка  S – центр ос­но­ва­ния, S – вер­ши­на, SO=15, BD=16. Най­ди­те бо­ко­вое ребро  SA
    
    
    
    2. Объем од­но­го куба в 8 раз боль­ше объ­е­ма дру­го­го куба. Во сколь­ко раз пло­щадь по­верх­но­сти пер­во­го куба боль­ше пло­ща­ди по­верх­но­сти вто­ро­го куба?
    
    
    
    3. В сосуд, име­ю­щий форму пра­виль­ной тре­уголь­ной приз­мы, на­ли­ли 2300  см  воды и по­гру­зи­ли в воду де­таль. При этом уро­вень воды под­нял­ся с от­мет­ки 25 см до от­мет­ки 27 см. Най­ди­те объем де­та­ли. Ответ вы­ра­зи­те в   см.
    
    
    2 группа  «4»   (профильный уровень)
    
    1. Най­ди­те пло­щадь по­верх­но­сти пря­мой приз­мы, в ос­но­ва­нии ко­то­рой лежит ромб с диа­го­на­ля­ми, рав­ны­ми 6 и 8, и бо­ко­вым реб­ром, рав­ным 10.  (ответ:  248)
    
    
    
    
    2. Объём куба равен 12. Най­ди­те объём тре­уголь­ной приз­мы, от­се­ка­е­мой от куба плоско­стью, про­хо­дя­щей через се­ре­ди­ны двух рёбер, вы­хо­дя­щих из одной вер­ши­ны, и параллель­ной тре­тье­му ребру, вы­хо­дя­ще­му из этой же вер­ши­ны.(ответ: 1,5)
    
    
    
    
    3. Сто­ро­ны ос­но­ва­ния пра­виль­ной ше­сти­уголь­ной пи­ра­ми­ды равны 10, бо­ко­вые ребра равны 13. Най­ди­те пло­щадь бо­ко­вой по­верх­но­сти этой пи­ра­ми­ды.
    (ответ: 360)
    
    
    
    
    3группа  «5» (профильный уровень)
    Пра­виль­ные тре­уголь­ни­ки ABC и MBC лежат в пер­пен­ди­ку­ляр­ных плос­ко­стях, BC = 8. Точка P — се­ре­ди­на CM, а точка T делит от­ре­зок BM так, что BT : TM = 1 : 3. Вы­чис­ли­те объём пи­ра­ми­ды MPTA
    
    
    Ответ:  24
    
    
    I.  Cамостоятельная    работа.
    
    I 
    II
    1.Во сколь­ко раз уве­ли­чит­ся пло­щадь по­верх­но­сти куба, если его ребро уве­ли­чить в 5 раз?
    
    1.Объем од­но­го куба в 27 раз боль­ше объ­е­ма дру­го­го куба. Во сколь­ко раз пло­щадь по­верх­но­сти пер­во­го куба боль­ше пло­ща­ди по­верх­но­сти вто­ро­го куба?
    
    2.Най­ди­те пло­щадь по­верх­но­сти пря­мой приз­мы, в ос­но­ва­нии ко­то­рой лежит ромб с диа­го­на­ля­ми, рав­ны­ми 12 и 16, и бо­ко­вым реб­ром, рав­ным 20.  
    2.Объём куба равен 24. Най­ди­те объём тре­уголь­ной приз­мы, от­се­ка­е­мой от куба плоско­стью, про­хо­дя­щей через се­ре­ди­ны двух рёбер, вы­хо­дя­щих из одной вер­ши­ны, и параллель­ной тре­тье­му ребру, вы­хо­дя­ще­му из этой же вер­ши­ны.
    
    II.  Подведение итогов урока.
    Рефлексия:
    Наше занятие подходит концу. Подведем итог нашего занятия. Сегодня мы повторили теоретический материал по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей», разобрали основные методы решения задач по теме. При возникновении затруднений и вопросов повторите еще раз теоретический материал по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей»
     Пожалуйста, поделитесь с нами своими мыслями о сегодняшнем занятии (хотите одним предложением).
    Вам для этого помогут слова:
    -Я узнал…
    -Мне было интересно …
    - Мне было сложно …
    -Мне понравилось …
    
    Домашнее задание:   Глава III,  VII ,     ЕГЭ «4000 задач с ответами по математике, все задания, базовый и профильный уровни», Ященко И.В., Высоцкий И.Р., Забелин А.В.,     
      № 2738,2857,2867,2904
    
     

    Автор(ы):

    Скачать: Геометрия 11кл - урок 63 (Агафонова Т.А.).docx