Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Призма (Мацко Т.В.)

Текст урока

  • урок

     Название предмета: геометрия
    
    Класс : 11
    
    УМК (название учебника, автор, год издания):
     геометрия. 10-11 классы: учебник для общеобразоват. учреждений/ Л.С.Атанасян и др. – М.: Просвещение, 2013
    
    Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный) 
    Базовый
    
    Тема урока: призма
    
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы :10
    
    Место урока в системе уроков по теме :2
    
    Цель урока : 
    углубление, обобщение, систематизация, закрепление полученных знаний и навыков по теме призма
    
    Задачи урока 
    1.Развивать у учащихся умение пользоваться опорными знаниями, для получения новых знаний. 
    2. Развивать у учащихся мышление (умение выделять существенные признаки и делать обобщения). 
    3. Развивать у учащихся навыки творческого подхода к решению задач и навыки исследовательской работы над задачей.
    4.Систематизировать, обобщить, расширить знания  учащихся по теме призма.
    5.Содействовать развитию пространственного мышления, возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, решать возникающие разногласия). Развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать геометрические ситуации.
    6.Воспитывать такие качества личности, как познавательная активность, самостоятельность, упорство в достижении цели. Побуждать учеников к самоконтролю, взаимоконтролю, самоанализу своей деятельности.
    
    Планируемые результаты:
     Умеют решать задачи на доказательство и вычисления с применением свойств призмы и формул площади боковой и полной поверхности призмы.Демонстрируют знания понятий: призма, площадь поверхности призмы, обьем призмы. Умеют применять формулы площади поверхности, обьема призмы при решении задач.
    
    Техническое обеспечение урока:
    компьютер, ЦРО мультимедийный (интерактивный)  курс стереометрии для учащихся школ,  учебник по геометрии 10-11 класс Л.С Атанасян, таблицы с призмами, модели различных видов призм, карточки с самостоятельной работой
    
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы)
    1.Геометрия. 11 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни. / Ю.А. Глазков, И.И. Юдина, В.Ф. Бутузов – 4 изд. – М.: Просвещение, 2010.
    2. Поурочные разработки по геометрии: 11 класс / Сост. В.А.Яровенко. – М.: ВАКО, 2010. Книга предназначена для учителей, преподающих геометрию в 10—11 классах по учебнику авторов Л. С. Атанасяна, В. Ф. Бутузова, С. Б. Кадомцева, Л. С. Киселевой, Э. Г. Позняка.
    3. А.П. Ершова, В.В. Голобородько Самостоятельные и контрольные работы по геометрии для 11 кл. (разноуровневые дидактические материалы) / М.: Илекса, 2012.
    4.Министерство образования РФ. – Режим доступа:  www.informika.ru;  www.ed.gov.ru; www.edu.ru
    5.Тестирование online: 5-11 классы. – Режим доступа: www.kokch.kts.ru/cdo
    
    Содержание урока
    В зависимости от количества часов, отведенных учебным планом на данную тему, учитель может  дополнять каждый этап урока дополнительными заданиями для более глубокого повторения и закрепления темы « Призма»
    
    1. Фронтальная работа
    
    1.Призма  (определение)
    (Многогранник, который состоит из двух равных многоугольников, лежащих в параллельных плоскостях и всех отрезков, соединяющих вершины многоугольника)
    2.Параллелепипед (определение)
    (Призма, в основании которой лежит четырехугольник)
    3.Прямоугольный параллелепипед (определение)
    (Параллелепипед, в основании которого лежит прямоугольник)
    4.Прямая призма (определение)
    (Призма, боковые ребра которой перпендикулярны основанию)
    5.Диагональ призмы (определение) 
    (Отрезок, соединяющий две вершины, не лежащие в одной грани)
    6.Диагональ прямоугольного параллелепипеда 
    (Квадратный корень из суммы квадратов трех его линейных размеров )
    7.Высота призмы (Расстояние между двумя основаниями)
    8.Диагональное сечение (Сечение, проведенное через диагонали)
    9.Площадь боковой поверхности 
    (Сумма площадей боковых граней или произведение  периметра основания на высоту )
    10. Площадь полной поверхности
    (Сумма площади  боковой поверхности и площадей основания )
    11.Объем прямоугольного параллелепипеда
    (Произведение трех его линейных размеров V=abc) 
    12.Объем призмы. 
    (Произведение площади основания на высоту )
    
    Работа с карточкой ( истинны или ложны записи , сделанные на доске, ребята сдают листочки с ответами)
    
    1.Многогранник, составленный из двух равных многоугольников А1А2…Ап и В1В2…Вп  расположенных в параллельных плоскостях, и п параллелограммов, называется призмой.
    2.Боковые ребра призмы параллельны.
    3.Высота призмы равна её боковому ребру.
    4. Призма называется правильной, если ее основания правильные многоугольники
    5. Площадь поверхности призмы равна сумме площадей боковой поверхности и основания.
    6. Чтобы вычислить площадь боковой поверхности прямой призмы, достаточно знать высоту призмы и периметр ее основания.
     
    2.Решение текстовых задач.
    
    В этом блоке должны быть разобраны задачи,  которые помимо основных целей и задач, готовят выпускника средней школы к успешной сдачи ЕГЭ. И соответственно  учитель прибегает  к  ЦОР , ЭОР.
    
    Ссылки на ресурсы  и разобранные задачи:
    1.Найти объём призмы, площадь поверхности призмы, боковое ребро призмы… ссылка на презентацию
    http://www.myshared.ru/slide/809607/
    
    2. Задачи практического содержания..ссылка на презентацию
    http://www.myshared.ru/slide/618802/
    
    3. Задачи на построение сечения  призмы, ссылка на  презентацию
    http://www.myshared.ru/slide/351372/
    
    4. Открытый банк заданий Александр Ларин(задания номер 8 и 14)профильный уровень
    http://alexlarin.net/ege/matem/main.html
    
    5.Открытый банк заданий ФИПИ
    http://www.fipi.ru/
    
    3. Самостоятельная тестовая  работа  вариант(с проверкой)
    
    1. Высота прямоугольного параллелепипеда равна 13см. Ширина на 5см меньше длины. Найдите наименьшую из сторон основания, если объем параллелепипеда равен 1092см3.
    А.6см.   В.8см.   С.7см.  Д.11см.  Е. 9см
    2. В правильной четырехугольной призме площадь основания 144 см2, а высота 14см. Найдите диагональ призмы.
    А. 16см.  В. 18см.  С.22см.  Д.11см.  Е.19см
    3. В прямом параллелепипеде стороны основания 6м и 8м образуют угол 300; боковое ребро равно 5м. Найдите полную поверхность параллелепипеда.
    А.192см2.  В.108см2. С.310см2.Д.924см2.Е.188см2.
    2 вариант
    1. Высота прямоугольного параллелепипеда равна 16см. Ширина на 6см меньше длины. Найдите большую сторону параллелепипеда, если объем равен 880см3.
    А.10см. В.13см. С.12см. Д.11см Е.15см.
    2. В прямой треугольной призме все ребра равны. Боковая поверхность равна 12м2. Найдите высоту.
    А. 6м. В. 2м. С.3м. Д.4м. Е.5м.
    3. Определите объем прямой призмы, в основании которой треугольник со сторонами 13см. 14см. 15см. Площадь боковой поверхности призмы равна 462см2.
     А.960см3.  В.1088см3. С.1044см3.Д.924см3.Е.988см3.
    
    Проверка:
    1. С (7см); 2. С (22см); 3. Е. (188 см2)                1. Д.(11см).   2. С (3см). Д. (924см3).
    
    4. Итоги урока. 
    5.Домашнее задание
    
     

    Автор(ы):

    Скачать: Геометрия 11кл - урок.docx