Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Решение задач на тему: "Параллельный перенос. Поворот" (Жакупова Г. Е.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: геометрия
    Класс:  9
    УМК (название учебника, автор, год издания): Геометрия, 7-9: учебник для общеобразовательных учреждений/ (Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.) – 18-е изд.- М.: Просвещение, 2012 г.
    Уровень обучения базовый
     Тема урока: Решение задач на тему: Параллельный перенос. Поворот.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1
    Место урока в системе уроков по теме: 4  урок   в системе уроков по теме: Движения.
    Цель урока:  актуализация понятия движения, обобщение видов движения: поворот и параллельный перенос 
    Задачи урока: 	
    Образовательная: закрепить знания по теме, учиться выполнять параллельный перенос, поворот  и применять его при решении задач.
    Развивающая:  - формирование познавательной самостоятельности учащихся, развитие памяти, математической речи, любознательности.                                              
    Воспитательная: - воспитание внимания, самоконтроля, интереса к предмету.
    Планируемые результаты:  применять знания при решении задач.
    Техническое обеспечение урока: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку в формате PowerPoint.
    
    Содержание урока:
    I. Организационный момент.  Проверка готовности класса к уроку.
    Учитель. Сегодня мы повторим виды движений, их свойства при решении задач.  
    Французский писатель 19 века Анатоль Франс однажды заметил:
    «Учиться можно только весело. Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом». Сегодня мы последуем совету писателя и будем с желанием поглощать знания, которые пригодятся нам в будущем.
    II. Актуализация знаний. Фронтальный опрос. 
    Давайте повторим всё, что мы узнали о движении.
    Дайте определение движения.- 
    -Движение – отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние.
    Назовите свойства движения.
    -При движении:
     отрезок отображается на равный ему отрезок
     треугольник отображается на равный ему треугольник
     угол отображается на равный ему угол
    луч отображается на луч
    прямая отображается на прямую
     любая фигура отображается на равную ей фигуру
    Что называется параллельным переносом?
    Преобразование, при котором каждая точка фигуры перемещается в одном и том же направлении на одно и то же расстояние, называется параллельным переносом.
    Что называется поворотом?
    Поворотом плоскости вокруг точки О на угол α называется отображение плоскости на себя, при котором каждая точка М отображается в такую точку М1, что ОМ = ОМ1 и угол МОМ1 равен  α.
    III.  Решение задач.
    
    
    
     
    
    
    
    
    IV. Самостоятельная работа.
    Вариант  I
    1. В трапеции ABCD боковые стороны АВ и CD равны. а) Постройте отрезок СА1 на который отображается сторона АВ при параллельном переносе на вектор ВС. б) Найдите площадь треугольника A1CD, если АD = 10 см, ВС = 4 см, АВ = 6 см. 
    2. Докажите, что правильный шестиугольник при повороте на 60° вокруг своего центра отображается на себя.
    
    
    
    Вариант  II
    1. Точка М – середина стороны АС треугольника ABC. а) Постройте отрезок МВ1 на который отображается сторона АВ при параллельном переносе на вектор AM. б) Найдите периметр треугольника MDC, где D – точка пересечения отрезков ВС и МВ1, если периметр треугольника ABC равен 12 м. 
    2. Докажите, что правильный пятиугольник при повороте на 72° вокруг своего центра отображается на себя.
    
    Сдаем листочки с самостоятельной работой.
    V. Практическая работа
     (Творческая работа в группах по 4 человека в течение 10 минут под звуки классической музыки, на экране картины художника).  (Слайд 11) На экране вы видите орнамент «Бабочки» голландского художника Мориса Эшера, для создания которого используются повороты, параллельные переносы и центральная симметрия. А теперь я предлагаю вам посмотреть, на другие  картины этого художника. Он создавал свои работы, используя различные виды движений. (Слайд 12)     Ребята, а теперь и мы с вами вдохновленные видами движений, картинами Эшера, попробуем создать свой орнамент, взяв за основу любую геометрическую фигуру. Использовать можно любой вид движения.
          По истечению времени рассматриваются работы с комментарием учащихся об использованных видах симметрии. Всем ученикам выставляются оценки.
    Я предлагаю создать свой орнамент, взяв за основу любую геометрическую фигуру и использовать любой вид движения.    	
    VI. Домашнее задание
    Решим № 1162, 1163(а), 1164
    VII.Рефлексия.
                    Что  сегодня нового было  на уроке?
                                  Что было самым трудным для тебя на уроке?
                                  Что  тебе  удалось  на  уроке?
                                  Над  чем  ещё  нужно  поработать?
    
    VIII. Итог урока.
    Какое отображение плоскости называется параллельным переносом? поворотом?
    Приведите примеры из жизни, где вы встречались с параллельным переносом, поворотом.
    Оценивание учащихся.	
    	
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Жакупова Г. Е.

    Скачать: Геометрия 9кл - Конспект.doc

Презентация к уроку