Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

6 урок Расовый и этнический состав населения. Практическая работа №4 (Халиков М.К.)

Текст урока

  • Конспект

     Халиков Марсель Камильевич, учитель географии,
    МБОУ «Старокутлумбетьевская средняя общеобразовательная
    школа», МО Матвеевский район.
    
    Название предмета: География
    Класс:10 класс
    УМК: География 10-11 класс, часть 1, Е. М Домогацких, Н.И Алексеевский, 2009 г.
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Расовый и этнический состав населения.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 ч.
    Место урока в системе уроков по теме: 3 урок в разделе «География населения мира»
    Цель урока: Создать условия для продолжения формирования у учащихся знаний о населении мира. Ввести понятия: «раса», «этнос». Познакомить учащихся с расовым и национальным составом населения мира.
    Задачи урока:
    Обучающая: Помочь учащимся понять особенности этнических процессов, различия между основными расами, переходными и смешанными расовыми группами, виды государств по особенностям национального состава.
    Развивающая: Продолжать развивать навыки работы с текстовыми и картографическими источниками информации, навыки логического мышления на основе выявления причинно-следственных связей.
    Воспитательная: Воспитывать взаимоуважение, организованность, аккуратность, умение выслушивать мнение другого человека, уважение к человеческому обществу.
    Техническое обеспечение урока: Учебник «География 10-11 класс, часть 1, Е. М Домогацких, Н.И Алексеевский», атлас 10 класса, проектор, интерактивная доска, карта мира, контурные карты мира.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: презентация на тему « Расовый и этнический состав мира»
    
    Содержание урока: 
    1.Организационный момент
     Приветствие учителя учащимися, проверка отсутствующих на занятии, проверка готовности к уроку
    2.Актуализация опорных знаний:
          1. Фронтальный опрос
    - Каковы особенности половозрастной структуры населения?
    - Какова возрастная структура населения мира?
    - Каковы типы возрастной структуры населения?
    - Почему в различных регионах формируются различные типы возрастной структуры населения?
    - Что вы можете сказать о соотношении мужчин и женщин?
    - Почему соотношение мужчин и женщин в разных возрастных группах различно.
          2.Работа с разноуровневыми карточками: 
    1 карточка: по данной половозрастной пирамиде определить к какому типу стран по экономическому развитию относится данная диаграмма, объяснить почему.
    2 карточка: Дать определение, что такое половозрастной состав, из каких возрастных групп состоит.Трудовые ресурсы.
    3.Целеполагание.
    Тема нашего урока сегодня «Расовый и этнический состав мира». Итак, как вы думаете, какова цель сегодняшнего занятия? (общие выводы учащихся). Интересно, какую цель на сегодняшнем занятии ставит каждый из вас. Учитель спрашивает несколько учеников на выбор.
    4.Изучение нового материала
         1. Слово учителя с элементами беседы
    Посмотрите на слайд №2, здесь дано определение, что такое Раса..
    Расы –  большие группы людей, объединенные общностью происхождения и рядом внешних признаков (цвет кожи, форма черепа, черты лица, рост, характер волосяного покрова …), возникших из-за окружающих условий.
    Какие расы вам известны? Слайд №3 .Типы рас, ученики в виде схемы записывают. 
    Но основные типы рас, длятся на группы. Ребята, продолжаем свои схемы, посмотрите на слайд №4. Давайте, откроем атласы и приведем примеры для каждой ветви (отвечают дети). 
    Европеоидная (северная ветвь – французы, немцы, англичане, русские; южная ветвь – арабы, греки) 43%
    Монголоидная (азиатская ветвь – китайцы, казахи, японцы, татары; американская ветвь - индейцы) 37%
    Негроидная (африканская ветвь – бушмены; океаническая ветвь -австралийцы) 8%
    Обратите внимание на карту (Слайд №5). Распространение и расселения различных рас по планете. Давайте определим территорию распространения каждой расы. (Отвечают ученики).
    На слайде № 6 показаны характерные особенности рас. Как вы думаете, отчего зависят внешние данные каждой из них? (объясните).
    Когда смешиваются различные типы рас, образуются переходные формы. (Слайд №7).
    Ребята, что такое этнос? Этнос (народ) - исторически сложившееся сообщество людей, обладающих единым национальным сознанием, объединённых на основе единого языка, территории, характера хозяйства и культуры. Обратите внимание, что главным критерием является наличие единого языка и самосознания (принадлежность к данному этносу). (Слайд№ 8). Какие этносы вы знаете? ( татары, казахи, русские, узбеки) 
    На слайде №9 приведены 8 крупнейших этносов мира, почему на 1 месте стоят китайцы? (объясняют дети).
    В зависимости от количества различных народов, проживающих на территории одной страны, выделяют Типы стран по национальному составу:
    1.Однонациональные (основной этнос более 90%)
         Япония, Дания, Швеция, Польша …
    2.  Двунациональные
         Канада, Бельгия     
         3.Многонациональные
         Индия, США, Россия, Нигерия, Индонезия …(Слайд №10)
    5.Закрепление изученного материала
          1.Практическая работа № 4 «Подбор примеров стран однонациональных и многонациональных» (обучающая).
    Откройте, атласы карта «Народы и религии мира», посмотрев на карту, определите какие страны относятся к однонациональным, а какие к многонациональным.
    Запишите в тетради по 5 стран-примеров, имеющих много- и однонациональный состав. ( несколько учащихся показывают на карте страны).
          2.Работа в группах 
    1 группа: 
    1. Как повлияла природная среда на появление расовых признаков?
    2.Укажите государства, в которых произошли события, связанные с национальными конфликтами.
    3.Как можно объяснить тесную связь государственных и национальных проблем?
    2 группа: 
    1.Существует ли национальная проблема в нашем государстве?
    2.Существуют ли национальные проблемы в граничащих с Казахстаном государствах? Почему этот вопрос важный?
    6.Рефлексия. 
    1. «Синквейн» к теме «Государство».
    2.Оценить свой вклад в достижении цели урока. Дополните предложение: «Сегодня на уроке я понял, но не могу применить. Понял, могу применить, но объяснить другому не могу. Понял, могу применить и объяснить».
    7. Домашнее задание. 
    1. Параграф 5 и 6 (до 51 страницы), на контурных картах мира отметить по несколько  стран однонациональных, многонациональных, двунациональных. 
    2.Творческое задание: «На основе средств массовой информации приведите примеры национальных конфликтов в современном мире. Что лежит в их основе и как их можно разрешить?»
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Халиков М. К.

    Скачать: География 10кл - Конспект.docx

Презентация к уроку