Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

7 урок Религиозный состав населения. Практическая работа №5 (Халиков М.К.)

Текст урока

  • Конспект

     Халиков Марсель Камильевич, учитель географии,
    МБОУ «Старокутлумбетьевская средняя общеобразовательная
    школа», МО Матвеевский район
    Название предмета:География
    Класс:10 класс
    УМК: География 10-11 класс, часть 1, Е. М Домогацких, Н.И Алексеевский, 2009 г.
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Религиозный состав населения. 
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 ч.
    Место урока в системе уроков по теме: 4 урок в разделе «География населения мира»
    Цель урока: Создать условия для продолжения формирования у учащихся знаний о населении мира. Ввести понятия: «религия», «религиозный конфликт». Познакомить учащихся с религиозным составом мира, определить распространение мировых религий.
    Задачи урока:
    Обучающая: Помочь учащимся понять особенности религиозных процессов, различия между основными религиями, помочь узнать историю мировых религий и понять, что такое религиозный конфликт, выяснить причину их возникновения.
    Развивающая: Продолжать развивать навыки работы с текстовыми и картографическими источниками информации, навыки логического мышления на основе выявления причинно-следственных связей.
    Воспитательная: Воспитывать взаимоуважение, организованность, аккуратность, умение выслушивать мнение другого человека, уважение к человеческому обществу
       Методическое обеспечение урока: Учебник «География 10-11 класс, часть 1, Е. М Домогацких, Н.И Алексеевский», атлас 10 класса, проектор, интерактивная доска, карта мира, контурные карты мира.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: презентация на тему « Расовый и этнический состав мира»
    
    Содержание урока: 
    1.Организационный момент.
    Приветствие учителя учащимися, проверка отсутствующих на занятии, проверка готовности к уроку.
    2.Актуализация опорных знаний
         1.Фронтальный опрос:
    Каковы особенности половозрастной структуры населения?
    - Какова возрастная структура населения мира?
    - Каковы типы возрастной структуры населения?
    - Почему в различных регионах формируются различные типы возрастной структуры населения?
    - Почему соотношение мужчин и женщин в разных возрастных группах различно.
         2. Выполнение разноуровневых карточек:
    1 карточка: Запишите, что такое раса. В виде схемы обозначьте различные типы рас, укажите ветви, на которые они делятся (для каждой ветви приведите пример народа, относящейся к данной расе).
    2 карточка: На контурной карте различными цветами обозначьте основные типы рас. Для каждой расы, приведите пример народа, относящегося к данной расе.
    3 карточка: Запишите, что такое этнос. Укажите основные причины, определяющие (характеризующие) этнос. Приведите 5 пример самых крупных этносов мира.
    3. Целеполагание
    Ребята, тема нашего урока сегодня « Религиозный состав населения».
    Итак, как вы думаете, какова цель сегодняшнего занятия? (общие выводы учащихся). Интересно, какую цель на сегодняшнем занятии ставит каждый из вас. Учитель спрашивает несколько учеников на выбор. (примерные ответы: хочу больше узнать о современных мировых религиях; мне интересно узнать про религию мусульман, их направления, обычаи, праздники; пригодится для изучения других тем;; пригодится для сдачи егэ и т.д).
    4.Изучение нового материала
           1. Беседа
    Что же такое религия?
     Вспомните и назовите мировые религии. 
    Дайте их краткую характеристику. 
           2. Работа с картой
    основные религии включают в себя: 
    1.Христианство – 1,9 млрд. чел – Европа, Америка, Австралия.
    Какие направления имеет христианство?
    А) Католики – 800 млн. чел. – Южная Европа: Франция, Испания, Португалия, Австралия. Латинская Америка, США.
    Б) Протестанты – 350 млн. чел. – Северная Европа (Швеция, Норвегия, Финляндия, Великобритания, Германия), часть Австралии, Новая Зеландия, ЮАР, США.
    В) Православные – 100 млн. чел. – Восточная Европа (Россия, Украина, Белоруссия, Молдова, Грузия, Югославия, Румыния, Греция).
    2. Мусульманство (ислам) – 1 млрд. чел. – Азия (Ю-З), Африка.
    Какие направления имеет мусульманство?
    Казахстан, Узбекистан, Афганистан, Пакистан, Малайзия, Индонезия, Нигерия. Египет.
    А) Шииты (Ирак, Иран).
    Б)Сунниты (все остальные странны, приверженцы Ислама).
    Ребята, а как вы думаете, чем сунниты отличаются от шиитов? (отвечаю ученики).
    3.Буддизм. – 350 млн. чел. – Центральная, Ю-В, Восточная Азия: Китай, Монголия, Мьянма, Таиланд, Вьетнам.
         3. Работа с учебником
    Пользуясь, учебником страница 52-54, давайте заполним следующую таблицу 
    №
    п/п
    Название 
    религии
    Где 
    возникла
    Сколько исповедуют
    (в млн. чел.)
    В каких странах
    исповедуют
    Какие народы
    исповедуют в России
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Помимо основных религий есть ещё и традиционные, как вы думаете, что это за религии? Давайте, обозначим у себя в тетрадках, национальная религия – это религия, приверженцы которой относят себя к одной национальности (этносу).
    Какие вы национальные религии знаете? (ответ учеников). Запишите себе в тетради, самые крупные национальные религии: 
    1. Индуизм – 750 млн. чел. – Индия, Шри-Ланка, Непал.
    2. Конфуцианство – 370 млн. чел. – Китай.
    3. Синтоизм – 92 млн. чел. – Япония.
    4. Иудаизм -18 млн. чел. – Израиль.
    Ребята, кто-нибудь знает национальную религию Китая? (конфуцианство).
          4. Работа с атласами
    Рассмотрите примеры современных национальных конфликтов в атласе на странице «Карта религий мира»  и посмотрите территории, где они чаще всего происходят. 
    А) Босния и Герцеговина (католики хорваты и мусульмане боснийцы против православных сербов)
    Б) Северная Ирландия (протестанты ольстерцы против католиков ирландцев).
    В) Палестина (иудаисты евреи против мусульман палестинцев)
    Г) Кашмир (народы сев. Индии – индуисты против мусульман Кашмира).
    Д) Северная Шри-Ланка (индуисты тамилы против буддистов сингалов).
    Е) Квебек (Канада) протестанты англоканадцы против католиков франкоканадцев.
    -Вопрос учащимся: Является ли религиозная неоднородность непременной причиной конфликтов или вполне реально мирное сосуществование граждан разного вероисповедания?
    5.Закрепление изученного материала
            1.Практическая работа №5 «Сравнительный анализ карт народов и мировых религий (обучающая).
    Заполните таблицу, используя учебник и атласы, карта «Народы и религии мира»
    Линии сравнения 
    
    
    
    1. Этимология
    
    
    
    
    2. Время и место зарождения
    
    
    
    3. Территория на которой проживают исповедующие религию
    
    
    
    4. Народы, которые исповедуют данную религию
    
    
    
    
    Но, ребята, как и между различными национальностями, возникают конфликты, так и между представителями различных религий тоже возникают конфликты. Кто-нибудь знает пример таких конфликтов? 
          2. Работа с карточками
    По данной характеристике определите страну:
    1. 1. Большая численность населения, причем большая часть населения проживает в ее западных регионах. Для населения характерен отрицательный прирост, многонациональный и многорелигиозный состав. Столица ее – многофункциональный город. (Россия).
    1. 2. Какие из указанных народов исповедует одну из нескольких мировых религий?
    а) евреи 
    б) французы 
    в) хиндустанцы 
    г) китайцы 
    д) арабы.
    (б,д)
    1. 3. Приведите в соответствие страны и господствующие в них религии:
    1. Греция
    2. Египет
    3. Мексика
    4. Таиланд
    а) буддизм 
    б) ислам 
    в) католицизм 
    г) православие. (1г 2б 3в 4а)
    6. Рефлексия. 
    1.Упражнение: «Логическая цепочка»
    Ребята, составьте логическую цепочку из 5-7 звеньев в хронологическом порядке, чтобы смысл данной темы был понятен, а ход изучения не менялся. Каждое звено можно обозначить словом или рисунком. (Религия – христианство – мусульманство – буддизм – национальные религии – конфликты)
    2.Дополните предложение
    Сегодня на уроке я понял, но не могу применить. 
    Понял, могу применить, но объяснить другому не могу. 
    Понял, могу применить и объяснить.
    
    7.Домашнее задание: 
     1.Параграф 6 (со стр. 51 по 56).На контурных картах (раздаются учителем) нанести основные и традиционные мировые религии, пользуясь атласом, карта мировых религий.
    2.В Японии проживает 125 млн. жителей, а приверженцев религий насчитывается 230 млн. жителей. Ответьте, как такое может быть? Ответ запишите.
    3.Творческое задание: Подготовить доклад на тему современные религиозные конфликты.
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Халиков М. К.

    Скачать: География 10кл - Конспект.docx