Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

18 урок Другие виды природных ресурсов (Ракипова Р.Ф.)

Текст урока

  • Конспект

     РакиповаРушания Фасиховна, учитель географии
    МБОУ «Староашировская средняя общеобразовательная школа
     имени Героя Советского Союза ШамкаеваАкрамаБеляевича» 
    МО Матвеевский район
    Конспект урока 
    Предмет: география
    10 класс
    УМК: «География. 10 класс» Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: «Другие виды природных ресурсов» 
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы  - 1 час
    Место урока в системе уроков по теме:  урокизучения нового материала и первичного закрепления
    Цели урока:датьпредставление о видах и масштабах использования других видов природных ресурсов, научить выявлять причинно-следственные связи географии их размещения и использования, научить находить пути решения сложившихся с их использованием проблем, самостоятельно отбирать необходимую информацию, учиться работать в группах, выполнять проектные задания.
    Задачи урока: 
    Обобщение и закрепление материала;
    Формирование и совершенствование навыков индивидуальной и групповой учебной деятельности;
    Совершенствование навыков работы с графическим представлением тематической информации;
    Формирование навыков выполнения универсальных учебных действий.
    Техническое обеспечение урока: электронное обеспечение кабинета.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение:
    *География: Экономическая и социальная география мира.
    Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.
    Авторы Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский.
    *Атлас по географии школьника.
    *Настенные карты:
    «Геотермальные районы планеты», «Политическая карта мира».
    *План-схема темы.
    *Карточки с заданиями.
    * Лист самоконтроля.
    * Электронные презентации мини-проектов
    школьников.
    * Выставка дополнительной литературы.
    
    Содержание урока:
    Этапы урока
    Деятельность учителя
    Деятельность учеников
    Орг. момент
    Приветствие учащихся.
    Создание позитивного эмоционального настроя
    для работы на уроке.
    
    Настраиваются на творческую работу, готовят рабочие места.
    
    Проверка дом. задания 
    Беседа.
    Взаимопроверка по подготовленным учащимися вопросам.
    Отвечают на вопросы, комментируют и дополняют ответы друг друга.
    Актуализация
    Работа с карточками по парам (Приложение 1)
    Открывают карточки, дают ответ. Дополняют и уточняют ответы одноклассников.
    Целеполагание и мотивация
    
    Самостоятельная работа
    по формулированию:
    1) темы урока, используя план- схему темы «Другие виды природных ресурсов» (Приложение 2)
    2) целей урока на основе листа-самоконтроля и плана-схемы темы урока (Приложение 3)
    Анализирует ответы учащихся, формулирует тему и цели урока.
    Обращает внимание на значимость позитивных результатов каждого ученика.
    Анализируют план-схему темы, лист-самоконтроля, самостоятельно формулируют тему и цели урока, озвучивают результат, после обсуждения с учителем записывают в тетрадь.
    
    Изучение нового
    материала
    
    1.Вступление: Вы знаете, что природные ресурсы играют огромную роль в жизни человека, т.к. без них невозможно создание всех благ, поэтому они выполняют связующую роль между природой и обществом. 
    Но есть такие природные ресурсы, которые невозможно израсходовать. Об этих ресурсах и пойдет сегодня речь на уроке.
    2. Беседа 
    Существуют традиционные и нетрадиционные (альтернативные) источники энергии. Что относится к традиционным источникам энергии? (топливные ресурсы, энергия воды и атомная энергия)
    - Почему они относятся к традиционным? (давно используются человеком)
    - какие источники энергии относятся к нетрадиционным? Перечислите их. (энергия Солнца, ветра, тепло Земли, приливная энергия)
    - почему их называют нетрадиционными или альтернативными?
    (недостаточно изучены, могут быть использованы, когда будут исчерпаны традиционные источники энергии)
    Все традиционные электростанции вырабатывают более 99% от всей мировой энергии, альтернативные электростанции – менее 1%. Давайте познакомимся с альтернативными источниками энергии, определим факторы, влияющие на их размещение, узнаем в каких странах они развиты. Послушаем сообщения, запишем в тетрадь определения и страны, в которых данный вид электростанций развит. 
    
    2.Индивидуальное опережающее задание по темам (выступления с презентацией):
    Проблема 1: СЭС
    Проблема 2: ГеоЭС
    Проблема 3: ВЭС
    Проблема 4:  ПЭС
    3.Заполнение таблицы (Приложение 4)
    Вывод:
    Отрасль альтернативной энергетики находится на этапе становления и является очень перспективной, поскольку снижает зависимость человека от исчерпаемых источников минерального топлива.
    
    4. Работа в тетрадях (запись необходимых новых понятий: альтернативные источники энергии, традиционные источники энергии, рекреация, рекреационные ресурсы, природно-рекреационные ресурсы, культурно-исторические достопримечательности, антропогенные ресурсы).
    
    5.Обобщение: И так мы выяснили, что есть такие источники энергии, которые помогли бы миру не исчерпать полностью запасы Земли. Но также есть необычный вид ресурсов, который помогает самому человеку восстановить свой запас здоровья и энергии. Они называются рекреационными ресурсами.
    Как вы понимаете, что значит рекреационные ресурсы мира? (рекреационные ресурсы – это природные и антропогенные объекты, которые обладают такими свойствами, как уникальность, историческая или художественная ценность, оздоровительная значимость).
    В последние десятилетия значение этих ресурсов возросло. Это связано с тем, что человек перестал трудиться ради выживания, а начал думать об отдыхе, где определенное место заняли путешествия. Этот вид отдыха стал именоваться туризмом. Туристы есть везде, возник даже «туристический бум». Видов рекреационных ресурсов много. Их можно объединить в две группы: естественные и искусственные.
    Учащиеся отвечают на вопросы учителя, ведут беседу; отчитываются по результатам информационных мини-проектов, представляя вниманию класса электронные презентации.
    Учащиеся отбирают нужную информацию, заполняют таблицу, формулируют вывод; записывают в тетрадь новые понятия.
    
    Первичное закрепление и применение
    
    1. Работа со схемой (Приложение 5).
    2. Работа с атласом и контурными картами (необходимо отметить геотермальные районы планеты).
    3.Групповое творческое задание (предлагается выбрать на столе учителя вид рекреационных ресурсов, из заранее заготовленных формулировок и картинок изготовить рекламный проспект). На выполнение задания 7-10 мин.
    Самозащита рекламных работ и оформление в папку.
    
    Учащиеся приводят примеры рекреационных ресурсов, дополняет схему примерами.
    Класс заполняет контурную карту.
    Группы обучающихся изготавливают рекламные проспекты к определенным рекреационным ресурсам, защищают свои работы перед классом, оформляют их в папку.
    Рефлексия
    
    Заполнение анкеты «Самоанализ» (Приложение 6)
    Предлагает группе учеников озвучить результаты их работы, если есть необходимость, корректирует, дополняет вместе с классом свои мнения (Приложение 7).
    Подводит общий итог урока.
    
    Ученики определяют результативность своей работы на уроке,  высказывают по желанию свои мнения.
    
    Домашнее задание
    
    Параграф 18 учебника. Составить тест из 6 вопросов для взаимопроверки. Предлагает индивидуальное творческое задание (по желанию) – подготовить презентацию рекреационных ресурсов какой-либо страны от лица туроператора.
    
    Записывают дом. зад. в дневник. Изъявляют желание выполнять индивидуальное задание.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Ракипова Р. Ф.

    Скачать: География 10кл - Конспект.docx

Задания к уроку