Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

19 урок Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы (Ракипова Р.Ф.)

Текст урока

  • Конспект

     РакиповаРушанияФасиховна, учитель географии
    МБОУ «Староашировская средняя общеобразовательная школа
     имени Героя Советского Союза ШамкаеваАкрамаБеляевича» 
    МО Матвеевский район
    Конспект урока 
    Предмет: география
    10 класс
    УМК: «География. 10 класс» Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: «Загрязнение окружающей среды и пути решения экологических проблем» 
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы  - 1 час
    Место урока в системе уроков по теме:  урокизучения нового материала и первичного закрепления
    Цели урока:датьпредставление о видах и масштабах загрязнения окружающей среды и путях решения экологических проблем, научить выявлять причинно-следственные связи географии размещения экологических проблем, научить давать оценку влияния хозяйственнойдеятельности человека на планету в целом, формировать умение находить пути решения сложившихся проблем, умение самостоятельно отбирать необходимую информацию, научить работать в группах и выполнять проектные задания.
    Задачи урока:
    Обобщение и закрепление материала;
    Формирование и совершенствование навыков индивидуальной и групповой учебной деятельности;
    Совершенствование навыков работы с графическим представлением тематической информации;
    Формирование навыков выполнения универсальных учебных действий.
    Техническое обеспечение: электронное обеспечение кабинета.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение:
    *География: Экономическая и социальная география мира.
    Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.
    Авторы Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский.
    *Атлас по географии школьника.
    *Настенные карты:
    «Глобальные экологические проблемы», «Политическая карта мира».
    *План-схема темы.
    * Лист самоконтроля.
    *Листы  - таблички «фишбоун».
    * Электронные презентации мини-проектов
    школьников.
    * Выставка дополнительной литературы.
    
    Ход урока:
    Этапы урока
    Деятельность учителя
    Деятельность учеников
    Орг. момент
    Приветствует учащихся.
    Создает позитивный эмоциональный настрой
    для работы на уроке.
    Настраиваются на творческую работу, готовят рабочие места.
    
    Проверка дом. задания
    Опрос.
    Тестирование (тестирование проводится по подготовленным учениками тестам).
    Выступления учащихся с презентацией рекреационных ресурсов.
    Отвечают на вопросы, выполняют тест, выступают с презентациями.
    Актуализация
    Работа с карточками (Приложение 1).
    Открывают карточки. Если есть вопрос, дают ответ. Дополняют и уточняют ответы одноклассников.
    Целеполагание и мотивация
    
    Самостоятельнаяработа
    по формулированию:
    1) темы урока, используя план-схему темы «Загрязнение окружающей среды» (Приложение 2)
    2) целей урока на основе листа-самоконтроля  (Приложение 3)
    Запись в тетрадь темы и целей урока. 
    Обращает внимание на значимость позитивных результатов каждого ученика.
    
    Анализируют план-схему темы, лист самоконтроля, самостоятельно формулируют тему и цели урока, озвучивают результат, после обсуждения с учителем записывают в тетрадь.
    
    Изучение нового
    материала
    
    1.Вступление
    Проблема загрязнения среды обитания считается более серьезной, чем проблема истощения природных ресурсов. Она угрожает существованию человека как биологического вида. При отсутствии эффективных мер для ее решения жизнь на Земле может стать просто невозможной.
    2. Работа в группах. Поиск информации по учебнику по одной из предложенных проблем.
    Проблема 1: загрязнение литосферы и пути решения проблемы
    Проблема 2: загрязнение гидросферы и пути решения проблемы
    Проблема 3: загрязнение атмосферы и пути решения проблемы
    3. Работа в тетрадях (запись необходимых новых понятий: загрязнение окружающей среды, бедленды, кислотный дождь, парниковый эффект, разрушение озонового экрана, экстенсивный путь, интенсивный путь).
    4. Пояснение приема отбора и структурирования материала урока всем учащимся по следующим темам
    (в голове рыбьего скелета размещать проблему (тип загрязнения), на верхних костях рыбы  - последствия загрязнения, на нижних  костях – экстенсивный и интенсивный способы очистки загрязнения, в хвосте расположить вывод – какой путь очистки эффективнее и почему).
    5. Заполнение схемы «фишбоун» (Приложение 4). 	
    6.Обобщение: И так мы выяснили, наша планета - это действительно кладовая богатств. В наше время экономика освоения природных ресурсов понимается более широко. Она включает не только их использование, но и заботу об их охране и восстановлении. Планета способна отдавать свои богатства, но и люди должны рационально их использовать. При таком подходе человек сможет избавить себя от многих проблем.
    Учащиеся отбирают нужную информацию из учебника, заполняют таблицы«фишбоун», представляют вниманию класса результаты работы.
    Учащиеся заполняют схемы по оставшимся двум проблемам,  отбирая нужную информацию из выступлений одноклассников.
    Первичное закрепление и применение
    
    1.Беседа по основному содержанию блоков учебной информации. 
    2. Анализ рисунка в учебнике «Нефтяная пленка в акватории Мирового океана».
    3. Заполнение контурной карты (указать загрязнение нефтью Мирового океана).
    4. Сравнительная характеристика загрязнения литосферы и гидросферы, заполнение таблицы «Различия загрязнения литосферы и гидросферы» (Приложение 5).
    Весь класс участвует в беседе по выявленным проблемам, корректируют и дополняют ответы друг друга, анализируют рисунок, заполняют контурную карту, сравнивают два разных виды загрязнения.
    Рефлексия
    
    Заполнение схемы «3+1» (учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке (Приложение 6)). 
    Подводит общий итог урока.
    
    Учащиеся анализируют  результативность своей работы, высказывают по желанию свои мнения.
    
    Домашнее задание
    
    Параграфы 19-20 учебника. Составить 2 вопроса для взаимопроверки. Предлагает индивидуальное творческое задание (по желанию): написать эссе на тему «Как я представляю себе рациональное природопользование?»
    
    Записывают дом. задание в дневник. Изъявляют желание выполнять индивидуальное задание.
    
    
     

    Автор(ы): Ракипова Р. Ф.

    Скачать: География 10кл - Конспект.docx

Задания к уроку