Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

11. Хозяйство Китая: достижения и проблемы. (Отюцкая Е. А.)

Текст урока

  • Конспект

     ФИО, должность, место работы: Отюцкая Екатерина Александровна, учитель географии,  г. Орск, МОАУ «СОШ №8 г. Орска им. А.К. Коровкина»
    Название предмета: география
    Класс: 11
    УМК: Экономическая и социальная география мира: учебник для образовательных учреждений/В.П. Максаковский. – М.: Просвещение, 2006
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Хозяйство Китая: достижения и проблемы.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1
    Место урока в системе уроков по теме: 5
    Цель урока: 	охарактеризовать особенности развития экономики Китая, оценить достижения и проблемы.
    Задачи урока: 1) выявить специфические черты развития промышленности и сельского хозяйства Китая; 
    2) сформировать представление о роли Китая в истории мировой цивилизации и экономики; 
    3) рассмотреть факторы и причины, определяющие важнейшие экономико-географические особенности Китая; 
    4) развивать умение анализировать информацию, выделять главное, представлять в виде опорного конспекта;
    5) воспитывать ответственное отношение к интеллектуальному труду, удовлетворение от выполненного задания, уважительное отношение к народам других стран.
    Планируемые результаты: знать географическую специфику Китая; уметь составлять комплексную географическую характеристику стран.
    Техническое обеспечение урока: компьютер, экран, проектор
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: настенные карты:  «Политическая карта Зарубежной Азии», «Китай».
    Тип урока: изучение нового материала
    Содержание урока:
    
    1. Организационный момент. Вступительное слово.
    
     Китайское «экономическое чудо» последовавшее за германским, японским и «четырех малых драконов» оказалось самым грандиозным и по масштабам - оно затронуло четверть человечества, — и по радикальности перемен. Современная китайская экономика пугает весь свет темпами своего роста. То и дело звучат прогнозы: через 10 лет Поднебесная догонит и перегонит Америку, через 20 – станет безусловным мировым лидером, через 30 – всем нам придется учить китайский язык! Попробуем разобраться в специфике «экономического чуда». Оценить его достижения, а также выяснить какой ценой достаются КНР ее блестящие успехи.
    Тема урока: Экономика КИТАЯ: достижения и проблемы.
    
    2. Изучение нового материала
    
    1. Какие факторы, влияют на развитие хозяйства? (ЭГП, природные и трудовые ресурсы).
    
    2. Общие сведения о стране:
    Площадь - 9561 тыс. км2 (3 место) 
    Численность населения-1394 млн. человек (1 место) (по состоянию на 2014 г)
    Столица - Пекин 
    Знакомство с текстом учебника: стр. 235 п.1. (Состав территории, форма административно-территориального деления и правления)
    
    3. Население Китая.
    Население Китая: демографические особенности; национальный и религиозный состав; язык и письменность.
    “хань” 
    2/5 – молодёжь 
    В языке 7 основных диалектов 
    Единая иероглифическая письменность – “путунхуа” (“общепонятный язык”) 
    Количество чёрточек в иероглифе может доходить до 30 
    Каждый иероглиф произносится определённым тоном (“ма” - мама; конопля; лошадь; ругать) 
    По этническому составу большинство населения – китайцы. 
    Национальных меньшинств - 6%- 80 млн. человек 
    Неграмотных в стране - 250 млн. 
    Китайская иероглифическая письменность – 50 тыс. знаков 
    Оканчивая начальную школу ребёнок должен знать – 3,5 тыс.знаков 
    
    Охарактеризовать население Китая (самостоятельно) по указанным пунктам плана и источникам информации.
    Пункт плана:
    1. Численность населения 
    2. Тип воспроизводства 
    3. Демографическая политика 
    4. Возрастной и половой состав 
    5. Обеспеченность трудовыми ресурсами 
    6. Коэффициент урбанизации 
    7.  Главные города и агломерации 
    8. Общий вывод и перспективы 	
    
    
    4.  Экономика Китая: промышленность, сельское хозяйство.
    
     Современный Китай - мощная индустриально-аграрная страна, занимающая важные позиции в мировом хозяйстве. Ныне Китай образует третий по мощи центр мирового хозяйства. Китай занимает 1 место в мире по производству 26 видов промышленной и сельскохозяйственной продукции (стр.238 учебника)
    1 место - по добыче угля и железной руды, выплавке стали,выпуску хлопчатобумажных тканей, телевизоров, радиоприемников, валовому сбору зерновых.
    2 место - по производству электроэнергии, химических удобрений, синтетических материалов и т.д.
    Характеристика тяжёлой промышленности.
    Основу ТЭК Китая образует угольная промышленность сосредоточенная на севере страны, крупнейший бассейн Датунский. Нефть Китая рассредоточена по территории, главное месторождение (Дацин - 1/3 добычи. Производство электроэнергии на 4/5 базируется на ТЭС; главные каскады ГЭС сооружены на Янцзыи и Хуанхэ; сооружены первые АЭС. Металлургия в основном представлена комбинатами полного цикла, крупнейший из которых Аньшанский. В машиностроении преобладают универсальные предприятия, а также производство бытовой техники.
    На основе текста учебника кратко охарактеризуйте химическую и лёгкую промышленность Китая.
    Химическая промышленность (производство удобрений, бытовой химии, фармацевтика) 
    Текстильная промышленность - главная отрасль лёгкой промышленности Китая 
    
    Охарактеризуйте территориальную структуру хозяйства Китая.
    Экономические зоны Китая
    По рис. 65 стр.237 учебника охарактеризуйте распределение населения и промышленности по экономическим зонам.
    Значительную роль в экономике Китая играет сельское хозяйство, в котором занято около 450 млн. человек. 
    Главные земледельческие районы:
    
    “Жёлтый Китай” - выращивание пшеницы, кукурузы
    
    “Зелёный Китай” - посевы риса, чайные плантации.
    
    5. Практическая работа
    Характеристика специализации основных сельскохозяйственных районов Китая.
    Ход работы:
            Используя текст учебника Максаковского В.П. (стр. 214 - 215) и карты атласа (стр. 32), заполните таблицу: 
    «Сельскохозяйственные районы Китая»
    
    Название района
    Географическое положение
    Особенности природных условий
    Структура сельского хозяйства
    Специализация растениеводства
    Специализация животноводства
    «Желтый Китай»
    
    
    
    
    
    «Зеленый Китай»
    
    
    
    
    
    «Холодный Китай»
    
    
    
    
    
    «Сухой Китай»
    
    
    
    
    
     Сделайте вывод о развитии и специализации сельскохозяйственных районов Китая.
    
    Внешнеторговые связи.
    Главные внешнеэкономические партнёры Китая – Япония, США, Россия.
    
    3. Рефлексия
    А сейчас я прошу вас высказать свое отношение к изучаемой стране и вашей работе на уроке.
    •	первая строка содержит одно слово - название темы урока;
    •	вторая – описание темы в двух словах-признаках, прилагательных;
    •	третья строка – три глагола, определяющие вашу деятельность на уроке;
    •	четвертая строка – это фраза из четырех слов, раскрывающих смысл слова на первой строке 
    •	последняя строка – одно слово – ассоциация, синоним, которое повторяет суть темы в 1 строке.
                   (Несколько синквейнов зачитываются)
    
    
    Пожалуйста, выполни задание «Продолжить фразу»:
    Мне было интересно…
    Я сегодня понял, что…
    Я научился …
    Мне было трудно…
    Доволен ли ты своей работой?
    За что ты хочешь похвалить себя или кого-нибудь из одноклассников? 
    
    4. Домашнее задание: стр. 235-241 учебника.
    	Проанализировать высказывание
    Премьер – министр России Дмитрий Медведев считает, что Китай не может служить моделью для экономического развития России.
    «Нам симпатичен и интересен опыт КНР, - сказал Медведев на встрече в Кремле с представителями предпринимательского сообщества - членами Российского союза промышленников и предпринимателей. - Но это не наша модель развития…»,- сообщает РИА «Новости» .  Как вы думаете, почему?
    Творческое задание - составить кроссворд на тему «Китай»
     

    Автор(ы): Отюцкая Е. А.

    Скачать: География 11кл - Конспект.docx

Задания к уроку