Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

16. Географическая картина Австралии и Океании (Ерастова Л. В.)

Текст урока

  • Конспект

     Ерастова Лариса Валериановна, учитель географии муниципального общеобразовательного автономного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Орска»
    
    Название предмета География 
    Класс 11
    УМК: Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: Учеб. Для 10 кл. общеобразоват. Учреждений/  В.П. Максаковский. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2006.
    Уровень обучения базовый
    Тема урока Обобщение по теме «Географическая картина Австралии и Океании»
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы 1
    Место урока в системе уроков по теме 1
    Цель урока:  в результате анализа различных источников информации сформировать представление об Австралии и Океании; создать условия для формирования умения делать выводы об особенностях ЭГП, природных условиях, ресурсах и населении; выявить причины экономического лидерства страны на мировом уровне; 
    формировать умения работать с картами и картосхемами, отстаивать свою точку зрения, доказывать ее, систематизировать большой блок знаний; воспитывать ответственность, организованность, самостоятельность
    Задача урока расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов.
    Планируемые результаты сформировать представление об Австралии и Океании, уметь определять их место в системе экономически развитых стран Зарубежной Азии. 
    Техническое обеспечение урока ПК 
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: политическая карта, физическая карта, карта природных зон, климатическая   и экономическая карты Австралии и Океании, видеофильм «Австралия: Краткий обзор. Вокруг Света», «10 необычных фактов об Австралии».
    Содержание урока
    I. Организационный момент.
    II. Анализ выполненных контрольных работ по теме «Зарубежная Азия»
    III. Работа над изучением нового материала.
    Вводная беседа. 
    1) Мы продолжаем путешествие по политической карте мира. Сегодня у нас очень
    интересный урок. Речь пойдет о самом маленьком континенте или самом большом острове с удивительным животным и растительным миром. С неслыханным богатством недр, с развитыми промышленностью и сельским хозяйством, с миллионными городами и огромными пустынями.
    Австралия – живописная земля,
    Лишь на самолёте туда добраться!
    Надо пересечь океаны, моря,
    Чтоб её красотами любоваться!
    Город Канберра – страны той столица,
    И Австралия — засушливый континент,
    Природе её можно удивиться:
    Звери и птицы, словно с других планет! 
                                                                         Карасартова Е.
    (Коллекция стихов про Австралию на сайте http://chto-takoe-lyubov.net/stikhi-o-lyubvi/kollektsii-stikhov/9264-stixi-pro-avstraliyu )
    Австралия – уникальная, единственная в мире страна, которая занимает целый континент, отличающийся разнообразием  природных комплексов и многочисленными видами только ей присущих эндемиков.
    Австралия - это все самое, самое…
    Во-первых, это самый маленький материк, его площадь вместе с о. Тасмания составляет 7,7 млн км2.
    Во-вторых, на ее территории расположены только две крупные реки – Муррей и Дарлинг.
    В- третьих, это самый удаленный материк, расположенный в десятках километров от соседних государств.
    В- четвертых,  самый малонаселенный материк, его население составляет 24 585 323 (на 07.02.2017 г.)
    Чтобы полнее представить необычность изучаемой территории предлагаю посмотреть видеофильм «10 необычных фактов об Австралии». 
    
    Задание: В ходе просмотра видеофильма фильма записать в тетрадь, а затем назвать 10 необычных фактов об Австралии которые вы узнаете.
    
    2) Просмотр видеофильма (4 мин 26 сек)
    https://www.youtube.com/watch?v=k1sajdD9ECA 
    -Назовите необычные факты, которые вы записали? 
    
    3) При подготовке домашнего задания вам было нужно подготовить сообщение о том, как был открыт материк Австралия; кем были первые переселенцы.
    Слово ученикам.
    Выступление ученика. 
    Исторический очерк: Открытие Австралии очень долго связывали с именем английского мореплавателя Джеймса Кука. На самом деле, первыми европейцами, побывавшими у берегов этого континента, были голландцы: Виллем Янсзон пересек Торресов пролив и проплыл вдоль побережья полуострова Кейп-Йорк в 1605г. И Абел Тасман в 1642году открыл юго-западную часть Тасмании (открытия сохранялись в тайне). Джеймс Кук открыл восточное побережье в 1770 году, и объявил материк английским владением. В 1788 г основывают город Сидней, начинается освоение Австралии, сопровождавшееся истреблением коренных жителей-аборигенов, которые были согнаны в пустынные области. В 18 в. Началась «земельная лихорадка», сюда хлынул поток переселенцев, которые организовали овцеводческие хозяйства. 
     В конце 19 в. было завершено исследование внутренней части (экспедиция Р. Берка). Открытие золота в 1851 году в штате Виктория и последующая «золотая лихорадка» привлекла сюда тысячи искателей удачи из Европы и Азии. После 2 мировой войны правительство приняло ряд законов, поощряющих переселение - сюда хлынуло 5,5 млн иммигрантов: из Великобритании, Германии, Италии, Югославии.
    Вывод: Таким образом, освоение Австралии - благодаря переселенцам из этих стран развивалась экономика, росла численность населения  и происходило административное оформление колоний. В 70 – х на территории Австралии существовало 6 отдельных колоний, которые боролись за самоуправление и к 1889 году выработали конституцию и были созданы федерации. 
    
    4) Работа с картами (физической, климатической и картой природных зон).
    *Расскажите о физико – географическом положении государства.
    -Назовите океаны и моря, омывающие территорию Австралии.
    -В каких климатических поясах она располагается?
    -Какие природные зоны находятся на материке?
    -Сделайте вывод: Как вы думаете, будет ли физико-географическое положение материка влиять на политику и экономику государства? 
    
    4) Работа по учебнику с.257
    Задание. Самостоятельно прочитайте пункт 1 «Общие сведения».  Дайте ответы на вопросы  на экране телевизора.
    -Назовите государственный строй Австралии.
    -Какое государственное устройство она имеет?
    -Кто является основными жителями государства?
    -Что можно сказать об уровне урбанизации?
    
    5) Работа с  картосхемами.  Определите: (Слайды 5-9)
    -Какой тип воспроизводства населения в государстве?
    -Определите состав населения Австралии по полу.
    -Определите, какие из религий преимущественно исповедуют жители.
          
    
    -Определите, к каким регионам мира относится Австралия по плотности населения?
    -Что можно сказать о миграционных процессах на территории государства?
    
    
       
    
    6) Австралия состоит из 6 штатов и 2 территории.
    Страны соседи: Новая Зеландия, Индонезия, Папуа - Новая Гвинея и островные государства Океании. На гербе изображены: страус эму и кенгуру. 
    Вывод: Австралия удалена от других регионов, имеет только морские границы, имеет множество морских путей, которые связывают ее с другими регионами. Соседи имеют развитую экономику
    Задание: По административной карте Австралии определите название городов, являющихся административными центрами штатов и территорий:
    Новый Южный Уэльс
    Сидней
     Квинсленд 
    Брисбен 
    Южная Австралия 
    Аделаида 
    Тасмания 
    Хобарт 
    Виктория
    Западная Австралия
    Мельбурн 
    Перт 
    Северная территория
    Дарвин
    Австралийская столичная территория
    Канберра 
    Проверка (Слайд 10)
    7. Работа по учебнику. Прочитайте пункт 2 (c.258)  и назовите отрасли международной специализации Австралии.
    А) Горнодобывающая промышленность. Б) Сельскохозяйственное производство  
    8) Рассказ учителя.
    Австралия богата полезными ископаемыми: железными рудами, полиметаллическими, золотом, бокситами, ураном, каменный уголь, нефтью, хромом.
    Горнодобывающая промышленность играет важную роль в экономике Австралии. За год на одного жителя в среднем добывается 50 тонн железной руды, 55 тонн известняка, 4 тонны цинка, 200 тонн угля, 175 куб.м. нефти. Австралия один из всемирных экспортеров полезных ископаемых. Столицей всей горнозаводской Австралии является Брокен - Хилл расположенный на юго – востоке материка. Новые районы добычи сырья – север и запад. Основные центры черной и цветной металлургии – города Ньюкасл, Порт – Пири. 
    Ресурсы нефти обнаружены на шельфе пролива Босса (около 300 млн т), здесь же запасы природного газа. Первое место в мире по запасам урана: в бассейне реки Аллигейтер на полуострове Арнемленд (запасы 911 млн т). Одно из ведущих мест по запасам железной руды.
    Задание. Опираясь на экономическую карту Австралии, назовите основные отрасли промышленности которые развиты в Австралии. (Слайд 11)
    
    А) машиностроение
    Б) химическая промышленность
    Сообщение учителя.
    Развито машиностроение: автомобилестроение, сельхозмашин, электроприборов, радиоэлектроники. Основные центры – Сидней, Мельбурн, Брисбен. 
    Химическая промышленность выпускает современную продукцию. Сильно развита пищевая промышленность, которая значительно работает на экспорт. 
    
    Задание. Опираясь на экономическую карту Австралии, назовите основные отрасли сельского хозяйства. (Слайд 11)
    Сообщение учителя
    Сельское хозяйство: В Австралии сельское хозяйство высокотоварное, многоотраслевое, технически оснащенное, имеет экспортный характер. Страна вывозит пшеницу, мясо, сахар, шерсть овец, по поголовью которых занимает первое место в мире. 
     Растениеводство: выращивают пшеницу на юго-востоке, юго-западе, тропические культуры. В Австралии самый высокий объем производства зерна на душу населения. Прогрессивные методы агротехники (выведение засухоустойчивых сортов пшеницы, использование артезианских вод). 
    Транспорт и внешние экономические связи. В грузообороте важное значение имеет морской и железнодорожный, в пассажирообороте – автомобильный, воздушный. Транспортная сеть наиболее развита на юго-востоке, трубопроводный транспорт получил применение от мест добычи в порты.
    
    9) Знакомство с Океанией (Слайд 12)
    Океания – это более 10000 островов, расположенных в центральной части Тихого океана 
     Их делят на три группы: Меланезию, Полинезию, Микронезию. Природа островов красива, но здесь идет борьба с наводнениями, ураганами. Острова населены большим количеством народов, 50% коренное население, большая часть проживает в селах, поэтому основную часть экспорта дает сельское хозяйство (кокос, кофе, какао, пряности). Минеральными ресурсами выделяются - Папуа - Новая Гвинея (медь, золото), Науру (фосфориты).
     Воды, омывающие острова богаты биологическими ресурсами и рекреационными ресурсами. Наиболее развитая страна - Новая Зеландия.
     Главная проблема-удаленность от экономических центров. 
    Задание: Среди стран встречаются как независимые, так и зависимые территории. Привести примеры. (Слайд 13)
    Задание: Опираясь на экономическую карту, определите, какие отрасли промышленности и сельского хозяйства развиты в Океании.
    Итог урока:
    1. Анализируя выше сказанное, что вы можете сказать об отраслевой структуре Австралии и Океании?
    2. Как вы думаете, почему Австралия по уровню жизни принадлежит к развитым странам, а по структуре производства её можно отнести  странам Востока?
    IV. Закрепление усвоения пройденного материала. Блиц-тест
    На столах лежат тестовые вопросы. Ответьте на них.
    
    1. Главой государства в Австралии официально считается:
    а) президент
    б) премьер-министр
    в) королева Великобритании
    г) генерал-губернатор
    2. Сколько штатов в Австралии
    а) 50
    б) 6
    в) 17
    г) 10
    3. Что из ниже перечисленного не является штатом Австралии?
    а) Южная Австралия
    б) Северная Австралия
    в) Западная Австралия
    г) Тасмания
    4. Первые европейские поселения в Австралии были:
    а) золотоискателями, ставшими жертвами золотой лихорадки
    б) колонистами – фермерами, осваивающими необъятные просторы страны
    в) военными, освобождающими континент от коренного населения
    г) каторжниками, отправленными сюда за серьезные преступления
    5. Австралия занимает первое место в мире по добыче
    а) нефти
    б) бокситов
    в) медной руды
    г) железной руды
    6. Наибольшее поголовье в Австралии имеют
    а) свиньи
    б) овцы
    в) верблюды
    г) лошади
    7. Какая страна является главным внешнеторговым партнером Австралии
    а) Япония
    б) Новая Зеландия
    в) Великобритания
    г) Германия
    8. По уровню социально-экономического развития Австралия относится к странам:
    а) нефтедобывающим
    б) новым индустриальным
    в) странам переселенческого капитализма
    г) высокоразвитым странам
    9. Столицей Австралии является:
    а) Сидней
    б) Перт
    в) Мельбурн
    г) Канберра
    10. Большая часть населения страны проживает:
    а) на юго-востоке страны
    б) на севере страны
    в) на юге страны
    г) на юго-западе страны.
    Ответы: (1 – в, 2 – б, 3 – б, 4 – г, 5 – б, 6 – б, 7 – а, 8 – в, 9 – г, 10 – а)
    
    Обменяйтесь листочками. Сверьте с ответами на экране телевизора.
    
    Источники информации:
    1. Счетчик населения Австралии http://countrymeters.info/ru/Australia 
    2. (Коллекция стихов про Австралию на сайте http://chto-takoe-lyubov.net/stikhi-o-lyubvi/kollektsii-stikhov/9264-stixi-pro-avstraliyu )
    3. 10 необычных фактов об Австралии
          https://www.youtube.com/watch?v=k1sajdD9ECA 
    4. Австралия: Краткий обзор. Вокруг Света https://www.youtube.com/watch?v=NGW2hXRNcp8 
    5. Использование тематических картосхем в преподавании географии (на примере раздела "География населения мира", 10-й класс) Губанов Дмитрий Александрович, учитель географии и экономики 
          http://festival.1september.ru/articles/101955/ 
    6. https://ru.wikipedia.org/wiki 
    7. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: Учеб. Для 10 кл. общеобразоват. Учреждений/  В.П. Максаковский. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2006.
    8. 8. Экономическая и социальная география мира.10 класс. Ч.II. Региональная характеристика мира: Поурочные планы на основе учебника В.П. Максаковского/Авт.- сост. О.И. Ануфриева. – Волгоград: Учитель, 2004. 
    
    
     

    Автор(ы): Ерастова Л. В.

    Скачать: География 11кл - Конспект.docx

Презентация к уроку