Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

17. “Визитная карточка” региона. Географическая картина Африки. (Отюцкая Е. А.)

Текст урока

  • Конспект

     ФИО, должность, место работы: Отюцкая Екатерина Александровна, учитель географии,  г. Орск, МОАУ «СОШ №8 г. Орска им. А.К. Коровкина»
    Название предмета: география
    Класс: 11
    УМК: Экономическая и социальная география мира: учебник для образовательных учреждений/В.П. Максаковский. – М.: Просвещение, 2006
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: «Визитная карточка» региона. Географическая картина Африки.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1
    Место урока в системе уроков по теме: 1
    Цель урока: сформировать у учащихся представление об особенностях экономико-географического положения и природных условиях и ресурсах Африки, о населении Африки.
    Задачи урока: 1)	сформировать знания о политической карте, экономико-географическом положении, природно-ресурсном потенциале и особенностях населения Африки;
    2)	способствовать развитию интереса у обучающихся к изучению предмета через самостоятельную учебную деятельность;
    3)	совершенствовать умения самостоятельно осуществлять поиск и отбор информации, её преобразование, анализировать картографические и статистические материалы, сравнивать, обобщать, делать выводы;
    4)	формировать у обучающихся собственные суждения по отношению к негативным социальным явлениям на основе выявленных проблем населения региона.
    Планируемые результаты: знать особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения на материке; численность и динамику населения Африки, этногеографическую специфику, основные направления миграций; оценивать и объяснять ресурсообеспеченность материка, демографическую ситуацию в Африке.
    Техническое обеспечение урока: компьютер, экран, проектор
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: настенные карты: «Физическая карта Африки», «Политическая карта мира»
    Тип урока: изучение нового материала
    Содержание урока:
    
    1. Организационный момент. Вступительная часть.
    
    Мы уже изучили 2 региона. Вспомните, какие? (Зарубежную Европу, Зарубежную Азию и Австралию) 
    Сегодня мы начинаем изучение следующего региона – Африки.
    Что вам известно из 7 класса об Африке? (произвольные ответы учащихся)
    Вспомните основные центры мирового хозяйства (Тема 4 П.3) (Зарубежная Европа, Северная Америка, СНГ, Япония, Китай, Индия, Мексика, Бразилия, страны Персидского залива, страны НИС (перечисляют))
    Есть ли такой центр в Африке? 
    В Африке нет ни одного центра мирового хозяйства. Какой напрашивается вывод? (В Африке нет развитых стран или центров, значит все страны Африки (кроме ЮАР) развивающиеся.) 
    Проблемный вопрос: почему Африка является самым отсталым регионом мира? 
    Чтобы решить эту проблему, необходимо вспомнить, что предопределяет уровень развития экономики любого региона, то есть, что мы должны выяснить о регионе Африка?
    
    
    План изучения региона:
    1. ЭГП
    2. Природно-ресурсный потенциал
    3. Население 
    4. История региона.
    Исходя из плана, сформулируйте цели и задачи нашего урока.
    
    2. Объяснение нового материала.
    
    В современном мире насчитывается более 200 государств, 54  из них расположены в регионе Африка. Африканские страны по размерам в большинстве своем крупнее европейских. 
    По каким критериям эти страны могут различаться между собой (по площади, по численности и т.д.).
    Задание: посмотрите в учебнике «визитную карточку» стран и определите в Африке: 
    1 вариант; 3 самые большие страны по площади (Алжир, ДР Конго, Судан)
    2 вариант: 3 самые большие страны по численности (Нигерия, Египет, Эфиопия)
    Общее количество государств в Африке:
    – 55 суверенных (с островами) государств, 
    - 10 владений (или зависимых территорий):
    - о. Св.Елены, Вознесения и Тристан – де - Кунья (Великобритания)
    - Британская Территория в Индийском Океане (архипелаг Чагос, метрополия Британия)
    - Майотта (Франция) - Реюньон (Франция) - острова Эпарсе (Франция)
    - Французские Южные Территории (Франция)
    - Сеута и Мелилья (анклавы в Марокко, метрополия Испания)
    - Канарские острова (Испания) - Мадейра (Португалия) - Азорские острова (Португалия)
    - 3 самопровозглашенных непризнанных государства на месте государства Сомали: в северной части Сомалиленд, в восточной части – Паунтленд, в центральной части – Галмудуг.
    
    Характеристика ЭГП по плану (выделение «+» и  «-» ЭГП)
    Какой вывод можно сделать об ЭГП региона?  
    - В целом ЭГП выгодное: 
    1) Близость к Зар. Европе и Азии
    2)Положение на пересечении главных морских транспортных путей из Европы в Азию и Америку  (Суэцкий канал)
    3) Приморское положение большинства стран континента.
    4) Близость к рынкам сырья и сбыта продукции
    5)Возможность торговли со странами мира через два океана и Средиземное море, развитие морского транспорта
    Но есть недостатки: 
    1) страны центральной части не имеют выхода к морю, удалены от центров экономической мощи, 
    2) границы  государств не сформированы, часто возникают территориальные споры.
    
    
    
    
    
    Политико-географическое положение.
    Самостоятельная работа с визитной карточкой учебника.
    Вывод: все государства республики, исключение Свазиленд, Лесото, Марокко (монархии), республики в основном президентские. Однако под республиканской формой правления часто скрываются военные, диктаторские политические режимы.
    Все унитарные государства, исключение составляют 4 государства (ЮАР, Федеративное государство Нигерия, Эфиопия, Коморские острова со столицей Морони).
    Современная Африка представляет собой арену активной, межнациональной политической и экономической интеграции. 
    Для решения проблем континента было создано несколько организаций: 
    АфБР - Африканский банк развития 
    ВАС – Восточно-африканское сообщество
    ЭКОЗАГ – экономическое сообщество западно-африканских государств
    СОДРУЖЕСТВО, возглавляемое Великобританией
    ОАЕ – организация Африканского единства, в которое входит 53 государства (образовано в 1963 году), оно преобразовано в 2002г. в Африканский Союз.
    
    Следующая наша задача изучить природно-ресурсный потенциал региона.
    Вспомните, какие группы ресурсов важны для развития экономики? (минеральные, земельные, агроклиматические, лесные, водные).
    Выясним, какие есть в Африке.
    Африка исключительно богата полезными ископаемыми. Среди других континентов она занимает первое место по запасам руд марганца, хромитов, бокситов, кобальта, алмазов, фосфоритов.
    В Африке выделяют 7 основных горнодобывающих районов:
    1. Алжиро-Ливийский;
    2. Атласский;
    3. Египетский;
    4. Западно-Гвинейский;
    5. Восточно-Гвинейский;
    6. Медный пояс;
    7. Южно-Африканский.
    
    Какие еще виды ресурсов представлены в Африке? 
    Выясните особенности этих ресурсов.
    (Земельные ресурсы – на 1 человека в Африке больше, чем в ю-в Азии, но обрабатывается всего 1/5 площади. Земли быстро деградирует.
    1/3 – всей засушливой земли ми в Африке
    2/5 земли подвергается опустыниванию.
    Агроклиматические ресурсы.
    Ресурсов тепла в изобилии, известно, что Африка – самый жаркий материк, т.к. пересекается экватором и тропиками, и расположена в основном в экваториальных и тропических широтах.
    Лесные ресурсы
    По площади лесов уступает Африка Латинской Америке, но показатель лесистости ещё ниже)
    Какой можно сделать вывод об обеспеченности Африки различными ресурсами необходимыми для развития экономики? (Африка богата различными ресурсами необходимыми для развития экономики).
    
    
    
    Мы выяснили обеспеченность природными ресурсами региона. Но ведь главное богатство любого региона – люди. 
    Африка занимает второе место в мире по численности населения после Азии. Давайте выполним следующую задачу; изучим население региона (работа в группах)
    Выполните задания, воспользовавшись текстом и картами
    1 – ряд: Особенности воспроизводства населения.
    2 – ряд: Структура населения
    3 – ряд: Размещение населения
    Отчет групп:
    1 - Численность населения на 2010г. 1 млрд. чел. Воспроизводство населения характеризуется следующими чертами.
    Рождаемость очень высокая (Нигер, Чад, Ангола, Сомали, Мали с плотностью=45-50 чел/на 1000 жителей); Кения 42 чел/на 1000 жителей
    Лозунг: «Не иметь денег – беда, но не иметь детей – значит быть бедняком вдвойне».
    Смертность и заболеваемость высокие, низкая продолжительность жизни. Средняя продолжительность жизни у женщин -56 года, у мужчин -54 год, 
    ЕП (стр 63, карта) 37-15=22 – высокий не смотря на высокую смертность. Страны – 2 типа воспроизводства
    2 - Этнический состав отличается большой пестротой. Здесь выделяется более 300 этносов. В Северной Африке сложились крупные нации, но большинство находятся на уровне народностей: сохраняются и пережитки родоплеменного строя. Отсюда, этнополитические конфликты – в Судане, Кении, Демократической республике Конго, Нигерии, Анголе, зачастую приобретают характер геноцида.
    Геноцид (запись в тетрадь) – истребление целых групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам.
    Пример. В 1994г. между племенами тутси и хуту возник конфликт в густонаселённой Руанде. В результате погибло около 1 млн. человек, 2 млн. – бежали в соседние страны. 
    В целом на Африку приходится половина всех беженцев. И такой вид миграций всегда приводит к вспышкам голода, эпидемий, увеличивают младенческую и общую смертность.
    Наследием прошлого являются государственные языки – стран метрополий: в 11 странах английский, в 17 – французский, в 5- португальский.
    3 - Размещение населения: ср. плотность 34 чел/км2, это меньше, чем в Европе. Население размещено неравномерно (в долине Нила -1700 чел/км2, а в пустыне – 1)
    Урбанизация по карте на стр.77, крупные агломерации (стр.76)
    В Тропической Африке: Бурунди – столица Бужумбуре -100% гор. нас.
    Гвинея – столица Конакри – 81% гор. нас.
    Главные черты урбанизации Африки: низкий показатель, но самые высокие в мире темпы урбанизации: население городов удваивается каждые 10 лет
    Вывод: с демографическим взрывом в Африке связаны проблемы(экологические проблемы, избыток детей по отношению к трудоспособному населении, проблема занятости, проблема здоровья, «городской взрыв». 
    Но, несмотря на масштабы «городского взрыва», 2/3 африканцев еще живет в сельской местности.
    Подведем итог:  О чем свидетельствуют данные о населении Африки?
    
    Общие черты исторического развития (видеолекция Кузнецова В.П)
     https://youtu.be/f1wfzz2jrnE 
    
    
    3. Подведение итогов занятия. Рефлекия.
    Мы изучили все пункты нашего плана, и теперь вспомните, какую проблему мы обозначили в начале урока. Объясните, какая же главная причина отсталости региона?
    Какую проблему мы решали на уроке?
    Какими путями мы ее решали? Какой материал изучили?
    Попробуйте самостоятельно сформулировать решение проблемы?
    Какая цель стояла перед нами в начале урока?
    Достигли мы намеченной цели?
    
    Общие выводы урока: Африка – крупный регион мира, пострадавший от колониального гнёта и по уровню развития принадлежащий к числу развивающихся.  По основным показателям экономического и социального роста заметно отстаёт от других регионов. Для отраслевой структуры характерна монокультурность и развитие аграрного сектора экономики.
    Африка  располагает значительным природно-ресурсным потенциалом, однако, природные условия затрудняют его хозяйственное развитие.
    Для населения Африки характерны: пестрый этнический состав, высокие темпы роста, обусловленные высокой рождаемостью. Отмечается резкое преобладание сельских жителей, но темпы урбанизации самые высокие в мире. 
    
    4. Домашнее задание: 
    Учебник В.П.Максаковкого Т8.(1)
    
       Используемая литература:
    1. География. Экономическая и социальная география мира.10 класс, В.П.Максаковский, Москва, «Просвещение», 2006.
    2. География. 10-11 класс., ЮН.Гладкий, В.В.Николина, «Просвещение», 2009.
    3. География в школе. Научно-методический журнал №2, 2011, «Школа-пресс» 
    4. Поурочные разработки по географии. Экономическая и социальная география мира. Е.А.Жижина, Н.А.Никитина, Москва «ВАКО», 2011
    5. Поурочные разработки по географии: 10 класс: к учебнику В.П. Максаковского «География. Экономическая и социальная география мира. 10 класс»/В.Л. Лиознер, И.Б. Митрофанова. – М.: Издательство «Экзамен», 2006
    6. Экономическая и социальная география мира. 10 класс: поурочные планы по учебнику В.П. Максаковского / автор-составитель О.И. Ануфриева. – Волгоград: Учитель, 2010
    7. Экономическая и социальная география мира: 10 класс: в схемах и таблицах / Е.М. Курашева. – М.: Издательство «Экзамен», 2011
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Отюцкая Е. А.

    Скачать: География 11кл - Конспект.docx

Задания к уроку