Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

2. Население: демографическая ситуация и проблемы воспроизводства. (Данилко Н. П.)

Текст урока

  • Конспект

     Данилко Наталья Петровна, 
    учитель географии МОАУ 
    «Гимназия №3 г. Орска 
    Оренбургской области»
    
    Название предмета: география
    Класс:  11
    УМК: Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. Учреждений / В.П. Максаковский. – 14-е изд. - М.: Просвещение, 2006.
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: «Население: демографическая ситуация и проблемы воспроизводства»
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час.
    Место урока в системе уроков по теме: Тема 6. Зарубежная  Европа. Урок 2.
    Цель урока: Cформировать представление о населении Зарубежной Европы.
    Задачи урока:
    Образовательная: формировать знания о составе (структуре), размещении,  миграциях, процессах воспроизводства населения Зарубежной Европы; выявлять закономерности формирования населения Зарубежной Европы;
    
    Развивающая: продолжить формировать умения работать с картами атласа, отрабатывать навыки анализа карт,  умения анализировать текст учебника, выделять главное, делать выводы.
    
    Воспитательная: продолжить  формировать основы географической культуры и мировоззрения.
    
    Планируемые результаты: 
    Знать: особенности населения Зарубежной Европы. 
    Уметь: анализировать разные источники информации. 
    
    Техническое обеспечение урока: политическая и тематические карты Зарубежной Европы, медиаизображения основных народов и крупнейших городов по численности населения Зарубежной Европы, компьютер, медиаресурсы, атлас.Приложения (раздаточный материал)
    
    Содержание урока:
    1. Организационная часть урока
    2. Мотивация учащихся и актуализация опорных знаний.
    3.  Изучение нового материала
    4. Закрепление
    5. Домашнее задание. Оценки за урок
    6. Рефлексия
    
    Ход урока
    1. Организационная часть урока.
    Приветствие. Проверка готовности к уроку. Постановка темы, цели и задач урока.
    2. Мотивация учащихся и актуализация опорных знаний.
    Изучение новой темы начинается с повторения основных терминов по теме «Население», изученных в предыдущих курсах.
    
    3. Изучение нового материала.
    1) Заселение территории Зарубежной Европы (сообщения учащихся)
    - До великих географических открытий и после.
    - Заселение региона в первой и второй половины 20 века.
    
    2) Внутренние и внешние миграции (работа с учебником)
    Используя рисунок 47, дайте характеристику Зарубежной Европы как главного региона иммиграции населения. Выделите страны с массовой иммиграцией и эмиграцией населения. Результаты занесите в таблицу:
    Страны с массовой эмиграцией
    Страны с массовой иммиграцией
    
    
    Сделайте выводы.
    
    На контурной карте покажите стрелками главные направления трудовых миграций населения.
    
    3) Национальный состав населения Зарубежной Европы (Работа с картами атласа)
    По национальному составу население Зарубежной Европы однородно: подавляющее большинство из 62 народов региона относится к индоевропейской языковой семье. Родственные языки славянской, германской, романской групп  индоевропейской семьи и  уральской семьи имеют значительные черты сходства (стр.211 учебника)
    Используя текст учебника (стр.182) и карт атласа определите страны с однонациональным, двунациональным и многонациональным составом населения. Результат классификации отразите в виде таблицы:
    страны
    однонациональные
    двунациональные
    многонациональные
    
    
    
    Сделайте выводы.
    
    4) Религиозный состав населения Зарубежной Европы. География религий (самостоятельна работа с текстом учебника стр.182 и картами атласа)
    В Зарубежной Европе господствующая религия – христианство: в Южной Европе резко преобладает католицизм; Северной Европе – протестанство; Средней Европе – они находятся в разных соотношениях. В Риме расположен мировой центр христианства – Ватикан (дополнительный текст стр.211)
    5) Размещение населения Зарубежной Европы. Средняя плотность населения (анализ карт атласа, работа с учебником стр.1182-183)
    составляет 100 чел. на кв. км. При этом размещение населения в нем (регионе) определяется географией городов.
    Уровень урбанизации здесь один из самых высоких в мире, в среднем – 78%, в некоторых странах – более 80% и даже 90%. Привести примеры на основе анализа рис.18 на стр.77. Привести примеры крупнейших городских агломераций Зарубежной Европы.
    Используя текст учебника (стр. 182) дайте определение понятиям: западноевропейский тип города, субурбанизация
    4. Закрепление.
    Решение теста по теме «Население Зарубежной Европы» (взамопроверка).
    
    5. Домашнее задание.
    1) Прочитав текст учебника (стр.181-182), используя карты атласа составить кроссворд по теме: «Столицы стран Европы». 
    2) Обозначить на контурной карте крупнейшие города по численности населения, покажите стрелками главные направления трудовых миграций населения.
    3) По желанию выполнить задании 6 (усложненное) на стр.217
    Оценки за урок
    
    6. Рефлексия. «Три М» Назовите три момента, которые у вас получились хорошо в процессе урока, и предложите одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Данилко Н. П.

    Скачать: География 11кл - Конспект.docx

Задания к уроку