Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

25. Макрорегионы США. (Байдавлетова Е. З., Лебедянцева Т. Г.)

Текст урока

  • Конспект

     Байдавлетова Елена Зуфаровна
    учитель географии
    МОАУ «СОШ № 13 г. Орска»
    Название предмета: география
    Класс: 11
    УМК:   Экономическая и социальная география мира / В.П. Максаковский. – М.: Просвещение, 2006г.
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Макрорегионы США
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час 
    Место урока в системе уроков по теме: 5 урок раздела «Северная Америка».
    Цель урока: изучение макрорегионов США.
    Задачи урока:
    - рассмотреть влияние природных факторов макрорегионов США на развитие их хозяйства, особенности быта и жизни людей;
    - развивать познавательную самостоятельность, творческие способности, продолжить формирование географических умений: анализировать карты, статистические материалы, составлять схемы; продолжать формирование общеучебных умений: анализировать текст, сравнивать и обобщать, слушать, рецензировать, составлять краткие характеристики;
    - воспитывать культуру общения, способствовать проявлению интереса к совместной деятельности, вызвать заинтересованность к коллективной работе (работе в группах)
    Планируемые результаты:
    Знать: особенности природы, населения, экономики макрорегионов США.
    Уметь: применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за социально-экономическими процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов; сопоставлять географические карты различной тематики;
    Техническое обеспечение урока: 
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы): атласы 10 класс, учебник, фотографии макрорегионов США, вырезки карт штатов США, листы А3 (для оформления буклетов)
    Ход урока
    I. Организационный момент 
    II. Проверка домашнего задания
    Фронтальный опрос (работа с картой):
    1. Сколько штатов в составе страны? Какие штаты последними вошли в состав страны?
    2. В чем состоит исключительная благоприятность географического положения США?
    3. Американцы говорят «Бог любит Америку». В чем заключается географическая составляющая этой любви?
    4. В чем специфика состава населения страны?
    5. Назовите крупнейшие города США? Покажите на карте
    6. В чем причина устойчивой внутренней миграции населения США в штаты «солнечного пояса»?
    7. С помощью карт атласа охарактеризуйте состав и размещение минеральных ресурсов США.
    8. В производстве каких видов продукции США – мировой лидер?
    9. Какие виды продукции американских производителей вам известны?
    10. Приведите примеры перехода США от экспорта продукции к ее зарубежному производству?
    
    
    III. Изучение нового материала 
    - Разнообразие природных условий в такой большой стране, как США, неизбежно приводит к серьезным различиям в уровне развития и хозяйственной специфике различных ее регионов. В Соединенных Штатах принято выделять 9 экономических районов или, правильнее, сказать групп штатов. Но упрощенно можно говорить о четырех регионах: Северо-Восток, Средний Запад,  Юг и Запад.
    - Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем говорить на уроке? (об районировании США). Давайте выведем тему урока. В соответствии с темой поставьте цели и задачи, которые мы будем решать на уроке.
    - Предлагаю поработать сегодня в группах для достижения целей и задач урока. Каждой группе необходимо дать характеристику макрорегиона в соответствии с планом, используя тематические карты и текст учебника (стр. 311 -316). В конце работы каждая группа представит свой конечный результат, итогом которого будет оформление географического буклета для каждого из макрорегионов США. В буклетах необходимо отразить особенности природы, населения и экономики макрорегиона своей группы, используя раздаточный материал.
    «Макрорегионы США» (работа в группах) 
    Учащиеся делятся на группы: 
    1 группа – изучает Северо-Восток США
    2 группа – Средний Запад США
    3 группа – Юг США
    4 группа – Запад США
    План характеристики макрорегиона:
    1. Оценка ЭГП макрорегиона
    2. Основные факторы развития
    3. Население (численность, структура занятости, уровень урбанизации)
    4. Отрасли специализации промышленности с центрами
    5. Агропромышленный комплекс и его роль в экономике макрорегиона.
    6. Значение макрорегиона в экономике страны.
    Выслушиваются выступления групп и представление географических буклетов. Рецензирование работ групп учителем.
    IV. Рефлексия облако «тегов»:
    сегодня я узнал...
    было трудно…
    я понял, что…
    я научился…
    я смог…
    было интересно узнать, что…
    меня удивило…
    мне захотелось… и т.д
    V. Итоги урока 
    Задает учащимся вопросы: «Достигли ли мы поставленной цели урока? Какой вывод из всего изложенного можно сделать?»
    Выставление и комментирование оценок.
    VI. Домашнее задание 
    с. 311-316
     

    Автор(ы): Байдавлетова Е. З.

    Скачать: География 11кл - Конспект.doc
  • Конспект

     Лебедянцева Татьяна Григорьевна
    учитель, МОАУ «СОШ № 54 г. Орска» 
    География, 11 класс
    УМК «Экономическая и социальная география мира», В.П. Максаковский, 2006г.
    Уровень обучения: базовый
    Тема:  «Макрорайоны США»
    1 час обучения
     Цель урока: Организовать деятельность учащихся по выявлению и усвоению знаний о географических и историко-культурных особенностях макрорайонов США, их населении, хозяйстве и территориальной структуре
    Задачи урока:
    1.  Образовательная: определение места и роли США в мировой экономике;
    2. Воспитательные: развитие коммуникативных способностей учащихся; формирование чувства патриотизма к Родине
    3. Развивающие:  формирование логического мышления;  закрепление навыков самостоятельной работы с различными источниками информации, атласами и контурными картами;  развитие творческих способностей учащихся
    
    Планируемые результаты: понимание влияния географических, исторических, социально-экономических факторов на менталитет населения, культурно-исторические особенности и черты развития макрорайона, его место в экономике страны;  решать учебные проблемы; выявлять противоречия; осуществлять самостоятельный поиск методов решения практических задач, применять различные методы познания; продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности;
    
    Оборудование:  1) политическая карта мира 2) карта «Соединенные Штаты Америки» 3) карта «Уровень индустриализованности крупнейших центров обрабатывающей промышленности США» 4) карта «Ведущая отрасль специализации крупнейших промышленных центров США» 5) диаграмма «Отраслевая структура обрабатывающей промышленности США» 6) атласы 11 класса, контурные карты
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: 
    amerikos.com › География
    http://school-collection.edu.ru
    http://fcior.edu.ru/.
    Северная Америка. Мультимедиа. 
    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/93b63e55-7bec-4aa5-af16-3c86784cb59f/015.swf 
    География хозяйственной деятельности в Северной Америке. Презентация.
    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/de7da939-e03d-4e46-b679-f652d58634de/122c.pps
    Территориальная структура хозяйства США и Канады. Презентация.
    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1fc5536b-2599-4659-938b-00c8f60d1c14/288b.pps 
    Экономико-географическое районирование США. Электронный учебный модуль. 
    http://85.142.23.53/packages/internet-school/EE3E4755-879F-68F2-8274-08EB71E065D6/0.0.0.0/teleschool.geo-10-51.i1..oms
    Северо-восток США. Презентация.
    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4a73913a-8027-495e-993d-78a5a983dd6b/291i.pps 
    Фотогалерея Нью-Йорка. Иллюстрации.
    http://redigo.ru/geo/North_America/USA/New_York/media/photo/#!/1 
    Чикаго. Гипертекст.
    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ba6e358e-095e-c480-e078-8ecf2873d3f1/1011858A.htm
    Лос-Анджелес. Презентация.
    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ce5d1b9f-e2f2-4e37-9a49-173e45362935/123i.pps 
    
    Содержание урока:
    I. Организационный момент.
    Организация класса, проверка готовности к уроку, приветствие и создание позитивного настроя на урок.
    II. Проверка домашнего задания
    Вопросы для фронтальной беседы:
    1. Как шло освоение территории современных США европейцами?
    2. Когда США, как государство, появилось на карте мира? 
    3. За счет чего формировалась государственная территории США?
    4. Когда были сделаны последние приобретения земель США? Что это за территория?
    5. Какие географические факторы способствовали успешному развитию страны?
    6. Почему США называют «этническим котлом»? Кто заселял освобожденные от индейцев земли вплоть до второй половины XIX века?
    7. Из каких стран преобладают мигранты в настоящее время?
    8. Что, по-вашему мнению, привлекает сюда переселенцев? 
    
    III. Изучение нового материала
    1. Макрорайонирование США.
    Учитель сообщает об особенностях районирования США, подчеркивает объективную необходимость этого главного географического метода при изучении любой большой страны.
    Раскрывает варианты регионального деления США на три и четыре крупных экономических региона. Напоминает о факторах, влияющих на различия изучаемых регионов.
    2. Работа в группах:
    Северо-Восток США – «мастерская нации». 
    Средний Запад США – регион крупной промышленности и сельскохозяйственного производства. 
    Юг США – регион больших перемен. 
    Запад – самый молодой и динамичный регион США. 
    
    План работы в каждой группе:
    ЭГП
    Природно-ресурсная база
    Население
    Особенности развития промышленности
    Сельское хозяйство
    Крупные города – индивидуальные сообщения или презентации
    
    IV. Заполнение таблицы
    Сравнительная характеристика макрорайонов США
    Сравнительные черты
    Север
    ЮГ
    Запад
    
    Северо - Восток
    Средний - Запад
    
    
    ЭГП
    S – 5% 
    Н – 19% 
    Является центром экономического развития, граничит с Югом, Средним Западом, имеет выход в Атлантический океан, расположены крупные морские порты: Бостон, Балтимор. Развиты все виды транспорта. Нью -Йорк – главный финансовый город страны.
    S – 22%
    Н – 23%
    Граничит с Югом , Северо – Востоком, Западом. Развиты все виды транспорта. Крупнейший финансовый, торговый и культурный центр. Самый большой в США транспортный узел
    S – 24%
    Н – 36%
    Граничит с Западом, Средним Западом и Северо – Востоком. Имеет выход в Мексиканский залив, граничит с Мексикой. Развиты все виды транспорта. Порты: Хьюстон, Корпус Кристи, Саут- Техас, Бомонт, Новый Орлеан, Тампа.
    S – 46%
    Н – 22%
    Граничит  Средним Западом и Югом. Омывается Тихим океаном. Самый молодой по времени освоения и самый большой по территории макрорегион США.
    Особенности ресурсной базы
    Расположен на территории Аппалачского каменноугольного бассейна, добыча металлических и алюминиевых  руд. Благоприятные почвенные и агроклиматические условия
    Богат углем и железной рудой, большая часть богатых месторождений истощена. Ведется добыча нефти. Благоприятные почвенные и агроклиматические условия.
    Находятся крупнейшие бассейны нефти и газа, алюминиевые  руды, бурый уголь. Благоприятные почвенные и агроклиматические условия.
    Богат рудами черных и цветных металлов. Имеются месторождения каменного угля, полиметаллических руд, фосфоритов. Благоприятные почвенные и агроклиматические условия
    Население
    В 1620 г. к побережью залива прибыло из Англии судно "Мейфлауэр" с первыми английскими поселенцами. Так возникла Новая Англия, которую можно назвать колыбелью США; именно к ее уроженцам в первую очередь относится слово "янки", символизирующее коренных американцев. Пестрый национальный состав, около 177 национальностей, "главные ворота" США, через которые прошло 90% прибывших в страну иммигрантов
    В последние годы иммигрантское население продолжает расти и становится все многообразнее, проживает много американских индейцев Чикаго являет собой очень яркий пример субурбанизации. В его агломерацию входят десятки городов-спутников, городов-"спален".
    
    Плотность населения 10-50 чел./км2 , крупнейшие города Хьюстон и Даллас . Преобладает городское население 70%. "негритянские" штаты - Миссисипи и Алабама.
    С ним ассоциировалось представление о бедности, отсталости, крайних проявлениях расизма.
    
    Здесь наибольшее смешение англо-американской, испано-американской, азиатско-американской и индейской культур, наиболее разительное сочетание огромных городов и почти безжизненных пространств. Здесь и наибольшие, пожалуй, контрасты в уровне жизни людей.
    Лос-Анджелес - один из самых больших по площади городов мира, он протянулся вдоль побережья океана на 100-120 км, а на его улицах-шоссе номера домов доходят до 12 и даже 16 тыс. Это также самый "одноэтажный" из городов США.
    Особенности развития промышленности
    Обрабатывающая промышленность с преобладанием машиностроения, черная и цветная металлургия, текстильная промышленность. Если Новая Англия долгое время была главным районом легкой промышленности США, то славу "американского Рура" еще в прошлом веке приобрела западная часть Пенсильвании, где на базе Аппалачского бассейна сложился один из устоев промышленного пояса. Главный центр этой угольно-металлургической базы - Питтсбург, расположенный на р. Огайо, приобрел титул "металлургической столицы" США. Но вот уже длительное время этот старопромышленный район переживает упадок и относится к категории депрессивных. Почти все его металлургические заводы уже закрыты, развиваются другие отрасли и сфера услуг.
    Здесь на базе богатых ресурсов топлива и сырья и выгод ЭГП сформировались такие крупные промышленные центры, как Чикаго, Детройт, Кливленд. Во второй половине XX в. сложился и Приозерный мегалополис
    Регион занял первое место в стране по добыче нефти, природного газа, угля, фосфоритов, по мощности электростанций, нефтехимических комбинатов. Здесь теперь концентрируется 9/10 выпуска тканей, табачных изделий. На мысе Канаверал расположен главный космодром США. Его главные центры - ультрасовременные города Даллас и Хьюстон. Здесь находится крупное аэрокосмическое производство, отсюда управляют космическими полетами.
    
    Добывающая промышленность, машиностроение и металлообработка, химическая и пищевая промышленность,  в последнее время - комплексу отраслей военной ориентации: производству самолетов, ракет, космических кораблей, а также приборов и электроники для них. В состав Запада входят также Аляска - главный ресурсный район нового освоения в США и Гавайи - острова ананасов и туризма.
    
    Сельское хозяйство
    Преобладает молочное животноводство, специализированно садоводство
    В пределах этого макрорайона находится молочный пояс, для которого характерны крупные фермы. Молоко, масло, сыр расходятся отсюда по всей стране. В его пределах и кукурузный пояс, где фермеры разводят мясной скот и свиней.
    Здесь и пояс яровой пшеницы, которая давно уже вытеснила естественные ландшафты прерий. А южнее - пояс озимой пшеницы.
    
    Хлопковый пояс сильно сократился в размерах, но зато сельское хозяйство стало многоотраслевым и интенсивным. Старый Юг, знаменитый своими табачными плантациями; именно здесь были изобретены и до сих пор выпускаются сигареты "Мальборо". Здесь же - главный район производства цыплят-бройлеров. Майами крупнейший курорт мира; цитрусовые отсюда расходятся по всей стране.
    Пастбищное животноводство, хлопководство, овощеводство, садоводство.
    Вывод
    Северо-Восток – «мастерская нации»
    
     Средний Запад – житница страны
    Юг – район больших перемен
    Запад – самый молодой и динамичный макрорайон США
    
    
    	V.	Диагностика качества освоения темы
    
    1. Благоприятствует развитию хозяйства Северо-Востока:
    А) богатые запасы нефти и руд цветных металлов;
    Б) выгодное ЭГП запасы угля и особенности колонизации; 
    В) обширная территория с разнообразными минеральными ресурсами.
    
    2. Самую большую площадь занимает макрорегион:
    А) Запад;
    Б) Юг;
    В) Северо_Восток;
    Г) Средний Запад.
    
    3) Главная отрасль промышленности Среднего Запада:
    А) текстильная;
    Б) цветная металлургия;
    В) автомобилестроение;
    Г) швейная и обувная.
    
    4) Хлопковый пояс располагается на территории: 
    А) Тихоокеанского Запада;
    Б) Юга;
    В) Приозерья;
    Г) Новой Англии.
    
    5. До Второй мировой войны специализировался на добывающей промышленности и пастбищном животноводстве район (штат):
    А) Пенсильвания;
    Б) Флорида;
    В) Средний Запад;
    Г) Запад.
    (Ответы: 1Б, 2А, 3В, 4Б, 5Г).
    
    VI. Рефлексивная деятельность
    Самоанализ и самооценка ученика
    
    Задание 1 
    Над какими заданиями в группе тебе было интереснее всего заниматься?
    Участвовал(а) ли ты в обсуждении проблем, принятии решения о формах представления результатов работы группы?
    Задание 2. (самооценка). Закончите предложения:
    1. Я доволен (льна) тем, что сегодня самостоятельно смог(ла) ____________________________________________________________________
    2. Я не доволен (льна) тем, что сегодня ______________________________
    	
    VII. Домашнее задание с. 311 -306.  прочитать, уметь давать характеристику макрорайонов США.  Задание по группам.
     

    Автор(ы): Лебедянцева Т. Г.

    Скачать: География 11кл - Конспект.docx