Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

33. Глобальные прогнозы, гипотезы, проекты, аспекты (Данилко Н. П., Канайкина О. В.)

Текст урока

  • Конспект

     Канайкина Ольга Владимировна
    Учитель географии, 
    МОАУ «СОШ № 25 г.Орска»
    
    Название предмета география
    Класс 11
    УМК «Экономическая и социальная география мира». В.П.Максаковский, 2006г
    Уровень обучения базовый
    Тема урока  Глобальные прогнозы, гипотезы, проекты.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
    Место урока в системе уроков по теме: второй урок по разделу «Глобальные проблемы человечества»
    Цель урока: углубить представления о глобальных проблемах человечества, показать возможность оптимистического развития человечества при соблюдении определенных условий.
    Задачи урока:
    Образовательная
    Формировать представления о глобальных проблемах, гипотезах,  прогнозах и проектах их решения; 
    Развивающая
     Развивать  навыки работы с дополнительным материалом, 
    Уметь выбрать необходимый материал, 
    Навыки работы со статистическим материалом.
    Воспитывающая
    Показать роль общества и личности,  способствующую становлению и  развитию экологической культуры;
    Планируемые результаты:
    Учащиеся знают природные и антропогенные причины возникновения  геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите  людей от стихийных природных и техногенных явлений; умеют находить в разных источниках информацию, необходимую для  изучения  экологических проблем;  анализировать информацию, необходимую для изучения разных территорий;
    .Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор, карта мира, учебник, проекты обучающихся. 
    Содержание урока
    I. Организационный момент
    Проверка готовности учащихся к уроку.
    II. Вступительное слово учителя: 
         Глобальные проблемы привели к тому, что ученые большинства наук заинтересовались перспективами будущего и разработали немало глобальных прогнозов развития цивилизации не только на ближайшую, но и отдаленную перспективу.  Приняв форму глобального моделирования, оно выражается в построении математических моделей. Пройдя определенную структуризацию стали выделяться социально-экономические, демографические, экологические модели развития. Насколько модели оптимистичны или пессимистичны, поэтому рассматривается два подхода – пессимистический и оптимистический. Сценарии глобальных прогнозов, разработанные –участниками «Римского клуба», еще в  -70-е годы, имеет ярко выраженный пессимистический подход. По их мнению, в середине XXI века человечество ожидает:  истощение природных ресурсов планеты; катастрофическое загрязнение окружающей среды; наступление экологического, ресурсного, продовольственного кризисов; вымирание населения планеты. Это были ученые алармисты. Французский термин alarme – означает «тревога». Ученые – алармисты предлагали ограничить, а еще лучше прекратить рост населения и производства на планете. 
         Некоторые изменения в мировой футурологии произошли в 80-е годы и были направлены в пользу более оптимистической оценки будущего человечества. Придерживаясь этого подхода, ученые не отрицают, что возникшие глобальные проблемы очень сложны. В докладе «Наше общее будущее» международная комиссия по проблемам окружающей среды в 1987 году предупреждала о возможности экологического кризиса и кризиса развития. Говоря об этом, ученые все-таки исходят из того,  что земные недра и Мировой океан имеют достаточно большое количество неиспользованных и еще не открытых богатств. Кроме этого с развитием НТР произойдет замена традиционных ресурсов на  новые, улучшится равновесие между обществом и природой, а демографический взрыв явление не вечное. В 90-е годы появились новые экологические и экономические прогнозы.  Авторы этих прогнозов считают, что в течении первых двух десятков лет XXI века число постиндустриальных стран увеличится. Но, наиболее высокий уровень жизни, по-прежнему будут обеспечивать страны «золотого миллиарда», т.е. высокоразвитые постиндустриальные страны. Южные, менее развитые страны, ожидает дальнейшая дифференциация  на более богатые и бедные. Экономическая пропасть между Севером и Югом будет несколько меньше по абсолютным и долевым показателям, а разрыв по душевым показателям ВВП по-прежнему останется значительным.
    III. Создание проблемной ситуации на уроке с помощью видеофрагментов
    Видео - 1. Пессимистический прогноз. 
    Видео – 2 Оптимистический подход. 
    IV. Основная часть урока (конференция)
    Сегодня, на уроке мы выслушаем две точки зрения в решении глобальных проблем. Поэтому я попрошу вас, на время урока стать журналистами на конференции, где ученые геологи и экологи защищают свою точку зрения на события будущего. 
    Задача журналистов внимательно слушать выступления, подготовить вопросы к докладчикам, вооружиться блокнотами, фиксировать пессимистические и оптимистические подходы развития мира. Если к какому-то прогнозу вы более склонны, ставьте знак «+». В конце конференции мы подсчитаем количество «+» в колонке «пессимистического» и «оптимистического» прогнозов.
    ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОГНОЗЫ
    
    Пессимистический                                                                       Оптимистический
    Выступление участников конференции с заранее подготовленными сообщениями.
    Начинаем нашу конференцию.  Предоставляю слово ученым-геологам с пессимистическим прогнозом на природные ресурсы.
    1. Пессимистический прогноз о количестве  природных ресурсов (приложение 1)
    2. Оптимистических прогноз о природных ресурсах (приложение 2)
    3. Пессимистический прогноз экологов (приложение 3)
    4. Оптимистический прогноз экологов (приложение 4)
    Обсуждение, выводы, вопросы.
    Учитель: вы выслушали два подхода: пессимистический и оптимистический. Пожалуйста, сделайте выводы и озвучьте их. Задайте вопросы ученые - участникам сегодняшней конференции.
    Гипотезы: о чем спорят ученые? Познакомимся с некоторыми из них.
    1. Гипотеза «Парниковый эффект» (приложение 5)
    2. Гипотеза «Стабилизация численности населения» (приложение 6)
    Проекты будущего.
    Существует также не мало инженерных проектов перестройки природы крупных регионов Земли. В большинстве своем они связаны с Мировым океаном.
    Проекты будущего (приложение 7)
    Давайте подведем итоги сегодняшней конференции, озвучим, сделанные вами выводы, и подсчитаем количество «+» в разделе «пессимистические» и в разделе «оптимистические» прогнозы.
    V. Рефлексия 
    Нарисуйте смайлик, вырази свое мнение, если:
    1. Все работали активно, выступления готовили тщательно, получили удовольствие и пользу.
    2. Не все принимали участие, поняли свои недочеты, попытались подойти творчески.
    3. Шумели, отвлекались, дело делали для галочки.
    
    VI. Домашнее задание: §2, в теме 11, задание № 9, стр. 373
     

    Автор(ы): Канайкина О. В.

    Скачать: География 11кл - Конспект.docx
  • Конспект

     Данилко Наталья Петровна, 
    учитель географии МОАУ 
    «Гимназия №3 г. Орска 
    Оренбургской области»
    
    Название предмета: география
    Класс:  11
    УМК: Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. Учреждений / В.П. Максаковский. – 14-е изд. - М.: Просвещение, 2006.
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: «Глобальные прогнозы, гипотезы, проекты, аспекты»
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час.
    Место урока в системе уроков по теме: Тема 11. Глобальные проблемы человечества. Урок 2.
    Цель урока: формирование представления о глобальных гипотезах, прогнозах и проектах.
    Задачи урока:
    Образовательная: сформировать представления о глобальных гипотезах, прогнозах и проектах, рассмотреть возможные пути их разрешения. 
    Развивающая: продолжить формировать навыки работы с дополнительным материалом, умения анализировать текст учебника, выбирать необходимый материал,  защищать и аргументировать свою точку зрения.
    Воспитательная: продолжить  формировать основы географической культуры и мировоззрения.
    
    Планируемые результаты: 
    Знать: особенности глобальных гипотез, прогнозов и проектов. 
    Уметь: анализировать разные источники информации. 
    
    Техническое обеспечение урока: компьютер, интернет - ресурсы, атлас. 
    Содержание урока:
    1. Организационная часть урока
    2. Мотивация учащихся и актуализация опорных знаний.
    3.  Изучение нового материала
    4. Закрепление
    5. Домашнее задание. Оценки за урок
    6. Рефлексия
    
    
    
    Ход урока
    Эпиграф:  
    «Земля не досталась нам в наследство от родителей, 
    землю  нам одолжили на время наши дети»
    
    1. Организационная часть урока.
    Приветствие. Проверка готовности к уроку. Постановка темы, цели и задач урока.
    2. Мотивация учащихся и актуализация опорных знаний.
    Изучение новой темы начинается с обсуждения основных глобальных проблем человечества, изученных на предыдущем курсе.
    
    3. Изучение нового материала.
    1) Глобальные пpoгнозы развития человечества - два подхода, которые можно рассмотреть:
    1) пессимистический
    2) оптимистический	
    Прочитать, осмыслить и обсудить материал учебника (стр.364-365), ответить на вопросы:
    1. В чем заключается суть подхода?
    2. В чем состоит главный путь решения глобальной проблемы?
    3. Прогнозы конца XX и начала  XXI века. 
    Полученные в ходе обсуждения знания систематизировать в табличной форме.
    
    Пpoгнозы развития человечества
    пессимистический
    оптимистический
    особенно ярко проявился в глобальных сценариях, разработанных в 70-х гг. участниками так называемого Римского клуба 
    в большинстве взял верх в В 80-х гг. в мировой футурологии
    В середине XXI в. полностью истощатся многие природные ресурсы Земли, а загрязнение окружающей среды достигнет катастрофического уровня. В результате наступит «конец света». 
    Недра Земли и Мировой океан таят в себе еще много неиспользованных и неоткрытых богатств; на смену традиционным придут новые ресурсы; НТР поможет улучшить экологическое равновесие между обществом и природой. Современный демографический взрыв — отнюдь не вечное явление. 
    Главный путь решения
    Оганичение, а еще лучше – прекращение pocта и населения и производства.
    
    Социальный прогресс человечества в сочетании его с научно-техническим прогрессом, потепление мирового политического климата и разоружение для развития.
    Понятия: Римский клуб, алармисты, ученые – футурологи, «золотой миллиард»
    
    2) Глобальные гипотезы – о чем спорят ученые? (работа с учебником – стр.365-366)
    Ответить на вопрос: в чем отличие прогнозов от гипотез и проектов? (дать определения каждому понятию, используя интернет-ресурсы). Кратко охарактеризовать некоторые глобальные научные гипотезы. 
    - Гипотеза стабилизации численности населения Земли 
    - Гипотеза Ойкуменополиса
    - Гипотеза глобального потепления климата на Земле (гипотеза парникового эффекта).
    
    
    
    3) Глобальные мировые проекты: необходима осторожность!
    Значительная часть этих проектов связана с Мировым океаном, речными системами, транспортным строительством. Проекты, касающиеся Мирового океана, предполагают создание гигантских плотин в проливах и использования морских течений. 
    Используя ресурсы интернета, привести примеры глобальных мировых проектов, оценить их необходимость и значимость для природы и человечества. Сделайте выводы.
    
    4. Закрепление.
    Что мы изучали сегодня на уроке?
    Что мы для этого делали на уроке?
    Для чего мы выполняли эти задания?
    
    5. Домашнее задание.
    1) Прочитав текст учебника (стр.364-367
    2) Выполнить итоговое задание 10 на стр.373 учебника.
    3) Подготовить дополнительный материал по теме «Стратегия устойчивого развития»
    
    Оценки за урок
    
    6. Рефлексия.     Сегодня на уроке я узнал…
                          Мне показалось интересным…
                          Считаю для себя важным…
    
    
     

    Автор(ы): Данилко Н. П.

    Скачать: География 11кл - Конспект.docx

Другие материалы