Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

4. Транспорт. Отрасли непроизводственной сферы (Байдавлетова Е. З.)

Текст урока

  • Конспект

     Байдавлетова Елена Зуфаровна
    учитель географии
    МОАУ «СОШ № 13 г. Орска»
    Название предмета: география
    Класс: 11
    УМК:   Экономическая и социальная география мира / В.П. Максаковский. – М.: Просвещение, 2006г.
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Транспорт. Отрасли непроизводственной сферы. 
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час 
    Место урока в системе уроков по теме: 4 урок раздела «Зарубежная Европа».
    Цель урока: изучение транспорта и непроизводственной сферы Зарубежной Европы.
    Задачи урока:
    - сформировать представление о структуре, проблемах и перспективах развития транспортной системы Европы, охарактеризовать непроизводственную сферу Зарубежной Европы;
    - развивать навыки самостоятельной работы с тематическими картами атласа, контурными картами, информационным текстом, различными источниками информации, продолжить формирование умений анализировать и делать выводы;
    - воспитывать культуру общения.
    Планируемые результаты:
    Знать: особенности транспортной системы Зарубежной Европы, отрасли непроизводственной сферы Европы.
    Уметь: применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за социально-экономическими процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов; сопоставлять географические карты различной тематики;
    Техническое обеспечение урока: мультимедийный проектор, экран, колонки.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы): презентация учителя «Транспорт и непроизводственная сфера Зарубежной Европы» (MS PowerPoint), атласы 10 класс, информационные листы для групп (приложение 1), раздаточный материал с заданиями на закрепление изученного материала (приложение 2), сайт InternetUrok.ru видеоурок  «Сельское хозяйство и транспорт Зарубежной Европы. Часть 3 Транспортная система Европы»
    Ход урока
    I. Организационный момент - 1 мин
    II. «Географическая пятиминутка»  по теме «Зарубежная Европа» (показ географических объектов на карте в атласе) 4 мин
    Работа в парах, один из учащихся называет государство Европы, другой учащийся показывает по карте атласа, называет его столицу, затем учащиеся меняются ролями. Взаимопроверка.
    III. Определение темы урока. Актуализация знаний - 3 мин
    На экране эпиграф к занятию:  «Эффективность национальной экономики, экономический рост, устойчивость развития отраслевых и территориальных комплексов, внешнеэкономической деятельности традиционно определяется функционированием транспорта» (слайд 1)
    «?»: Внимательно прочитайте эпиграф к занятию. Какую проблему обнаруживает? Объясните, как он связан с темой нашего урока? (транспортная система оказывает заметное влияние на экономическое развитие региона)
    Вспомните! (беседа)
    1. Почему  транспорт  называют  «фундаментом»  хозяйства?
    2. Назовите  основные  виды  транспорта.
    3. Какие  показатели  используют  для  оценки  работы  транспортной  системы?
    4. Вспомните, что такое транспортная сеть и транспортный узел?
    5. Какие отрасли экономики образуют непроизводственную сферу?
    - Попытайтесь сформулировать тему нашего урока («Транспорт. Отрасли непроизводственной сферы») (слайд 2)
    IV. Постановка целей и задач урока - 2 мин
    - Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке? Что нам предстоит узнать? (перечисляют задачи) Корректировка учителем.
    - Определить уровень развития транспортной системы Европы
    - Охарактеризовать непроизводственную сферу Зарубежной Европы
    V. Изучение нового материала 28 мин
    - Транспортная система Европы хорошо развита. По обеспечению транспортной сетью Зарубежная Европа занимает 1-ое место в мире. Предлагаю вашему вниманию, отрывок видеоурока  «Сельское хозяйство и транспорт Зарубежной Европы. Часть 3 Транспортная система Европы» (ссылка на сайт интернет-урок.ру). Просмотрев его, выделите отличительные особенности транспортной системы Европы. (Беседа, обсуждение, корректировка учителем). – 6 мин
    Особенности транспортной системы Зарубежной Европы (слайд 3):
    - густота и сложная конфигурация транспортной сети;
    - небольшая дальность перевозок;
    - высокая доля международных и транзитных перевозок;
    - повышение доли автомобильного транспорта и снижение доли железнодорожного
    - существование крупных транспортных узлов, в т.ч.  морские портово-промышленные комплексы ( Лондон, Гамбург, Роттердам, Антверпен, Гавр);
    - большое значение речных путей (Рейн, Дунай);
    - развитие паромного сообщения (по Балтийскому, Северному и Средиземному морям)
     «Виды транспорта» (работа в группах) -  6 мин
    Учащиеся делятся на группы: 
    1 группа – изучает автомобильный транспорт
    2 группа – морской транспорт
    3 группа – речной транспорт 
    4 группа – железнодорожный транспорт
    5 группа –авиационный транспорт
    Каждая группа получает информационный текст и характеризует вид транспорта по плану, учащиеся фиксируют записи в тетрадях. 
    План характеристики транспорта:
    1. Значение транспорта
    2. Доля в грузообороте
    3. Главные направления магистралей и крупные транспортные узлы (работа в к/к) 
    4. Проблемы и перспективы развития транспорта (слайд 4)
    Выслушиваются выступления групп - 5 мин
    - Практически во всех странах Европы получила развитие непроиз­водственная сфера. Главными финансовыми центрами Европы являют­ся Цюрих, Лондон, Париж, Берлин, Франкфурт-на-Майне, Милан. (слайд 5)
    Туризм- 9-10 мин (слайд 6)
    - Зарубежная Европа — основной туристический центр мира. Доля Европы в международном туризме превышает 60%. Такой высокий уровень развития туризма можно объяснить рядом предпосылок:
    1. В регионе благоприятные природно-рекреационные условия. К их числу относится благоприятный климат, изрезанность береговой линии, густая речная сеть, мозаичность ландшафтов, разнообразное сочетание пейзажей.
    2. Богатство истории, высокий уровень культуры, образования, мозаичность национального и религиозного состава.
    3. На развитее туризма влияет и то, что это страны высокого социально- экономического развития, растущие доходы населения, высокая урбанизация, наличие инфраструктуры.
    4. Благоприятно на туризм влияет и достаточно мирная обстановка в регионе.
    - Пользуясь текстом учебника стр. 196 -197, составьте кластер «Виды туризма Зарубежной Европы», один учащийся работает у доски. 
    VI. Закрепление изученного материала – 4мин
    Задания в рабочих листах на каждой парте: 
    1.Выберите отличительные особенности транспортной системы Зарубежной Европы:
    а) исключительная густота сети дорог (первое место в мире);
    б) представлены все виды связи;
    в) короткие расстояния,  
     г) наличие международных магистралей широтного и меридионального направления, 
    д) напряженные морские паромные связи, 
    е) наличие транспортных узлов регионального международного значения, 
    ж) высокая доля международных транзитных перевозок.
     2. Среди широтных железнодорожных магистралей необходимо выделить:
    А) Лиссабон – Мадрид - …- Берлин - …- Москва.
    Среди меридиональных – такие, как:    б) Лондон - …- Марсель;      в) Гамбург - …- Рим; 
    г) Берлин - …- … - Стамбул 
    3. На Дунае расположены такие речные порты, как Регенсбург, Линц, Братислава, …, …, Руссе, Измаил (Украина).
    4.  Рейнская ось, являясь стержнем территориальной структуры хозяйства стран Западной Европы, «нанизала»: 1) такие промышленные районы, как Нижнерейнский и …, 2) такие крупнейшие транспортные и промышленные узлы, как Кельн, …, самый крупный речной порт мира …, самый большой порт мира …
    5. Назовите самый крупный порт в Европе.
    6. Какое влияние оказывает туризм на социально-экономическое развитие стран?
    7. Какие факторы отрицательного влияют на развитие туризма в мире?
    VII. Итоги урока – 2 мин
    Задает учащимся вопросы: «Достигли ли мы поставленной цели урока? Какой вывод из всего изложенного можно сделать?»
    Выставление и комментирование оценок.
    VIII. Домашнее задание – 1 мин
    стр. 194-197 в учебнике, читать пересказ, повторять географическую номенклатуру по разделу «Зарубежная Европа»
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Байдавлетова Е. З.

    Скачать: География 11кл - Конспект.docx

Презентация к уроку

Задания к уроку