Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

48. Северо-Западный район

Текст урока

  • Конспект

     Мажекенов Ербулат Балтабаевич , учитель географии,
    МБОУ «Орловская ООШ» Сакмарский район
    
    Предмет: география
    Класс: 9
    УМК: А.И. Алексеев, В.В. Николина География: население и хозяйство России. - М.: «Просвещение», 2009.
    Уровень обучения: базовый
    
    Тема урока: Северо-Западный район.
    
    Общее количество часов: в разделе – 27, в теме - 10
    Место урока в системе уроков по теме: 8, в разделе -  9
    Цель урока: изучить особенности экономики Северо - Западного района 
    Задачи урока: 
    Образовательные: познакомить учащихся с ЭГП Северо-Западной России,                       особенностями природы, населением, специализацией экономического района. 
    Развивающие: совершенствовать умение учащихся работать с разными источниками географических знаний; развивать картографические умения
    Воспитательные: воспитывать ответственное отношение к учению; воспитание чувства патриотизма.
    
    Средства обучения: политико-административная карта России, атласы
    
    Ход урока
    1. Организационный момент
    
    2. Проверка  домашнего задания
    (беседа по вопросам учебника стр. 258)
    
    3. Изучение нового материала:
    Северо-Западный район
    Учитель: Определите положение района на территории России(учащиеся самостоятельно определяют на карте и отвечают)
    Ответы учащихся:  Район  находится на северо-западе России. Занимает окраинное положение. Самый маленький из экономических районов России.Площадь -196,5 тыс. кв.км - 1,1% от площади России. Население –7891,4 тыс.чел. – 5,6 % населения России.
    Работа с учебником и атласом: определить состав района (ответы учащихся)
    1) Ленинградская
    2) Новгородская
    3) Псковская области
    4)Калининградская область
    5)  Санкт-Петербург
    ЭГП района. 
    Учитель: Район имеет приморское положение, он омывается Финским заливом Балтийского моря. Имеет морские порты Санкт-Петербург и Калининград. После распада СССР роль порта Санкт-Петербурга возросла, т.к. Россия потеряла незамерзающие порты Эстонии, Латвии, Литвы. И остались два порта Санкт-Петербург и Калининград (показать на карте).
    Район имеет приграничное положение – он граничит с Финляндией, Эстонией, Латвией (с Литвой и Польшей граничит Калининградская область), Белоруссией.   Соседство с Центральным  и Северным экономическими районами РФ.
    Самостоятельная работа учащихся в контурных картах:
    а) выделите границу России красным цветом, границу районов – простым карандашом;
    б) подпишите названия соседних государств, районов, субъектов РФ.
    в) подпишите административные центры области
    Природные условия и ресурсыСеверо-Западного района
         Небо вечно в тумане, 
         Почва вечно в мокроте
         Как в поганой лохани, 
         На поганом болоте…
    Учитель:  Нарельеф Северо-Западного района огромное влияние оказали неоднократные оледенения. На его низменных равнинах отчетливо выражен пересеченный моренно-ледниковый рельеф с разнообразными моренными холмами, озерными впадинами и ложбинами стока талых ледниковых вод.
     Климат района характеризуется повышенной влажностью, изменяется от морского умеренного на побережье до умеренно-континентального.
    Почвы в основном подзолистые, повсеместно встречаются также торфяно-болотные. 
    Полезными ископаемыми беден. Из полезных ископаемых значительны огнеупорные глины, кварцевые пески, горючие сланцы, фосфориты ,   известняки, соляные источники, бокситы, торф, строительные материалы (гранит).
     Задание:  По карте атласа на стр. 30 определить месторождения полезных ископаемых.  (горючие сланцы - Сланцы,  фосфориты- Кингисепп,  бокситы- Бокситогорск(Тихвинское), янтарь-Балтийск, Калининградская обл.   
    Лесные ресурсы:
    Вопрос: В какой природной зоне расположен район? (тайга)
    Это  «лесной край» ель, сосна, на юге - хвойно-широколиственные леса.
    Естественная растительность (елово-сосновые леса с участием березы и др.) сильно вырублена (на 50%) и изменена. На северо-востоке леса сохранились лучше. 
    Водные ресурсы:
            Северо-Западный район обладает значительными водными ресурсами – подземными и поверхностными.       
    Северо-запад Русской равнины - озерный край: здесь около 7 тысяч озер. Крупнейшие - Ладожское (площадь 18 тыс. кв. км), Онежское, Чудское, Ильмень, Псковское.
     Реки многоводны (Нева, Нарва, Луга, Волхов). Речная сеть — густая, но реки сравнительно короткие, молодые;  среди них выделяется Нева — одна из самых многоводных рек в европейской части страны,  вытекающая из Ладожского озера и впадающая в Финский залив.  
    Агроклиматические ресурсы не совсем благоприятны для хозяйственной деятельности, т. к. территория заболочена, большая влажность. 
     Вывод: Природные условия относительно благоприятны, но природные ресурсы истощены, особенно минеральные.
      Рекреационные ресурсы.
    - Северо-Западный район обладает уникальными рекреационными ресурсами - памятники истории и архитектуры, природные ландшафты - зоны отдыха и туризма. 
    -Сеть дворцово-парковых ансамблей вокруг Санкт-Петербурга, Пушкинский заповедник, города-музеи Новгород и Псков
    Учитель: Еще в древности здесь на старых водных путях образовались древние города. К сегодняшнему уроку Вы должны были приготовить сообщения о городах Великий Новгород, Псков, старая Ладога, Санкт – Петербург. (ответы учащихся)
    4. Закрепление:
    1)Какие области входят в состав Северо-Западного района?
    2)Северо-Западный район имеет … положение
    3) Половина население Северо-Запада проживает в …
    Рефлексия.
    У Вас на столе  кружки трёх цветов. Зелёный цвет  понравился урок, жёлтый не понравился, красный безразлично. Поднимите свой кружок. 
    Выставление оценок.
    5. Домашние задание. § 50 опишите образ жизни помора, включая особенности питания, жилища, традиций, занятия.
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Мажекенов Е. Б.

    Скачать: География 9кл - Конспект.docx