Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

51. Европейский Север. Природа. Народы

Текст урока

  • Конспект

                                          Евсеева Нина Григорьевна, учитель географии,
    МБОУ «Марьевская  ООШ» Сакмарский район
    Предмет: география
    Класс: 9
    УМК: А.И. Алексеев, В.В. Николина География: население и хозяйство России. - М.: «Просвещение», 2009.
    Уровень обучения: базовый
    
    Тема урока:  Европейский  Север. Природа. Народы.
    Общее количество часов: в разделе – 27, в теме - 2
    Место урока в системе уроков по теме: 1, в разделе - 12
    Цель урока:  сформировать представление об особенностях ЭГП, природных условий  и ресурсов, населения Европейского Севера.
    Задачи урока: Образовательные:  изучить особенности ЭГП, природных условий и ресурсов; познакомить с населением Европейского Севера.
    Развивающие: совершенствовать умение учащихся самостоятельно  работать с картами, учебником  и делать выводы; отработка навыков публичного выступления.
    Воспитательные:  воспитание чувства патриотизма и бережного отношения к природе.
    
    Средства обучения: физическая и политико-административная карты России, атласы, учебник, компьютер, проектор, презентация «Уникальные объекты  Европейского Севера», раздаточный материал –маршрутный лист
                             
                                                                Ход урока
    1. Оргмомент.
    
    2.  Мотивация учебной деятельности учащихся. Сейчас я хочу показать вам  два уникальных места находящихся на территории нашей страны, имеющих всемирную известность, как культурные и природные памятники. 1) Ки́жи или Ки́жский пого́ст — всемирно известный архитектурный ансамбль, расположенный на острове Кижи Онежского озера, состоящий из двух церквей и колокольни XVIII—XIX веков.  2) Кива́ч — водопад на реке Суна в Карелии. Высота водопада около 11 метров, третий по величине равнинный водопад Европы. (Сс. Атлас с.31. Культурное наследие Анализ карты атласа)
    
    
    3. Актуализация знаний. Что вы помните из курса 8 кл. об этой территории?  Ответы учащихся.
     Давайте вспомним план характеристики экономического района.
                     1. Состав
                     2. ЭГП
                     3. Природные условия и ресурсы
                     4. Население и трудовые ресурсы. ( На сегодня достаточно)              
    4.  Каковы же цели нашего  урока? (озвучивают)
    5. Первичное усвоение и проверка понимания новых знаний. На ваших маршрутных листах задания, которые нам позволят познакомиться и расширить знания о Европейском Севере (см. приложение 1)
    Задание 1: (выполняем в парах) В учебнике на стр. 359  по рис.86 «Европейский Север» и карте атласа «Европейский Север и Северо-Запад России» (стр. 30) определите, какие субъекты РФ входят в состав района, нанесите их на к\к  Мурманская обл., Республика Карелия (г. Петрозаводск), Архангельская обл. с Ненецким автономным краем (г. Нарьян-Мар), Республика Коми (г. Сыктывкар), Вологодская обл. Вывод: Европейский Север включает 3 области, 1 автономный округ и 2 республики.
    задание № 2, на его выполнение в парах у вас есть 2 минуты. 
     Пользуясь картой  атласа «Европейский Север и Северо-Запад России» (стр. 30) дайте оценку экономико- географического положения Европейского Севера. - крайний европейский север; - пересекает Северный полярный круг; - приморское положение (Баренцево, Белое и Карское моря Северного Ледовитого океана); - пограничное положение (Норвегия и Финляндия); - соседское положение (Северо-Западный, Центральный и Уральский экономические районы) - проходит Северный морской путь, транспортная сеть – редкая. Железные дороги расходятся по 3 направлениям – на Мурманск, на Архангельск, на Воркуту. Но есть возможность использовать в навигацию судоходные реки: Печору, Северную Двину и водно-озерный путь из Ладожского озера по реке Свирь в Онежское и по каналу – в Белое море. Вывод: северное положение;  приморское положение;  пограничное положение. 
    задание №3, на формулировку ответа, в парах и нанесения полезных ископаемых на к\к  вам, дается 8 мин.  Используя текст учебника   и карту атласа «Европейский Север и Северо-Запад России» (стр. 30) дайте оценку природно- ресурсному потенциалу района. 
           Рельеф
           Климат
           Водные ресурсы
           Природные зоны (о тундре, тайга состоит из ели и сосны. В Карелии растет ценная береза с мраморным рисунком древесины)
    - Печорский угольный бассейн;
    - железные руды Кольского полуострова и Карелии;
     - Хибинское месторождение апатитов; 
    - Мончегорское медно-никелевое месторождение; -
     месторождения нефти и газа Тимано-Печорская провинция и на шельфе Баренцева моря; 
    Вывод: Природные условия суровые на севере и неблагоприятные на юге, но район обеспечен ресурсами:
    -  лесными ;
     - водными  и гидроресурсами;
    - минеральными; 
    - богатые морские биоресурсы; 
    (Местное население издавна промышляло здесь морского зверя (тюленей), занималось рыбной ловлей. И это не случайно, ведь моря района поражают рыбными богатствами (до 50 видов в Белом море): камбала, треска, сельдь, сёмга; до 200 видов водорослей; миллионы тонн запасов беспозвоночных, самыми ценными из которых являются мидии
     К сожалению, бездумный и хищнический лов рыбы приводит к экологической катастрофе.
    Физкультминутка. «Вверх по радуге». Встаньте, закройте глаза, сделайте глубокий вдох. И представьте, что вместе с этим вдохом вы взбираетесь вверх по радуге, а выдыхая – съезжаете с нее, как с горы. Повторите 4-5 раз. Присаживайтесь. …
    Выступление уч-ся по 1, 2, и 3 заданиям (до 9 мин)
    Задание №4.  (4мин) Прочитайте и  запишите в тетрадь.   определите, в каком направлении и вдоль чего шло освоение территории района?
     Этапы освоения Европейского Севера:  Белозерск 862г. Вологда 1147г. Великий Устюг 1212г. Архангельск 1584г. Сыктывкар 1586г. Петрозаводск 1703г. Череповец 1777г. Котлас 1890г. Мурманск 1916г. Ухта 1929г. Освоение района началось в IX веке с юга на север вдоль транспортных путей. Города, как «жемчужины» нанизаны на них. В начале города создавались на берегах судоходных рек. («жемчужная нить») 
    Вывод: Освоение шло с юга на север вдоль транспортных путей. 
    
    Что вы знаете о Беломорканале?  – (он соединяет Онежское озеро с Белым морем и первая большая стройка ГУЛАГа (Гла́вное управле́ние лагере́й и мест заключе́ния — подразделение НКВД СССР). Беломорско-Балтийский канал имел, прежде всего, военно-стратегическое значение. В 30-е - 40-е гг. по нему были проведены подводные лодки, торпедные катера в Белое море, ставшие основой для создания Краснознамённого Северного флота, сыгравшего важную роль в победе советского народа в Великой Отечественной войне).
    
    Задание № 5.  Остался еще вопрос. Какой? ( Население и трудовые ресурсы)
    Как мы его будем рассматривать? (правильно, проанализируем карты)
     . Работа с картой. Плотность населения.     Национальный состав.
    Беседа. 1. Каковы особенности размещения населения на Европейском    
                         Севере?        
                    2. Какой возрастной состав населения?
                     3. Каковы черты характера складывались у русского населения Европейского Севера и почему? (Ответ найдете в учебнике с.261)
    Закрепление: 1.     Назовите моря, омывающие Европейский Север.
    2.     Назовите государства, граничащие с районом
    3.     Почему в районе бывает полярный день и полярная ночь
    4. Состав Европейского Севера?
    5.     Почему Баренцево море теплее Белого?
    6.     Почему рудные полезные ископаемые распространены на северо-   западе района, а топливные—на северо-востоке?  
    7.      В чем выгодность ЭГП?
    8.      Какие миграции характерны для Европейского Севера?  
    9.       Назовите коренные народы Севера?       
        Итог урока   
    Домашнее задание:   п.50 работа с картой  Индивидуальное задание: 1. Подготовить сообщение о поморах.  2. Подготовить сообщение о староверах.
                                 
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Евсеева Н. Г.

    Скачать: География 9кл - Конспект.docx

Презентация к уроку

Задания к уроку