Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

62. Западная Сибирь

Текст урока

  • Конспект

     Шишова Оксана Богдановна, учитель географии,
    МБОУ «Сакмарская СОШ» Сакмарский район
    Предмет: география
    Класс: 9
    УМК: А.И. Алексеев, В.В. Николина География: население и хозяйство России. - М.: «Просвещение», 2009.
    Уровень обучения: базовый
    
    Тема урока: Западная Сибирь
    
    Общее количество часов: в разделе – 27, в теме - 4
    Место урока в системе уроков по теме: 1, в разделе - 23
    Цель урока: сформировать знания об особенностях ЭГП Западной Сибири ее основных районов, специфике природных условий и ресурсов
    Задачи урока: 
    Образовательные: Совершенствовать знания обучающихся об отраслях специализации.
    Развивающие: Развивать внимательность, логическое мышление, расширять кругозор у  обучающихся, подготавливать к жизни в постиндустриальном обществе.
     Воспитательные: Развивать познавательный интерес, творческую активность, воспитывать информационную культуру.
    Оборудование: политико-административная карта России, карта «Западная Сибирь»
    
    Ход урока:
    1.Организационный момент.
    Урок мне хочется начать словами М. Ломоносова
     «Могущество Российское Сибирью  
                                           станет прирастать».
    Эти слова будут являться эпиграфом нашего урока, тема которого «Западная Сибирь».                                                                                             В конце урока при подведении итогов вы должны объяснить смысл этого выражения.                                                                                                                                                                                       - Запишите тему урока в тетради.
    
    - Над какой проблемой будем работать  на уроке, и в чем она заключается?
    1. Определить народнохозяйственную функцию района в настоящее время 
     2. Создать «образ района».
    
    2. Изучение нового материала.
    
    1. Состав Западной Сибири (запишите в тетради). ЭГП
    
    9 Субъектов Федерации:
       
      5 областей:  Тюменская (Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО), Омская, Новосибирская, Томская, Кемеровская
            Ханты-Мансийский  /  \Ямало-Ненецкий
                                      2 автономных округа
                                       1 край: Алтайский
                                       1 Республика Алтай
    
    Дайте оценку ЭГП Западной Сибири. Для выполнения задания вы можете использовать план (самостоятельно работают с картами атласа). 
    1. Положение по отношению к природным объектам.
    2. Положение по отношению к государственным границам.
    3. На территории страны.
    4. Соседи.
    5. Выход к морю.
    6. Транспортное положение. (выполнение задания в тетради)
    
    2.Оценим природные условия  (Работа со схемой на доске).
    
    Дайте краткую характеристику природных условий Западной Сибири. В чем отличие природных условий? Оцените природные условия 
    Заполните таблицу, работая с картами атласа.
    
    
    Западная Сибирь
    Рельеф 
    Низменность – Западно-Сибирская равнина
    На юге горы Алтай
    Климат 
     С     Арктический 
    
      Ю   Континентальный 
    Воды 
    Обь и ее притоки, болота
    Почвы 
    1/3 всех почв – вечная мерзлота, 4/5 подзолистые почвы, на юге черноземы
    Природные зоны
    Широтная зональность:
    С   Арктическая пустыня
          Тундра 
          Тайга 
          Лесостепи
    Ю  Степи      
    
    Вывод: освоение территории осложнено заболоченностью территории, вечной мерзлотой, полярной ночью на севере Западной Сибири.
    
    3.Природные ресурсы 
    
     Задание №1. На основе карт атласа:
    1в. Укажите основные сырьевые районы России
    2в. Предложите их классификацию по значению в хозяйственной деятельности человека
    3в. Выявить черты сходства и различия Западной Сибири и Европейского Севера.     Объяснить почему?
    
    Выделяется 2 сырьевых района:
                                                /                                   \
      НЕФТЕГАЗОХИМИЧЕСКИЙ      УГОЛЬНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ
    1.Район добычи нефти и газа (север)       2.Район добычи каменного угля  (юг)
                  По значимости: 1 место    -       газ 90%
                                              2 место    -        нефть 70%
                                              3 место    -        каменный уголь 20%
                                              4 место    -        железные и  полиметаллические руды
    
    -На основе этой сырьевой базы необходимо определить специализацию Западной Сибири.
    
    4. Специализация района
    
    Задание №2. На столе приложение №1. Работа в паре.
           -Выберите характеристики, соответствующие Западной Сибири.
    (т.е. отрасли специализации)
    а) горнодобывающая промышленность;
    б) электроемкие производства цветной металлургии;
    в) зерновое хозяйство, мясомолочное скотоводство;
    г) добыча нефти, газа, коксующегося угля;
    д) оборонная промышленность;
    е) города-миллионеры;
    ж) добыча золота и алмазов;
    з) развитие целлюлозно-бумажного производства. 
    
    Заполнить таблицу «Специализация Западной Сибири»
    
    Отрасли специализации
    Главные районы
    1.Нефтяная
    2.Газовая      }            топливная !
    3.Угольная
    
    Томская область
    Кемеровская область
    4.Оборонная промышленность
    Новосибирск, Омск
    5.Гражданское машиностроение
    Рубцовск
    6.Химическая промышленность
    Барнаул, Омск, Томск
    7.Черная металлургия
    Кемеровская область, 
    г. Новокузнецк
    
    (2 колонку заполнить при характеристике каждой из отраслей)
    
    Вывод: Главная народнохозяйственная функция района – поставка нефти и газа в Европейскую часть страны и мира.
    
    -В какие страны ближнего и дальнего зарубежья поставляется российская нефть и природный газ? Работа с атласами.
    (Украина, Белоруссия, Болгария, Венгрия, Австрия, Чехия)
    
    - Как вы понимаете выражение Ломоносова? (дискуссия обучающихся)
    
    -У нас с вами особая гордость за этот экономический район, т.к. мы являемся маленькой частичкой этого региона.
    
    5. Экологические проблемы в районе в связи с хозяйственной деятельностью
    
    Экологические проблемы:
    1. Уничтожение оленьих пастбищ.
    2. Загрязнение рек нефтью.
    3. Загрязнение воздуха в районе  угольной пылью, дымом.
    4. Эрозия почв.
    5. Заболоченность.
    А вот как решить эти проблемы – это будет ваше домашнее задание.
    III. Закрепление
         Тест ОГЭ 
    1. В Западной Сибири зона севера занимает: 
    1. Большую часть территории; 
    2. Примерно половину; 
    3. Меньшую часть. 
    2. Какая природная зона отсутствует на Западно-Сибирской равнине?
    1. тундра
    2. тайга
    3. смешанные леса
    4. широколиственные леса
    3. Из ресурсов Западной Сибири наибольшее значение для страны имеют: 
    1. Лесные; 
    2. Топливно-энергетические; 
    3. Рудные. 
    4. Комплекс конструкционных материалов развит в Западной Сибири: 
    1. На севере; 
    2. На юге. 
    5. Установите соответствие:
    Природные ресурсы
    Месторождения
    1. Нефть.
    2. Газ.
    3. Уголь.
    4. Железная руда.
    А. Уренгойское.
    Б. Горная Шория.
    В. Сургутское.
    Г. Кузнецкий бассейн.
    Ответ запишите в таблицу:  
    А
    Б
    В
    Г
    2
    4
    1
    3
    6. Хозяйство Западной Сибири в основном использует ресурсы: 
    1. Собственные; 
    2. Привозные. 
    
    
    IV. Домашнее задание: § 49-50 
    1. Определите пути решения экологических проблем экономического района Западная Сибирь.
     

    Автор(ы): Шишова О. Б.

    Скачать: География 9кл - Конспект.doc