Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

6. Человек и природа. Природные условия и человек

Текст урока

  • Конспект

     
                                                                                 Лебедева Ольга Николаевна-
                                                                                 учитель географии 
                                                                                 МБОУ      Краснокоммунарская СОШ
    Сакмарский район.
    
    Название предмета: география
    Класс: 9
    УМК : А.И. Алексеев, В.В. Николина География: население и хозяйство России. - М.: «Просвещение», 2009.
    Уровень обучения: базовый.
    Тема урока: Человек и природа. Природные условия и человек.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 4
    Место урока в системе уроков по теме: 1
    Цель урока: создать условия для формирования представлений о разнообразном влиянии окружающей среды на жизнь человека. 
    Задачи урока: выявить влияние природных условий на жизнь и деятельность человека;
    вступить в диалог по проблеме влияния природных условий на заселение территорий;
    установить роль адаптации человека к окружающей среде; оценить значение внебиологической  адаптации.
    Планируемые результаты:обучающиеся научатся и получат возможность анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию; использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач; находить закономерности протекания явлений; смогут давать определения терминам и понятиям по тематике урока; объяснять влияние природных условий на жизнь и хозяйственную деятельность человека; приводить примеры биологической и внебиологической адаптации.
    Техническое обеспечение урока: мультимедийный проектор, картины, слайды, кинофрагменты, создающие образ природы.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: карточки-задания для групповой работы.
    
    Ход урока:
    Эпиграф:  Природа милая, тебе одной я внемлю,
                        Ты подарила мне и небеса и землю,
                        И их помощником я буду век за веком
                        Лишь оттого, что я родился человеком.
                                                         М. Чоконаи.
    1.Организационно-психологический момент.
             - Доброе  утро, Солнце !
              -Доброе утро, небо!
             - Доброе утро всем нам!
    
    2. Постановка и реализация целей урока:
    - Скажите, пожалуйста, какие отрасли промышленности  занимаются изготовлением :
    Мыло (продукция химической промышленности)
    Шампунь (продукция химической промышленности)
    Отбеливатель (продукция химической промышленности)
    С.М.С. – стиральный порошок (продукция химической промышленности)
    Лекарство (продукция химической промышленности)
    Турбина/энергетическое машиностроение/
    Азотное удобрение (продукция химической промышленности)
    
    -Что необходимо для изготовления той или иной продукции?
    - Так о чем же пойдет речь сегодня на нашем уроке?
    
    3.Формирование новых знаний и умений:
    - Чем отличаются  понятия «природные ресурсы»  от «природных условий»?
    В тетрадь:
    Природные условия-те элементы природы, которые не участвуют в процессе производства, но оказывают влияние на его размещение.
    Природные ресурсы- те элементы природы, которые непосредственно участвуют в процессе производства.
    - Составьте схему  « Природные условия»
    - Как же человек  использует в своей деятельности природные условия- ресурсы?
    / Работа с текстом параграфа  6/
    Обучающиеся выписывают в тетрадь и  поясняют  формы, обусловленные различными сторонами деятельности  и существования людей:
    а/практическое отношение к природе;
    б/эстетическое отношение;
    в/познавательное отношение;
    г/адаптивное отношение.
    - Человек освоил огромные территории планеты, хотя  как новый  биологический вид появился на планете недавно. Неизвестно, произошло это в одном месте или в нескольких местах.  Но  одно очевидно, что человек расселялся в местах с благоприятными природными условиями: о. Ява, Средиземноморье, Китай, Восточная Африка.
       По мере роста населения таких мест на Земле становилось все меньше, и человек вынужден был осваивать территории с неблагоприятными условиями.
    - Что же это были за условия?
    - В результате  человек вынужден был приспосабливаться к окружающей среде.
    
    Работа в группах:
    Задание 1.
    -Изучив параграф 6, дайте характеристику биологической адаптации человека к природной среде. Приведите примеры.
    Задание 2.
    -Изучив параграф 6, дайте характеристику внебиологической адаптации человека к природной среде. Приведите примеры.
    Задание 3.*
    -Докажите, что человек не только меняет среду обитания, но при этом меняется и сам. Свою позицию обоснуйте.
    Задание 4.*
    -Чем  вы сможете объяснить, что жилища кочевников очень схожи: юрта в пустыне и чум на севере состоят из  перевозимого каркаса и покрытия, на создание которого использованы продукты животноводства- войлок на юге, шкуры на севере?
    Задание 5.
    -Установите , когда было заселено человеком то место, где вы сейчас живете. Как здесь человек приспосабливался к природе? Как отразились особенности природы в строении и форме жилища в вашей местности?
    
    
    
    
    
    
    4.Закрепление:
    - Группы отчитываются о проделанной работе. По ходу отчета групп обучающиеся заполняют таблицу:
    
    Положительное влияние человека на изменение природных условий
    Отрицательное  влияние человека на изменение природных условий
    
    
    
    5.Домашнее задание: параграф 6, подготовить сообщение о жизни  народов Крайнего севера.
    
    
     

    Автор(ы): Лебедева О. Н.

    Скачать: География 9кл - Конспект.docx