Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

8. Влияние хозяйственной деятельности человека на природу

Текст урока

  • Конспект

     Лебедева Ольга Николаевна, учитель географии
                                                                         МБОУ Краснокоммунарская  СОШ
    Сакмарский район.
    Название предмета: география
    Класс: 9
    УМК: А.И. Алексеев, В.В. Николина География: население и хозяйство России. - М.: «Просвещение», 2009.
    Уровень обучения: базовый.
    Тема урока: Влияние хозяйственной деятельности человека на природу.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 4
    Место урока в системе уроков по теме: 3
    Цель: создать условия для формирования представлений о факторах воздействия человека на природу.
    Задачи:
    Образовательная: научить обучающихся выявлять основные виды воздействия человека на природу; осознавать последствия влияния хозяйственной деятельности человека на природу.
    Развивающая:прививать любознательность и интерес к географическим знаниям; способствовать развитию речи, умению аргументировать свои ответы, устанавливать причинно-следственные связи, решать проблемные задачи, анализировать, делать обобщающие выводы.
    Воспитательная: учить самостоятельности, способствовать формированию потребности приобретать умения по самоорганизации, воспитывать уважение друг к другу, умение слушать и слышать, сотрудничать с другими людьми в поисках необходимой информации.
    Планируемые результаты:
    Личностные: 
    -способствовать развитию познавательных интересов, учебных мотивов;
    -формировать мотивы достижения, границ собственного знания и «незнания».
    Метапредметные:
    регулятивные:
     -формировать умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
    -понимать учебную задачу урока, анализировать и осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
    -планировать свою деятельность.
    познавательные:
    -самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели;
    - проводитьанализ изучаемых объектов с цельювыявления причинно-следственных связей;
    -самостоятельно создавать способы решения проблем.
    коммуникативные: 
    -уметь давать адекватную самооценку;
    -анализировать работу товарища;
    -осуществлять взаимоконтроль и взаимопроверку;
    -участвовать в коллективном обсуждении проблем;
    -выслушивать и объективно оценивать другого;
    -уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
    Предметные умения:
    -умение объяснять, какие изменения происходят в природе под воздействием человека;
    -умение определять последствия влияния хозяйственной деятельности человека на природу.
    Техническое обеспечение урока: презентация «Воздействие человека на природу»,
    сообщения ипрезентацииучащихся на тему «Рекреационные ресурсы России».
    Содержание урока:
    1.Организационно-психологический момент:
    -Придумано кем-то
    Просто и мудро
    При встрече здороваться
    -Доброе утро!
    -Доброе утро, солнцу и птицам.
    -Доброе утро улыбчивым лицам!
    -Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом.
    2.Повторение и проверка домашнего задания:
    Вопросы:
    1.Что такое адаптация?
    2.Какие виды адаптации вы знаете?
    3.Что такое геохимические и биотические условия?
    4.К чему приводит недостаток йода в организме человека?
    5.Какую опасность несут лесные клещи?
    6.Может ли человек изменить влияние природных условий на здоровье и жизнь человека?
    7.Что относится к рекреационным ресурсам?
    - Рассказ учащихся о рекреационных районах России.
    3.Актуализация:
    -Как вы понимаете слова В.Шекспира:
    «Сведи к необходимости всю жизнь,
      И человек сравняется с животным»
    4.Изучение нового материала:
    - Природу человек рассматривает, как источник жизни, хозяйственной деятельности  человека, эстетического наслаждения. Она удовлетворяет различные потребности человека. 
    -В ходе развития общества потребности человека увеличились, а возросшие масштабы хозяйственной деятельности значительно повлияли на природу.
      Анализ влияния хозяйственной деятельности человека на природу осуществляется по следующему алгоритму:
    Потребности человека	Воздействие человека на природу 	Изменение природы            Последствия изменений для человека
    -Какие виды потребностей удовлетворяет человечество взаимодействуя с природой?
    Ответ дайте схемой, отражающей это.
    -Может ли человек лимитировать свои потребности, чтобы снизить степень воздействияна  природу? Свой ответ аргументируйте.
    -Чаще всего человек не задумывается о последствиях своего влияния на природу. И тогда ухудшается качество окружающей среды, в результате страдает и его здоровье. Ученые считают, что здоровье человека на 20 % зависит от экологической ситуации.
         Работа с текстом § 9.
    Используя текст параграфа § 9, заполнить схему «Воздействие человека на природу»
    /виды воздействия, изъятие вещества, привнесение чуждых природе объектов, изменение компонентов природы, привнесение отходов и других веществ/
        Запись в тетрадь:
    Экологическая ситуация-это состояние окружающей природной среды на данной территории.
         Рассмотреть параметры экологических ситуаций.     /Анализ таблицы 1 с. 41 §9/  
    -Как избежать кризисных, бедственных, а также катастрофических ситуаций.
    -Что такое стратегия устойчивого развития?
    -Как вы думаете, готово ли наше общество морально развиваться по программе  устойчивого развития?
    -Найдите в тексте учебника информацию о путях  устойчивого развития.
    5.Закрепление:
    - Сформулируйте и обоснуйте прогноз экологической ситуации в России на 2020 год.
    6.Домашнее задание: § 9, рубрика Мой край в судьбе России.
    7.Рефлексия:
    1.Какое впечатление сложилось у вас при изучении первых тем учебника /нужное подчеркнуть/:
    а/Темы в учебнике вызывают интерес.
    б/Изложение материала тем чрезвычайно сложно.
    в/Определенная сложность в выполнении заданий рубрик.
    г/Ничто не вызывает затруднений при работе с учебником.
    д/Учебник нацеливает на изучение дополнительной литературы.
    е/Отношение к данному учебнику еще не сформировалось.
    2.Трудно ли изучать тему «Человек и природа» в процессе дискуссии?
    а/Какая из обсуждаемых проблем вызвала у вас наибольший интерес?
    б/Какие ценности вы отстаивали в данной ситуации?
    в/Чувствовали ли вы, что вас слушали во время дискуссии?
    г/Вызвало ли у вас интерес коллективное обсуждение проблем?
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Лебедева О. Н.

    Скачать: География 9кл - Конспект.docx

Презентация к уроку