Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

10. Население России. Численность и воспроизводство населения

Текст урока

  • Конспект

     Ахметова Лилия Ильдаровна
    учитель географии
    МБОУ «Тат.Каргалинская СОШ»
    
    География 
    9 класс
    География: население и хозяйство России. 9 класс. Алексеев А.И., Николина В.В. М.: Просвещение. 2005. 
    Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный)
    Тема урока. Население России. Численность и воспроизводство населения.
    
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы - 9
    
    Место урока в системе уроков по теме - 1.
    
    Цель урока: формирование представлений о численности  и воспроизводстве населения
    Задачи урока: 1) установить особенности численности и воспроизводства населения России и его основные исторические типы; 2) развитие умений работать с различными источниками информации; 3) воспитание гуманных отношений на уроке, повышение  интереса  к предмету.
    Техническое обеспечение урока: проектор, компьютер, слайды с графиками изменения численности, естественного прироста.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы)
    1) https://ru.wikipedia.org/wiki/Население_России#/media/File. Графики изменения численности, естественного прироста.
    Содержание урока
    I. организационный момент
    II. Знакомство с новым материалом.
    1. Рассказ учителя.
    1) Численность населения страны и его изучение.
    2) Изменение численности населения
    Движение населения
    
    Естественное движение  (воспроизводство)
    
    Механическое движение (миграции)
    
    2. Работа со статистическими данными: как изменялась численность населения РФ в 20 веке. Выводы.
    3. Воспроизводство населения
    Под воспроизводством населения понимают «процесс производства людей людьми», процесс непрерывной смены поколений.
    К процессам естественного движения относятся рождаемость и смертность. Кроме того, к социальным явлениям естественного снижения относятся процессы брачности и разводимости. Выделяется три исторических типа воспроизводства населения.
    Архетип.   
    Ранние этапы существования человечества; численность ограничена. Присваивающее хозяйство
    Традиционный.     
    Связан с аграрной экономикой; не регулируется рождаемость;
    производственное хозяйство
    Современный.                                  
    Индустриализация общества; урбанизация; улучшение жизни;
    эмансипация; постиндустриализация.
    
    Переход от одного типа к другому называется демографическим переходом или демографической революцией.
    Индустриализация - создание крупного промышленного производства.
    Урбанизация - рост городского населения, повышение роли городов, распространение городского образа жизни.
    Эмансипация - отмена ограничений, освобождение от зависимости и предрассудков (уравнивапие прав женщин и мужчин).
    ЭТАПЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ПЕРЕХОДА
    I.   С  P  => Е.П.  -демографический взрыв
    II.   С  P  => Е.П. невысокий
    III.  Р = С => Е.П. невысокий
    IV. С   =/ Р => депопуляция
    Задание. Из текста учебника выпишите причины снижения рождаемости и смертности.
    Причины снижения смертности (C ):
    1. Улучшение медицинского обслуживания.
    2.  Улучшение жизни (благоустройство); питание, гигиена, условия труда, отдых.
    Причины снижения рождаемости (P ):
    1.  Эмансипация женщин.
    2. Снижение детской смертности.
    3. Социально-экономические условия.
    4.  Изменение роли детей.
    Проанализировать данные таблицы № 4, с. 61, сделать вывод. 
    Депопуляция –  снижение темпов роста населения, уменьшение его численности.
    
    II. Закрепление знаний и умений
    Таблица 1. Рождаемость и смертность в России
    
    Год
    Коэффициент рождаемости
    Коэффициент смертности
    Естественный прирост
    1980
    15,9 на 1000 чел.                     
    11 на 1000чел.
    
    1990
    13,4
    11,2
    
    1995
    9,2
    14,9
    
    1996
    8,8
    14,1
    
    1997
    8,5
    13,6
    
    1998
    8,7
    13,5
    
    1999
    8,3
    14,6
    
    2000
    8,6
    15,2
    
    2001
    9,0
    15,4
    
    2002
    9,6
    16,1
    
    2003
    10,2
    16,4
    
    2004
    10,4
    16,0
    
    2005
    10,2
    16,1
    
    2006
    10,4
    15,2
    
    2007
    11,3
    14,6
    
    2008
    12,1
    14,6
    
    2009
    12,4
    14,2
    
    2010
    12,5
    14,2
    
    
    
    Задание. По данным табл.1 определите ЕП. Постройте графики Р, С, ЕП.
    
    
    III. Итог урока.
    Познакомившись с основными демографическими показателями, с основными характеристиками воспроизводства населения России (по таблице № 4) можно сделать вывод о российской специфике демографического перехода. Он заключается в переходе от традиционного типа воспроизводства с высокой нерегулируемой рождаемостью и высокой смертностью к современному с планированием числа детей в семье и практически нулевым приростом населения. На фоне других стран своеобразие российского пути выражено достаточно отчётливо. Причина заложена, с одной стороны, и существовавшей в России до перехода принципиально иной стратегии воспроизводства населения, а с другой - в социальных кризисах XX века, которые нарушали закономерности нормальной эволюции.
    Домашнее задание: § 12, ответить на вопросы 1-6 на стр.61. «Мой край в судьбе России», с. 62. 
    
    
     

    Автор(ы): Ахметова Л. И.

    Скачать: География 9кл - Конспект.docx