Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

14. Народы России. Культура, религия и быт

Текст урока

  • Конспект

     
    Зиновьева Елена Александровна, учитель, 
    МБОУ «Светлинская СОШ», Сакмарский район
    .
    Предмет -  география.
    Класс – 9
    УМК (название учебника, автор, год издания) - А. И. Алексеев, В. В. Николина. География: население и хозяйство России. 9  класс – М.: Просвещение, 2005.
    
    
    Тема:Народы России. Культура, религия и быт.
    Общее количество часов, отведенные на изучении темы – 9
    Место урока в системе уроков по теме – 5
    Цель урока - Познакомить обучающихся с особенностями национального и религиозного состава населения России.
    Задачи урока 
    Образовательные: познакомить с языковыми семьями, группами  и религиями  народов  России.
    Развивающие: развивать умения анализировать статистический материал,  работать с дополнительными источниками.
    Воспитательные: воспитывать уважение к культуре и истории своей страны и малой родины, населяющих ее народов, толерантность.
    
    Средства обучения - Карта «Народы России», атлас,  компьютер, проектор,  учебник, презентация.
    
    Содержание урока.
    1. Организационный  момент(приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку, наличие необходимого для работы оборудования).
    Прочтите, пожалуйста, слова и объясните их значение. Слова: национальность, национализм, толерантность, этнос,(обучающиеся объясняют значение слов, если возникают затруднения, то можно воспользоваться словарем). Слайд 1.
    Как вы думаете, почему я попросила дать толкование этих слов? О чем мы будем говорить с вами на сегодняшнем уроке? (ответы обучающихся, подводящие к теме урока).
    Тема урока- «Национальный и религиозный состав населения России» (обучающиеся записывают тему урока в тетрадь).
    2. Актуализация знаний.
    Как вы думаете, почему необходимо изучать эту тему в курсе географии (варианты ответов обучающихся и вывод – знание особенностей культуры, традиций народов позволяет грамотно строить взаимоотношения между народами.При затруднении вывод делает учитель).
    3. Изучение новой темы.
    Чем отличаются люди разных национальностей? Перечислите признаки. (Ответы детей.)
    Правильно, одним из важнейших признаков этноса является язык. По сходности языков народы России относятся к 4 языковым семьям: индо-европейская, алтайская, кавказская, уральская. В состав языковых семей входят различные языковые группы:славянская, германская, иранская, тюрская и др. Какие национальности представляют языковые семьи вам предстоит узнать самостоятельно.
    Исследовательская деятельность учащихся
    (Учащиеся работают с учебником, анализируют статистические данные,  делают вывод.)
    1 группа выясняет, народы каких национальностей относятся к индо – европейской языковой семье;
    2 группа – алтайская языковая семья;
    3 группа – уральско-юкагирская и северокавказская языковая семья.
    Каждая группа описывает языковую семью по плану (план на доске):
    1. Название.
    2. Процент населения.
    3. Какие языковые группы входят в состав языковой семьи, представители?
    4. Область распространения.
    Слайд 2.
      И так, мы говорим о народах. А как вы объясните это слово? 
    Народ -  это общность людей, отличающихся укладом жизни, обычаями, традициями, языком. Наука, изучающая народы – этнография(запись в тетради).
    Удельный вес каждой из остальных национальностей не превышает 1%. Но есть так называемые малые народы, численность которых порой составляет несколько десятков человек. 
    Какие это народы? (обучающиеся находят ответ на вопрос в статистических материалах и записывают в тетрадь).
    Малые народы: манси, чукчи, ненцы, вепсы и др. Слайд 3.
    Титульный народ – это народ, по названию которого называется республика: пример.
    Но титульный  народ, как правило, не составляет большинство населения республики. Слайд 4.
    Задание: назовите республики, в которых титульный народ составляет более 50 %
    Работа с контурной картой: отметить 2 республики (Дагестан и Тува). Показать на карте.
    Как вы думаете, люди разных национальностей живут обособленно или взаимодействуют друг с другом? (Ответы детей.)
    Правильно, процесс слияния одного народа с другим путем усвоения его языка, культуры называется ассимиляцией. Например, в Карелии очень мала доля титульной нации - карелы составляют лишь 10% всех жителей.
    Жители России исповедают разнообразные религии. Но наиболее распространенными являются три: 
    - христианство
    - ислам
    - буддизм.
    На основе текста учебника заполните схему в тетради.
    Религии России
    
    
    
    
    Православие (христианство)
    1.
    2.
    Ислам (мусульманство)
    1.
    2.
    Буддизм
    1.
    2.
    Слайд 5.
    4.Закрепление.
    Давайте попытаемся ответить на некоторые вопросы, касающиеся нашей сегодняшней темы.
    1. Какие языковые семьи проживают на территории нашей страны?
    2. Какие религии  можно наблюдать в России?
    3. Народы какой семьи преобладают в нашей стране?
    4. Какие народы России исповедуют ислам?
    5. Какие народы России исповедуют буддизм?
    6. Назовите субъекты России, где проживают буддисты.
    7. Что такое титульный народ?
    5.Итог урока. 
    Итак, какие же выводы мы можем сделать по окончании нашего урока?
    1. Россия многонациональное государство. Слайд 6.
    2. Для того чтобы не возникали этнические и национальные конфликты  мы должны уважать традиции и культуру другого народа.
    3. Воспитывать в себе чувство толерантности и чувство уважения к человеку другой нации.
    6.Домашнее задание: §22, с. 109 задание № 1-3.
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Зиновьева Е. А.

    Скачать: География 9кл - Конспект.docx

Презентация к уроку