Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

18. Население России. Обобщающий урок

Текст урока

  • Конспект

     Ковалева Елена Евгеньевна, учитель географии,
    МБОУ «Белоусовская СОШ» Сакмарский район
    Предмет: география
    Класс: 9
    УМК: А.И. Алексеев, В.В. Николина География: население и хозяйство России. - М.: «Просвещение», 2009.
    Уровень обучения: базовый
    
    Тема урока: Население России. Обобщающий урок.
    
    Общее количество часов: 9
    Место урока в системе уроков по теме: 9
    Цель урока: Обобщить  и закрепить знания по теме «Население России», проверить уровень усвоения знаний и умение их применять.
    Задачи урока: 
    Образовательные: повторить, закрепить и проверить понимание ключевых положений темы, знаний основных терминов, умение работать с картой, диаграммами.
    Развивающие: развивать интерес к предмету, умение логически излагать свои мысли, развивать коммуникативные навыки при работе в группах.
    Воспитательные: воспитывать нравственность, духовность, патриотизм, чувство любви к малой Родине, географическую культуру учащихся.
    Средства обучения: политико-административная карта России, карточки-задания, маршрутные листы.
    
    Ход урока
    I. Организационный момент 
    Подготовка к основному этапу урока - игры
    Деление класса на 4 группы по 3-4 человека. Столы расставлены по кругу так, чтобы учащиеся могли проходить от одного стола (станции) до другого. На столах на табличках указаны номер и название станции. Ученики подходят, берут листок, читают задание и отвечают. Работа на одной станции – 5-7 минут.
    II. Основной этап
    
    Эпиграф к уроку: «Мы разные – в этом наше богатство. Мы вместе – в этом наша сила»
    
    1. Получение маршрутных листов, по которым учащиеся будут двигаться. (Приложение№1)
    
    Станция№1 «Термины»
    (Приложение№2) После того как поставлена оценка за работу на станции в маршрутный лист, учащиеся переходят на другую станцию. 
    Станция№2«Карта»
    Покажите на политико-административной карте России 5 республик, назвав предварительно, без помощи карты столицы этих республик. (Приложение №3).
    Станция №3  «Статисты»
    На этой станции учащиеся работают с цифровой информацией.
    1)Проанализируйте данные таблицы(Приложение №4), назовите республику с наибольшей  площадью, республику с наибольшей численностью населения, республику с наибольшим уровнем урбанизации, республику с наибольшей плотностью населения и республику с наибольшей долей коренного и русского населения. 
    2) Определите естественный прирост по данным таблицы.(Приложение№4)
    Станция №4 «Народы» (Приложение №5)
    1.  К какой языковой группе и семье относятся: русские, татары, удмурты. Какие религии исповедуют эти народы? Русские – индоевропейская семья, славянская группа – православные. Татары – алтайская семья, тюркская группа – ислам, удмурты – уральская семья, финская группа – православные.
    2. Назовите народы, входящие в одну языковую группу с коми, карелами, марийцами, но проживающие за пределами России. Перечисленные народы относятся к финской группе уральской семье. В эту же группу входят финны, эстонцы, венгры.
    3. Какой народ, живущий в европейской части России, исповедует буддизм? К какой языковой семье и группе он относится? Калмыки, алтайская семья, монгольская группа.
    4. . Назовите 4 наиболее многочисленные языковые семьи России. К какой семье, группе относится самый многочисленный народ России? Индоевропейская, алтайская, уральская, кавказская. Русские индоевропейская семья, славянская группа. 
    Станция №5  «Объясни» (Приложение №6)
    1. Европейская часть России имеет большую плотность населения, чем азиатская. Почему?
    2. В чем экономическое значение миграции?
    3. Почему в России районы с высоким уровнем естественного прироста имеют и большой уровень безработицы?  
          4. В России в 80-е годы удалось на некоторое время несколько улучшить низкий уровень естественного прироста населения. Но, начиная с 1988 года, демографическая ситуация непрерывно ухудшается. Какие факторы определяют данное негативное явление?
      
    III. Итог урока. 
    Пройдя все 5 станций, учащиеся сдают маршрутные листы с оценками за работу на станциях. Учитель ставит итоговую оценку.
    
    IV. Домашнее задание: повторить термины по теме «Население»
    
    
    
     

    Автор(ы): Ковалева Е. Е.

    Скачать: География 9кл - Конспект.docx

Задания к уроку