Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

20. Цикличность развития экономики

Текст урока

  • Конспект

     Ковалева Елена Евгеньевна, учитель географии,
    МБОУ «Белоусовская СОШ» Сакмарский район
    Предмет: география
    Класс: 9
    УМК: А.И. Алексеев, В.В. Николина География: население и хозяйство России. - М.: «Просвещение», 2009.
    Уровень обучения: базовый
    
    Тема урока: Цикличность развития экономики.
    
    Общее количество часов: в разделе – 21, в теме - 4
    Место урока в системе уроков по теме: 2
    Цель урока: Познакомить с основными циклами развития экономики. 
    Задачи урока: Образовательные: Получить представление о цикличности развития экономики. 
    Развивающие:  Развивать представления учащихся о вкладе русского ученого Н. Д. Кондратьева в экономическую теорию.
    Воспитательные: воспитывать ответственное отношение к учению; воспитание чувства патриотизма.
    Средства обучения: политическая  карты мира, схема циклов Н. Д. Кондратьева., атласы, учебник, компьютер, проектор, презентация «Цикличность развития экономики».
    
    Ход урока
    I. Организационный момент
    II. Проверка домашнего задания
    Фронтальный опрос:
    1. Что такое хозяйство России? (Хозяйство - совокупность предприятий и учреждений, удовлетворяющих своей работой потребности населения.)
    2. Что такое отрасль хозяйства? (Совокупность предприятий, производящих однородную продукцию или учреждений, оказывающих однородные услуги.)
    3. Приведите примеры отраслей хозяйства. (Машиностроение, автомобилестроение, транспорт, здравоохранение и т. д.)
    4. На какие сферы делится хозяйство России? (Производственную и непроизводственную.)
    5. В чем различие между сферами производства? (Производственная сфера состоит из предприятий, которые участвуют в производстве материальных благ, а непроизводственная сфера предоставляет услуги.)
    6. Что такое МОК (межотраслевой комплекс)? (Группы взаимосвязанных отраслей, частично перекрывающих друг друга, имеющих общую цель производства.)
    7. Что такое структура хозяйства? (Состав, соотношение отраслей хозяйства.)
    8. Назовите ведущую отрасль хозяйства России? (Промышленность.)
    9. Почему в течение XX века увеличилась доля занятых в промышленности и в непроизводственной сфере и уменьшилась в сельском хозяйстве? (Доля занятых в промышленности увеличилась в результате политики индустриализации, проводимой правительством и коммунистической партией СССР в 30-60 годах. Увеличение занятости в промышленности происходило за счет мигрирующих из сельской местности крестьян - процесс урбанизации. Увеличение занятых в непроизводственной сфере объясняется техническим процессом (автоматизация, механизация), который позволил повысить эффективность производства.)
    10. Назовите 3 сектора экономики. (Первичный, вторичный, третичный.)
    11. Какие структуры хозяйства характерны для этих секторов?
    12. Назовите 3 этапа развития общества и экономики. На каком этапе находится экономика России? (Доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный. Экономика России находится на индустриальном этапе развития.)
    III. Изучение нового материала
    Эпиграф к уроку: «Дела людей, как волны океана, подвержены приливу и отливу. Воспользуйся приливом - и успех с улыбкою откликнется к тебе. С отливом же все плаванье твое в тяжелую борьбу преобразится – с мелями и невзгодами.» У. Шекспир
    1.Великий английский поэт Уильям Шекспир пишет о взлетах и падениях человеческой жизни. Но эти стихи отражают и периодичность развития общества, экономики, которую обосновал русский ученый Николай Дмитриевич Кондратьев.
    H. Д. Кондратьев выделил длинные волны в развитии экономики - или технологический циклы.
    Каждый цикл имеет период подъема волны, когда формируется новый технологический уклад. Понижение волны соответствует спаду, депрессии в экономике. Таким образом, структура промышленности не остается неизменной. В каждом цикле ведущие отрасли меняются.
    Развитие хозяйства не может развиваться только на подъеме. Подъемы сменяются кризисами (спадами) в экономике. Каждый цикл охватывает около 50 лет.
    2.Работа с таблицей
    Охарактеризуйте циклы Кондратьева (по табл. 6, стр. 117.). 
    Какой цикл идет сейчас? Что является причиной смены одного цикла другим?
    III. Самостоятельная работа. (Приложение №2)
    IV.Индивидуальная работа. (Приложение №3)
    V.Домашнее задание: § 24, вопросы для самооценки стр. 117.
    
     

    Автор(ы): Ковалева Е. Е.

    Скачать: География 9кл - Конспект.docx

Презентация к уроку

Задания к уроку