Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

22. Научный комплекс

Текст урока

  • Конспект

                                                                 Яхницкая Валентина Павловна, учитель географии,
    МБОУ «Архиповская СОШ» Сакмарский район
    Предмет: география
    Класс: 9
    УМК: А.И. Алексеев, В.В. Николина География: население и хозяйство России. - М.: «Просвещение», 2009.
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Научный комплекс.
    Общее количество часов: в разделе – 21, в теме - 4
    Место урока в системе уроков по теме: 4
    Цель урока: Познакомить с составом и географией научного комплекса России. Показать значение научного комплекса в экономике России. Сформировать понятие технополис. Развивать умение работать с текстом, картой 
    Задачи урока: 
    Образовательные: дать представление об особенностях размещения предприятий научного комплекса в России.
    Развивающие: формировать умение выполнять практические задания, используя  учебник, карты атласа и презентацию, совершенствовать умение учащихся работать с разными источниками географических знаний; формирование интереса к изучению географии хозяйства и населения.
    Воспитательные: воспитывать ответственное отношение к учению; воспитание чувства патриотизма; осуществлять краеведческое воспитание.
    Средства обучения:  политико-административная карта России, компьютер, мультимедийный проектор, презентация, атласы, учебник .
    
    Ход урока:
    I. Организационный момент
    II. Изучение нового материала:
    Цели и задачи комплекса
    Российская академия наук
    География научного комплекса
    Технополисы и технопарки
    Проблемы научного   комплекса
    - Повторим изученное на прошлых уроках:
    Межотраслевые комплексы - это группы отраслей, связанных в блоки, выполняющих общую народнохозяйственную функцию.
    Задание: Назовите межотраслевые комплексы России и определите хозяйственные функции каждого комплекса. (Учащиеся называют МОК - межотраслевые комплексы и называют функции каждого МОК (таблица в тетради)).
    II. Изучение нового материала – презентация.
    - Первый МОК - научный. Мы живем в век НТР (научно-технической революции), когда значение научных знаний резко возрастает. Научный комплекс включает 3,5 млн. человек, из которых научными исследованиями занимались в 1990 году - 1 млн. ученых, что составило 18% научных работников мира.
    Проблемами научного комплекса являются:
    1) сокращение числа научных организаций;
    2) слабое финансирование науки;
    3) сокращение численности работающих в науке;  
    4) «утечка умов» - выезд ученых за рубеж.
    Задания:
    - Какова география российской науки? Научные учреждения и ученые сконцентрированы в крупнейших городах. Главный центр науки и образования - Москва. Здесь находятся - РАН, академии: медицинская, сельскохозяйственная, образования и др., 80 академических институтов, работают 30% докторов наук.
    Около Москвы расположены научные центры: Дубна, Обнинск, Жуковский, Зеленоград и др.
    Второй центр науки России - Санкт-Петербург. Здесь 15% научных кадров России. В Санкт-Петербурге находится институт Арктики и Антарктики.
    Задания:
    1. Объясните причины такого размещения. (1. Учреждения науки и образования исторически первоначально создавались в столицах; 2. В крупнейших городах сосредоточены наукоемкие производства, т. е. потребители научных разработок; 3. Научные учреждения имеют тесные связи (кооперируются) для организации исследований, поэтому они взаимопритягивают друг друга.)
    Вывод: Научный комплекс России размещается крайне неравномерно.
    2. Пользуясь, рис. 48 стр167 , назовите центры науки в Поволжье, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке.                          Видеоролик - Новосибирск 
    3. Значительная часть отраслевого и заводского секторов науки входит в состав технополисов. Что такое технополис? (Основой технополиса является научный центр, где «рождаются» новые идеи. Идеи используются на опытном предприятии, где идет разработка технологии производства нового изделия. Затем технология передается на крупное промышленное предприятие. В технополисах наука связана с конкретным производством, что позволяет быстро внедрять в жизнь научные достижения (изобретения)).
    - В оборонном комплексе (ВПК) созданы десятки закрытых городов-технополисов. В этих городах научные институты, конструкторские бюро работали над созданием и совершенствованием вооружения (атомного оружия, ракет и т. д.). Города не значились на картах. Они имели шифр-цифру к названию крупного города, от которого закрытые города располагались иногда на расстоянии 100 км.
    Назовите по рис. 48 учебника закрытые города. Укажите их новые названия:
    Арзамас-16 - Кремлев (или Саров)   (сообщение заранее подготовленного обучающего)
    Пенза-19 - Заречный
    Свердловск-44 - Новоуральск
    Челябинск-65 - Озерск и т. д.
    Называют еще такие города - городами-призраками. Как призрак выплывает из тумана, так и эти города вдруг появились на картах России.
    Вопрос к классу: - Можно ли отнести закрытые города к городам-технополисам? ( стр165) Да. Технополисы — это соединение науки (и оборонной) с наукоемкими предприятиями. Предприятия оборонной промышленности являются особенно наукоемкими.)
    III. Закрепление
    - Назовите сектора научного комплекса.
    - Какие сектора включают наибольшее число ученых? (Отраслевой и заводской.)
    - Как изменилась численность ученых в период перестройки экономики?
    - Почему центрами науки России являются Москва и Санкт-Петербург?
    -Назовите наукоемкие отрасли промышленности. (Машиностроение, химическая, цветная.)
    - Что такое технополис?
    - Что такое закрытый город, город-призрак?
    - Какие закрытые города находятся в вашей местности?
    - Какие учреждения научного комплекса имеются в вашем городе, области, крае, республике?
    IV. Домашнее задание: записи в тетради; предложите меры по решению проблем научного комплекса России; творческое задание – подготовить сообщение об одном из городов-призраков.
    
    
     

    Автор(ы): Яхницкая В. П.

    Скачать: География 9кл - Конспект.docx

Презентация к уроку