Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

30. Цветная металлургия

Текст урока

  • Конспект

     Ружейникова Наталья Александровна
     учитель географии МБОУ «Беловская сош»,
    Сакмарский р-он ,Оренбургская обл.
    География
    9класс	
    География России. Население и хозяйство. 9класс: учебник для ОУ/ 
    авторы А.И. Алексеев, В. В. Николина, «Просвещение», 2009.
    География России. Население и хозяйство России. 9 класс: Атлас. М.: Дрофа; ДиК, 2012.
    Уровень обучения базовый
    
    Тема: Цветная металлургия
    Количество часов, отведенное на изучение темы: 4, раздела - 21
    Место урока в системе уроков : в разделе – 12, в теме - 2
    Цель урока:
    изучить особенности цветной металлургии,
    рассмотреть историю возникновения и развития отрасли в России,
    понять проблемы и перспективы отрасли.
    Задачи:
    образовательные: знакомить с особенностями металлургии тяжелых и легких металлов и производственных процессов; определить ведущие факторы размещения и базы; выявить проблемы и перспективы.
    развивающие: продолжить развитие умения работать с экономическими картами и статистическими материалами; формирование умения анализировать, сопоставлять карты, статистические данные; развитие географического мышления, способности самостоятельно приобретать знания и применять их на практике, в условиях новых учебных задач.
    воспитательные: повысить мотивацию к совместной работе, сотрудничеству, проявлению коммуникативных явлений; грамотно работать с информацией; воспитывать экологическую культуру.
    Оборудование: 
    карта  атласа "Цветная металлургия”,коллекция полезных ископаемых (боксит, медная руда, оловянная, свинцово-цинковая руда),образцы металлов и сплавов - медь, алюминий.
    
    Ход урока.
    1.Орг.момент.
    Мотивация: Представь себе, что мысли в твоей голове – это лучи света. А теперь пусть все лучи соберутся и светят как в прожекторе, пусть свет всех твоих мыслей объединится в один большой , красивый и мощный луч. Теперь ты в состоянии сосредоточиться на любой работе.
    
    2. Проверка домашнего задания
    1.Каково значение металлургического комплекса?
    Ответ: металлургический комплекс производит выплавку металла, производит сталь, которая необходима в народном хозяйстве.
    
    2.Какие типы предприятий входят  в состав черной металлургии?
    Выделяют следующие типы предприятий: металлургические заводы полного цикла, передельная металлургия, производство ферросплавов, малая металлургия (на машиностроительных заводах), бездоменная металлургия.
    
    3.Какое сырье необходимо для производства черных металлов?
    Железная руда, для выплавки стали марганцевая руда, уголь.
    
    4.Объясните принцип размещения предприятий черной металлургии.
    Предприятия черной металлургии размещаются вблизи железорудных бассейнов, в крупных промышленных центрах. 
    
    5.Показать на карте основные центры черной металлургии.
    Новокузнецк ,Златоуст, Челябинск, Магнитогорск, Липецк,СтарыйОскол з(электрометаллургический авод)
    
    6.Определите наиболее перспективное место строительства нового металлургического завода на Дальнем Востоке, используя необходимые карты и знания о факторах размещения металлургических заводов.(Наиболее перспективно строительство завода на территории Южно- Якутского угольного бассейна, г.Нерюнгри, месторождение Чульман. Рядом расположено месторождение железной руды Таежное.)
    
    3.Изучение нового материала.
    Мотивация:
    - Какие ассоциации у вас возникают когда вы слышите: медь, алюминий, золото, олово, никель (Цветные металлы)
    - Определите тему урока…..?(Цветная металлургия)
    - Сформулируйте для себя цель урока. (Выделяют для себя цель урока
    Цветная металлургия производит металлы, которые обладают свойствами жаропрочности, электропроводности и др. эти металлы используются в атомной (уран) и космической (титан) промышленности, электротехнике (медь, серебро, золото). Россия богата рудами цветных металлов. От мировых запасов в России находится:
    :11% запасов меди
    12% запасов свинца
    16% запасов цинка
    21%запасов кобальта
    27%запасов олова
    31% запасов никеля
    Но не хватает запасов алюминиевых руд (бокситы ,нефелины,) ртути, сурьмы.
    
    А. Классификация цветных металлов и возможности их использования в хозяйстве.
    -- Вспомним химию. На какие группы делятся цветные металлы?  
    
    
    
    Классификация цветных металлов
    
    
                                   основные   легирующие  драгоценные      редкие и редкоземельные
    
      тяжелые     легкие   малые
    
    Б. Значение отрасли в народном хозяйстве (сообщение учащегося) 
    В. Состав и структура отрасли.
    Технологические особенности предприятий цветной металлургии (схема) 
    Добыча руды - - - - ГОК(обогащение) ----- плавка чернового металла - -- - плавка рафинированного (чистого) металла -- - - прокат.
    Особенности металлургического цикла различных металлов.
    Тяжелые металлы в руде содержатся в очень малом количестве (демонстрация образцов руды). Меди в руде – 1-2%, олова в руде менее 1%. Например, для получения 1т меди требуется более 100т медной руды, из которых 99 т - пустая порода. Для производства олова необходимо более 300т руды.
    Г. Самостоятельная работа по группам.
    Тяжелые цветные металлы. Работа с картой:
    __ На карте "Металлургия” найдите медеплавильные, никелевые, оловянные и цинковые заводы.
    Задание:
    __ Где сформирована основная металлургическая база тяжелых цветных металлов?
    __ Назовите центры плавки меди, цинка, олова, никеля. Нанесите на контурную карту центры.
    __ Какие факторы влияют на размещение?
    Сделайте вывод. 
    Беседа об Уральских медных кладовых 
    (Видео)
    Легкие цветные металлы. Работа с картой:
    __ По карте атласа (картосхеме) найдите, где в России плавится большая часть алюминия?
    __ Какие факторы влияют на размещение металлургии легких металлов? У каких электростанций размещаются алюминиевые заводы?
    __ Нанесите на контурную карту центры алюминиевых производств.
    Сделайте вывод. 
    Рассказ о истории использования алюминия в мире и России.
    Д. Подведение итога по факторам размещения 
    Е. Проблемы и перспективы цветной металлургии.
    
    1. Проблемы:
    - Истощение месторождений медных, алюминиевых руд.
    - Отсутствие крупных месторождений марганцевых, хромитовых, титановых и других руд.
    - Дороговизна российского металла (цены выше мировых на 20 – 40%)
    - Экологическая проблема (металлургия – грязная отрасль) 
    Задание: 
    По уч. А. проанализируйте табл. На стр. 150. Какое место среди отраслей промышленности занимает металлургия по выбросам вредных веществ в атмосферу
    Вывод: ТЭК дает 50 % выбросов в атмосферу, металлургия 37% и стоит на втором месте по выбросам вредных веществ в атмосферу. Здесь не учитывается нарушение ландшафтов при добыче руды. 
    Задание: 
    Проанализируйте карту  Какие города России самые грязные и почему?
    Вывод: В число самых загрязнённых городов России попали такие города как Норильск (самый большой выброс вредных веществ в атмосферу — 1923,9 тыс. тонн за 2010 год), Череповец (333,3), Новокузнецк (301,1), Липецк, Магнитогорск, Ангарск, Омск, Красноярск, Челябинск, Новосибирск, Уфа, Москва, Санкт-Петербург, Иркутск, Рязань, Архангельск, Волгоград.
    
    2. Перспективы: 
    - развитие Дальневосточной металлургической базы.
    - применение новых технологий добычи руды, позволяющих меньше загрязнять окружающую среду. Разработаны гео- и биотехнологии добычи руды, которые позволяют сохранять ландшафты. 
    - Одно из перспективных направлений в металлургии - это создание автоматизированных мини-заводов, которые работают на металлоломе, меньше загрязняют окружающую среду. 
    - Использование вторсырья (металлолом и пр.), переплавка которого эффективна. Так, при плавке 1 т металлолома экономится 4 тонны железной руды, 530 т медной руды. Загрязнение атмосферы сокращаются в 7 раз, количество отходов снизится в 16 раз. 
    
    4. Закрепление. Парно-групповая работа.
    Обсуждение проблемных вопросов в группах по карточкам.
    К-1. В чем различие технологической цепочки производства черных и тяжелых цветных металлов?
    К-2. В чем различие в принципах размещения медеплавильных и алюминиевых заводов?
    К-3. Почему в г. Норильске (за Северным полярным кругом) построены заводы цветной металлургии? Как доставляется сырье и отправляется из Норильска готовая продукция?К-4. Почему крупнейшие алюминиевые заводы России построены в Восточной Сибири в Красноярске и Братске?
    5.Рефлексия
    Учащиеся оценивают свою  работу на уроке:
    В ходе урока я узнал (а)
    Наиболее интересной была информация о-
    Осталось непонятным-
    
      6. Домашнее задание:
    -Приготовить сообщение по темам:
    -возможности комплексного  использования руд цветных металлов;
    - рынок вторичного сырья;
    - самые загрязнённые города России;
    - благородные  металлы: золото, серебро и платина с платиноидами
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Ружейникова Н. А.

    Скачать: География 9кл - Конспект.docx