Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

32. Лесная промышленность

Текст урока

  • Конспект

     Ружейникова Наталья Александровна
     учитель географии МБОУ «Беловская сош»
    Сакмарский р-он, Оренбургская обл
    География
    9класс	
    География России. Население и хозяйство. 9класс: учебник для ОУ/ 
    авторы А.И. Алексеев, В. В. Николина, «Просвещение», 2009 год;
    География России. Население и хозяйство России. 9 класс.: Атлас. М.: Дрофа; ДиК, 2012.
    Уровень обучения базовый
    
    Тема :  «Лесная промышленность»
    Количество часов, отведенное на изучение темы: 4, раздела - 21
    Место урока в системе уроков: в разделе – 14, в теме - 4
    Цель: сформировать представление о лесном комплексе, дать характеристику работы ЛПК. Выполнить практическую работу «Схема, межотраслевых связей химической промышленности».
    Задачи:
    Познакомить обучающихся со спецификой лесной промышленности России, составом отрасли и закономерности размещения отраслей лесной промышленности.
    Воспитывать бережное отношение к лесу, как богатству и месту обитания фауны.
    Учиться выделять и отличать ценности потребления, сбережения и восстановления по отношению лесных ресурсов
    Вырабатывать личностную ценностную позицию к потреблению, сбережению и восстановлению лесных ресурсов.
    Учиться обосновывать, проектировать и защищать свою деятельность на основе сбережения и восстановления лесных ресурсов
    Оборудование: школьные атласы по географии России, 
    : карта «Лесная промышленность России», компьютер, 
    проектор,  образцы древесины.
    Ход урока
    1. Организационный момент
    2. Выполнение практической работы
    Составление «Схемы межотраслевых связей химической промышленности»
    
     учащиеся заполняют схему в тетради, записывают отрасли и продукцию, которую поставляет данным отраслям химическая промышленность и продукцию, которую химическая промышленность получает от других отраслей. 
    Перед началом работы беседа по вопросам: 
    -Назовите особенности химической промышленности
    - Перечислите факторы размещения предприятий химической промышленности
    - Назовите и покажите основные базы
    -Вспомните состав химической промышленности и продукцию, которая про­изводится на предприятиях химической промышленности.
    1. Основная химия - кислоты, щелочи, удобрения.
    2. Химия органического синтеза - пластмассы, волокна, каучук, краска, резина, шин.
    
    3.Изучение нового материала
    Учитель: Сегодня мы продолжаем изучать межотраслевые комплексы хозяйства страны. Россия – крупнейшая лесопромышленная страна мира. По производству бумаги – 17 место, а по заготовке древесины и производству пиломатериалов занимает 4 место, целлюлозно – бумажная промышленность выпускает приблизительно 200 видов бумаги, 40 видов картона.Россия занимает 1 место в мире по запасам древесины – это 22% мировых. Площадь под лесами составляет 45% территории. Почти половину лесов составляют ценные породы. Сомой распространённой породой является лиственница.В 80-х годах объём заготовок составил 300-350 млн. м3 в год, а к концу века - снизился до 175 млн. м3 в год. 
    План урока 
    1. Значение леса.
    2. Размещение ресурсов.
    3. Состав отрасли.
    4. География отрасли (базы), факторы размещения.
    5. ЛПК.
    6. Проблемы и перспективы отрасли.
    
    Послушаем стихи о лесе:
    
    «Привет тебе, приют свободы и покоя, 
    Родного Севера неприхотливый лес!
    Ты полон свежести, и всё в тебе живое, 
    И сколько у тебя загадок и чудес!
    Ты испокон веков сдружился с человеком, 
    Берёт он для себя от «щедрости» твоей
    Грибы и ягоды по солнечным просёкам
    И пищу, и жильё, и мачты кораблей!»
    
    Рождественский
    
    Что даёт человеку дерево, лес? (Заполнить схему устно).
    ↖ ↑ ↗
    ← Значение леса →
    ↙ ↓ ↘
    (Кислород, дом, одежду, еду, тепло зимой, прохладу летом, огонь и свет, радость общения).
    Размещение ресурсов.
    См. в атласе карту «Лесная промышленность».
    Учитель: размещены ресурсы неравномерно. См. рис на стр. 160 и рис. 44 учебника.
    Вопросы к рис. 44:
    1.Отметим лесодефицитные и лесоизбыточные районы.
    2.В какой из этих зон находимся мы?
    3.Вкаком из этих районов, по вашему мнению, ведется лесозаготовка?
    4.Почему заготовка осуществляется вдоль рек и железных дорог?
    
    
    Состав отрасли
    
    
    
    Работа по учебнику
    - Где могут размещаться отрасли лесной промышленности?
    - Найдите в тексте учебника на стр. 161-162 факторы и принципы размещения стадий производства.
    Лесозаготовка - в лесоизбыточных районах вдоль рек и же­лезных дорог; 2. Лесопиление - тяготеет к лесозаготовке (перевозить круглый лес невыгодно), в устьях сплавных рек (Игарка, Салехард) и на пересечении рек с железными дорогами; 3. Мебельное производство - к потребителю (мебель пе­ревозить сложнее, чем сырье); 4. Целлюлозно-бумажная водо- и энергоемкое производство и наличие древесины (Карелия, Сибирь, Украл).)
    Факторы размещения предприятий 
    		лесной промышленности
    
    1.Сырьевой (наличие лесных ресурсов);
    2.Географический (ГП района)
    3.Трудовой (наличие квалифицированных и трудовых ресурсов)
    4.Транспортная сеть (наличие путей для транспортировки сырья);
    5.Потребительский (наличие потребителя производимой продукции)
    
    Работа с картой- Найдите на карте «Лесная промышленность» атласа:
     
     1. По 5 целлюлозно-бумажных комбинатов (ЦБК) в Европейской и азиатской час­тях России. (В европейской части: 1. Архангельск, 2. Кондопога, 3. Корпряжма, 4. Соликамск, 5. Краснокамск; В азиатской части: 1. Красноярск, 2. Усть-Илимск, 3, Братск, 4. Байкальск, 5. Амурск.)
    
    2. Лесопромышленные комплексы (ЛПК). (1. Усть-Илимский; 2. Братский; 3. Ар­хангельский; 4. Сыктывкарский.)
    
    3. Назовите лесные порты
    (1. Архангельск; 2. Игарка; 3. Онега; 4. Нарьян-Мар.)
    
    4.Назовите лесные базы России
    1.Географическое положение
    2.Запасы древесины
    3) Специализация на стадиях лесного производства.
    4) Центры лесной промышленности.
    5) Проблемы.
    Работа в группах. Изучить каждому одну базу и через 3 минуты обменять­ся Проблемы лесной промышленности
    - А теперь поговорим о проблемах в лесной промышленности. Что это за про­блемы и каковы их причины?
    1. Истощение запасов древесины в европейской части России.
    2. Экологические:
    а) молевой сплав леса, когда древесина и кора разлагается и отравляет реку;
    б) отходы в районах лесозаготовки;
    в) вырубка леса у берегов рек приводит к обмелению рек;
    г) сбросы в водоемы жидких отходов целлюлозно-бумажных комбинатов.
    Вопрос: - Продумайте, как уменьшить отрицательное влияние лесной промышленности на окружающую среду? 
    Вариант ответа:
    1. Лесовосстановительные работы (лесопосадки).
    2. Очистные сооружения на ЦБК.
    3. Сплав леса в плотах, или транспортировка автомобильным и железнодо­рожным транспортом.
    4. Создание дополнительных участков леса I группы.
    5. Создание ЛПК позволит использовать отходы.
    
    V.Закрепление. Беседа по вопросам.
    -- Назовите 3 стадии лесной промышленности. (Лесозаготовка - деревообработ­ка (механическая - переработка древесины)).
    - Назовите ведущий фактор размещения. (Для лесозаготовки -у сырья; для цел люлозно-бумажного комбината - сырье, вода, энергия; для мебельного произ водства у потребителя.)
    - Почему крупные лесопромышленные комплексы расположены в Усть-Илимскс Братске?
    - Архангельск называют «российской лесопилкой». Какие факторы способствовали формированию в Архангельске центра лесной промышленности». (Архангельск расположен в устье Сев. Двины, сплавной реки; кроме этого, Архангельск - мор­ской порт, центр области, имеющей богатые лесные ресурсы.)
    -- Почему на дне некоторых рек образуются «запасы» древесины? (Причина -молевой сплав леса.)
    - Какие экологические проблемы стоят перед лесной промышленностью? (Лесо-восстановительные работы, истощение лесов, строительство очистных со­оружений на ЦБК, неполное использование древесины.)
    -- Какие предприятия лесной промышленности имеются в вашем регионе?
    
    Домашнее задание §32;
    
    
     

    Автор(ы): Ружейникова Н. А.

    Скачать: География 9кл - Конспект.docx