Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

36. Транспорт. Сухопутный транспорт

Текст урока

  • Конспект

     
    Мартыненко Евгения Николаевна, учитель географии
    МБОУ «Дмитриевская СОШ» Сакмарский район
    
    Предмет:География
    Класс 9 класс
    УМК:А.И. Алексеев, В.В. Николина География: население и хозяйство России. - М.: «Просвещение», 2009.
    Уровень обучения ( базовый)
    
    Темаурока: «Транспорт. Сухопутный транспорт»
    
     Общее количество часов: в разделе – 21, в теме - 3
     Место урока в системе уроков по теме: 1, в разделе -18
    
    Цель урока:Сформировать у учащихся представление о транспортном комплексе – его роли и значении в экономике страны, связи с другими отраслями и межотраслевыми комплексами
    
    Задачи урока:
    1. Обучающая - Способствовать формированию у учащихся целостного представления о транспорте как отрасли материального производства; рассмотреть  принцип оценки работы различных видов транспорта;  познакомить учащихся с особенностями размещения на территории страны крупнейших центров и узлов; рассмотреть основные проблемы, стоящие перед транспортным комплексом.
    2. Развивающая-Продолжить формирование умения работать с различными источниками информации: тематическими картами, текстовой информацией, статистическими данными; умение систематизировать и классифицировать  информацию; способствовать развитию коммуникативной и информационной культуры учащихся.
    3. Воспитывающая–воспитывать интерес учащихся к изучению хозяйства своего государства; коммуникативные навыки.
    
     Средство обучения: атлас 9 класс; презентация к уроку «Транспорт  Сухопутный транспорт», карточки со  статистическими данными, индивидуальные задания.
    
    ХОД УРОКА
    I. Орг. МоментОрганизовать внимание учащихся, нацелить на активную работу в 
    ходе урока.
    Перед уроком на парты учащихся приклеиваются стикеры разного цвета с разноуровневым домашним заданием.
    II. Актуализация полученных ранее знаний и умений для обеспечения продуктивной деятельности учащихся при изучении нового материала.
    Учитель ставит перед учащимися проблемную задачу:
    Мы с вами изучили пищевую и легкую промышленность, как эта продукция доходит до потребителя?
    К какой отрасли мы можем с вами отнести магазины? Что они производят?
    Назовите еще, где нам оказывают услуги?
    Что такое услуга? 
    Какая услуга стоит между производством продукции и потребителем?
    . Ваша задача:
    1Ряд -  доказать целесообразность размещения предприятий  легкой промышленности.
    2Ряд - доказать целесообразность размещения предприятий пищевой промышленности (молочного комбината) на данной территории.
    3Ряд – привести доводы, доказывающие нерентабельность данной затеи.
    Учащиеся работают по плану: 
    1. Природные ресурсы (сырьевая база, агроклиматические ресурсы)
    2. Потребители.
    3. Обеспеченность транспортом
    4. Обеспеченность квалифицированными рабочими кадрами.
    
    4 Группа «эксперты»* – получает индивидуальное задание (Проведите географическую экспертизу представленных проектов).
    
    Учащиеся приводят свои доказательства, приходят к выводу, что одним из факторов, оказывающих влияние на размещение молочного комбината, и легкой промышленности является  транспортный фактор.
     - Тема сегодняшнего урока? «Транспорт России». (запись темы в тетрадь)
    - Исходя из темы урока, сформулируйте цель урока.
     Изучить транспортный комплекс России, его роль в экономике страны
    
    III. Изучение нового материала.
    1. - Существую выражение «Транспорт – это кровеносная система страны». Докажите правильность этого высказывания.
    Запись термина «транспорт» в тетрадь.
    2. Работа в группах: 
    1. Гр. – выявить, что включает в себя понятие  «транспорт»(средства передвижения, пути сообщения, вспомогательные устройства: порты, вокзалы, аэропорты; специалистов – транспортников)
    2 гр. – обозначить задачи, которые решает транспорт
    3 гр. – используя текст учебника, выделить показатели транспорта (кол-во перевезенных грузов и пассажиров, себестоимость, грузоподъемность, скорость перевозок, влияние природных условий на работу)
    4.гр. – составить схему «Виды транспорта»
    5 гр. – работа с картой «Железнодорожный транспорт». Выявить обеспеченность транспортом Европейской и Азиатской частей страны. Основные магистрали. Что преобладает в структуре грузоперевозок.
    6 гр - работа с картой «Автомобильный транспорт». Сравнить плотность автомобильных дорог в  Европейской и Азиатской частях страны. 
    7 гр- работа с картой «Трубопроводный транспорт». Основные магистрали. Что преобладает в структуре грузоперевозок.
    
    3. – выступление групп в следующем порядке:  
    1гр «составляющие термина «Транспорт»,
    2гр«Задачи транспорта»
     «Транспортная система» 
    Учитель: с помощью какого-либо одного виды транспорта решить эти задачи невозможно, поэтому в России все виды транспорта взаимодействуют друг с другом, дополняя друг друга, образую транспортную систему. – Исходя из определения,   раскройте термин «транспортный узел»
    (Если посмотреть на карту транспорта, то можно заметить, что крупные города на ней напоминают пауков, сидящих в центре или на краю раскинувшейся вокруг них паутины. Сюда сходятся многочисленные дороги, трубопроводы, авиалинии. Пути сообщения образуют сеть, а их пересечения – транспортные узлы).
    4 гр «Виды  транспорта»
    3 гр «Показатели работы транспорта»
    6 гр «Автомобильный транспорт»
    5гр «карта «Железнодорожный транспорт»
    6гр «Трубопроводный транспорт»
    
    Вывод:  Из анализа тематических карт какой можно сделать вывод? (территория России недостаточно обеспечена транспортной сетью).
    Выступление «экспертов»  проведению географической экспертизы представленных проектов.
    
    4. Учитель: работая с текстом параграфа, заполните таблицу «Анализ эффективности работы транспорта» 
    
    железнодорожный
    автомобильный
    трубопроводный 
    Низкая себестоимость
    
    
    
    Большая скорость транспортировки
    
    
    
    Большая дальность перевозок
    
    
    
    Влияние на окружающую среду
    
    
    
    Влияние природных условий на работу транспорта
    
    
    
    Возможность доставки груза непосредственно к потребителю
    
    
    
    
    Роль различных видов транспорта в транспортной системе определяется их долей в общей работе транспорта.  При выборе вида транспорта учитывают себестоимость и скорость транспортировки, грузоподъемность и влияние природных условий на его работу. 
    Вывод по таблице. – Какой вид транспорта набрал наибольшее количество положительных знаков
    Из таблицы видно, что железнодорожный транспорт является ведущим в транспортной системе страны.Обоснуйте, почему? (Это обусловлено географическими особенностями нашей страны: протяженность с запада на восток; грузоподъемностью, надежностью, универсальностью, относительной дешевизной перевозок). («Доля видов транспорта»).
    Основные черта географии российских железных дорог определились еще в дореволюционный период и мало изменились с того времени. (работа с картой «Железнодорожный транспорт»)
    - Какую форму имеют ж.д в Европейский и Азиатской частях страны? С чем это связано? (экономика России исторически концентрировалась в европейской части страны. Её основные связи, следовательно и потоки грузов ориентированы преимущественно  на запад и юг. Там расположены порты и основные торговые партнеры. На восток от европейского колеса протянулись широтные магистрали. Чем восточнее, тем их меньше.)
     - В последнее время политика правительства направлена на развитие азиатского региона: разработку новых месторождений, строительство новых предприятий. Как вы думаете, эти идеи будут быстро воплощены в жизнь? (нет, быстро растет грузопоток между Сибирью, Дальнем Востоков и европейской частью, осуществлять эти перевозки стало труднее, так как недостаточное обеспечение транспортом.Поэтому строительство новых железных дорог на востоке России остается важнейшей задачей)
    Трубопроводный транспорт
    
    Трубопроводный транспорт - по грузообороту вышел на 1 место.
    Прокладка трубопровода дешевле, чем строительство железной дороги. Транспортировка нефти по трубам обходится в 2-3 раза дешевле, чем железнодорожным транспортом. По трубам насосные станции перекачивают нефть, газ, керосин, бензин, т. е. жидкие и газообразные продукты. Длина газопроводов в два раза больше длины нефтепроводов. Самые длинные нефте- и газопроводы проложены из Западной Сибири в европейскую часть России и за границу. В России по нефтепроводам переправляется 95% нефти, и по газопроводам -почти весь газ. Работа трубопроводов контролируется автоматами, которые обслуживает небольшое количество людей.
    Трубопроводный транспорт не имеет выбросов в атмосферу. Не загрязняет природу. Но 50% трубопроводов имеют высокую степень износа. Ежегодно в стране происходит около 700 разрывов трубопроводов. Б результате разлива нефти происходит очень сильное загрязнение природы, а при утечке газа из газопровода возможны взрывы, пожары, гибель людей. Страшная катастрофа случилась в Башкирии, когда произошел взрыв скопившегося в котловине газа во время встречного движения двух пассажирских поездов. Погибло много людей, среди которых были дети.
    
    Вывод урока 
    чтобы развивать отрасли промышленности – необходимо сначала обеспечить территорию транспортными путями.
     Рефлексия Мы рассмотрели все вопросы, которые поставили перед изучением темы.
    какой вопрос урока вам показался интересным?
    что вызвало затруднение?
    какие моменты урока вы бы исключили?
    что бы вы хотели узнать более подробно?
    IV. Домашнее задание
    1 уровень –п. 37, 
    2 Уровень – п.37, составить таблицу «Влияние природных условий на транспорт»
    3  уровень –п.37, подготовить сообщения «Транспорт и экология» (автомобильный,  железнодорожный, авиационный)
    
    Индивидуальное сообщение «Развитие железнодорожного транспорта в России»
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Мартыненко Е. Н.

    Скачать: География 9кл - Конспект.docx

Задания к уроку