Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

1. Экономическая и социальная география как наука. (Полькин С.В.)

Текст урока

  • Конспект

                                                                                                      Полькин Сергей Васильевич
                                                                                                     учитель географии
                                                                                                     Староборискинского филиала
                                                                                                     МБОУ «Бакаевская СОШ»
                                                                                                     Северного района
    География
    Класс: 9
    УМК: «География. Население и хозяйство России», Е.М.Домогацких, 2013 год.
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: «Экономическая и социальная география как наука. Предмет, задачи, объекты изучения. Источники географической информации».
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1
    Место урока в системе уроков по теме: вводный урок.
    Цель урока: Сформулировать задачи курса экономической и социальной географии Рос­сии.
    Задачи урока: Позна­комить с учеными географами России. Вызвать интерес к изучению географии хозяй­ства и населения. Познакомить учащихся с особенностями структуры учебника.
    Планируемые результаты: учащиеся понимают роль и место экономической и социальной географии в человеческом обществе.
    Техническое обеспечение урока: компьютер
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:
    
                                                          Содержание урока
    I.        Организационный момент
    II.      Вводная беседа.
    - В 8 классе мы изучали физическую географию России - знакомились с природой нашей Родины. Мы с вами знаем, что она самая большая по площади, богата разнообразными природными ресурсами, отличается от других стран разнообразием природных условий. Когда на Дальнем Востоке наступает утро, мы с вами ещё отдыхаем перед трудовым днём. Курс социальной и экономической географии в 9 классе является завершающим, самым главным звеном в изучении географии за курс основной школы.
    Почему курс географии называется «экономическая» и «социальная»? «Экономическая» - изучение экономики (хозяйства) страны, «социальная» - изучение населения.
    Изучив курс географии в 9 классе, мы с вами узнаем, как человек адаптируется в сложных, часто суровых природных условиях нашей огромной по площади страны. Нам предстоит узнать, какие народы населяют территорию нашей страны, к каким языковым группам и семьям относятся эти народы; как размещается население по территории нашей страны и какие причины влияют на это размещение. Из-за больших размеров страны отдельные её части отличаются особенностями природных условий и ресурсов, историей освоения и заселения. Поэтому возникает необходимость в районировании территории нашей страны: мы с вами будем изучать экономические районы, рассмотрим факторы районирования. Каждый экономический район отличается своими отраслями специализации, на развитие которых влияют природные и социальные предпосылки.                 В курсе социальной и экономической географии много новых терминов, которые необходимо знать и понимать. В этом нам и поможет краткий словарь терминов, составление которого мы с вами начнём на сегодняшнем уроке. С этим словарём терминов мы будем работать на каждом уроке, дополнять его. Заполнение словаря терминов мы с вами начнём с сегодняшнего урока и запишем в нём первые 2 термина:  экономическая и социальная география, экономика (хозяйство) страны.
    В 9 классе мы будем также использовать цифровой справочный (статистический) материал: для этого мы с вами будем изучать справочную литературу, энциклопедии. Много цифровых данных приводится и в самом учебнике географии. Важное значение в изучении социальной и экономической географии имеет работа с картами атласа, контурными картами. Без знания карты нельзя хорошо знать географию. И конечно же мы узнаем много нового о нашей Оренбургской области: о населении, отраслях экономики, социальных, экономических и экологических проблемах и путях их решения.
    В учебнике Е.М. Домогацких перед каждым параграфом имеется рубрика «Вспомните», которая выделяет основные вопросы параграфа. В конце пара­графа имеется рубрика «Повторим главное», в которой даются основные положения новой темы.
     Первая часть нашего курса - это география отраслей хозяйства и населе­ния. Но, изучив географию транспорта, промышленности, сельского хозяйства, очень трудно представить образ какой-то отдельной части страны, необходимо и комплексное изучение отдельных экономических районов.
    В настоящее время география занимается не только описанием, но и объяснени­ем, прогнозом изменений в окружающей среде, которые могут произойти в результате хозяйственной деятельности человека. 
          В 9 классе мы познакомимся с проблемами населения и хозяйства России: экономическими, социальными, экологическими, демографическими. Выявив отличительные черты территории какого - то экономического района или субъекта Российской Федерации; изучив его экономические особенности, мы сможем сделать аргументированный прогноз о будущем этой территории.
    Где и почему построены в России города и заводы, дороги и порты, дома отдыха и шахты? Почему крупные города Санкт-Петербург, Самара, Нижний Новгород и многие другие процветают и сейчас, а сельская глубинка становится безлюдной? Почему исчезли тысячи деревень, десятки городов? Как избежать ошибочного выбора места для создания новых объектов? Сейчас в России тысячи недостроенных заводов, дорог, электростанций и т. д. Это средства, которые можно было вложить в развитие инфраструктуры населённых пунктов, в строительство важных предприятий экономики.
    Но в России города построены и за Северным полярным кругом. В этих городах холодное и короткое лето, длинная и суровая зима, здесь тундра и многолетняя мерзлота. Строительство городов в районах с экстремальными природными условиями объясняется интересами экономики страны и даже интересами безопасности нашей родины.
    III.            Закрепление
    -               Что изучает экономическая и социальная география России? (Экономику (хо­зяйство) и население и их размещение на территории страны.)
    -               Кто является основателем экономической географии России? (Н. Н. Баранский.)
    -               Каковы основные задачи географии? (Описание, объяснение процессов проис­ходящих в стране, предсказание или прогноз изменений, которые могут на­ступить при том или ином воздействии человека, управление географически­ми объектами, создание новых объектов, т. е. география должна помогать обществу решать те или иные конкретные проблемы, т. е. выполнять прак­тические жизненные важные для населения и хозяйства страны задачи.)
    Домашнее задание: параграф 1, дополнительный материал.
    
     

    Автор(ы): Полькин С. В.

    Скачать: География 9кл - Конспект.doc